ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Ай да Пушкин!

Изменить размер шрифта

pushkin-1

Конфликт с Украиной, как полагает обозреватель «Российской газеты» Леонид Радзиховский, воспринимается народом в нашей стране так эмоционально, что это до конца не объяснишь - ни экономикой, ни политикой, ни пропагандой. Вот уж точно - "чисто личное и никакого бизнеса".

Здесь затронуты те самые "архетипы", "культурные коды", "исторические комплексы" и т. п. А раз речь идет о Русской матрице, сразу приходишь к Пушкину.

Нигде так точно, полно, конкретно не описаны все сегодняшние переживания России, как в стихотворении Пушкина "Клеветникам России".

Если бы на очередном ток-шоу все участники только зачитывали - строка за строкой - "Клеветников", не портя гениальный текст "своими добавками", то весь смысл обсуждений стал бы сразу прозрачно ясен и обрел Историческое измерение.

Стихотворение 1831 г. - очередное восстание в Польше вызвало в Англии и Франции, в парламенте и газетах очередную антирусскую кампанию.

"О чем шумите вы, народные витии?/ Зачем анафемой грозите вы России?/ Что возмутило вас? Волнения Литвы?/ Оставьте: это спор славян между собою,/ Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, / Вопрос, которого не разрешите вы. /...Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? вот вопрос. / ...Вам непонятна, вам чужда / Cия семейная вражда". Вот первая мысль (чувство) Пушкина - мы обречены на "семейную вражду", на "спор славян между собой". Вопрос жизни и смерти : или славянские ручьи "сольются в русском море", или "оно иссякнет". Так, и только так.

Но тема стихотворения - не внутренний "спор славян между собой", а вмешательство "третьей силы", "клеветников России" из Европы. "И ненавидите вы нас..." - вот что Пушкин видит на Западе. Видит государственно-общественную русофобию, которая только ищет любой повод, чтобы открыто проявиться.

"За что ж? ответствуйте: за то ли, / Что на развалинах пылающей Москвы / Мы не признали наглой воли / Того, под кем дрожали вы? / За то ль, что в бездну повалили / Мы тяготеющий над царствами кумир / И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир?..".

Странно все-таки - да, это написано не к 9 Мая... Удивительно, как буквально все повторяется. Как будто не спираль, а просто вечный гончарный круг Истории... По крайней мере - Истории России.

Ну и - катарсис, долгожданный "наш ответ".

"Вы грозны на словах - попробуйте на деле !/ Иль старый богатырь, покойный на постели,/ Не в силах завинтить свой измаильский штык?/ Иль русского Царя уже бессильно слово?/ Иль нам с Европой спорить ново? / Иль русский от побед отвык?". Да, это уж не невинное "спасибо деду за Победу...". "Так высылайте ж к нам, витии, / Своих озлобленных сынов: / Есть место им в полях России,/ Среди нечуждых им гробов".

Сейчас ни на каком "ток-шоу" ТАК говорить (даже цитировать, даже думать!) никто не посмеет, поперхнется. Но то был XIX век - все продукты натуральные...

В общем, в этом коротком стихотворении ВСЯ программа славянофилов, националистов, империалистов, геополитиков... Бесчисленные тома, миллионы слов и тысячи передач за 200 лет ничего не прибавили к Державному течению этих прозрачных строк.

За прошедшие века "спор славян" то сдвигался на Запад (Чехословакия, 1968), то - резко на Восток. И вот уже "старый спор" стал таким "домашним", как Пушкин в страшном сне вообразить не мог - идет в той самой "Новороссии"... Но хотя координаты меняются, само противоборство - неизменно. Однако, так ли судьбоносен этот спор ? Ведь хотя "славянские ручьи не слились в русском море" (а славянофилы под "ручьями" понимали вообще всю Вост. Европу, про которую сейчас мы и думать забыли!), но и море от этого за два века вовсе не иссякло! Так, что же, сама постановка вопроса оказалась ложной? Море прекрасно существует без ручьев, а ручьи - без моря?

Однако реальна не только география, но и переживания людей по ее поводу! А переживания похожи: как тогда Пушкин считал судьбоносным "братский спор" с поляками, почти так же сегодня Россия переживает спор с украинцами. Внутренняя проблема русского самосознания осталась.

Тем более осталась в России и презумпция "западной русофобии". Да, эти настроения разжигают СМИ, но народное сознание - не чистая доска: что напишешь, то и прочтешь. Наоборот, глубокое недоверие к Западу первично, СМИ его только закрепляют, и именно поэтому им верят. Что ж, Пушкин - "наше всё". Не поспоришь.

Вот только мы сегодня далеко не "пушкинское всё"!

Если наша политическая философия сейчас свелась к скрежещущему пересказу "Клеветников", то взгляды самого Пушкина неизмеримо шире.

"Правительство в России есть первый европеец". В устах Пушкина это - высшая похвала. Понятно, ведь не "правительство", а он сам был (и остался!) Первым европейцем России! Автор "Маленьких трагедий", любивший Петра именно за то, что тот "В Европу прорубил окно!", никогда не был европофобом, он, наоборот, всегда был убежденным европофилом!

А вот противоположностью "европорядку" Пушкин видел хаос, "русский бунт - бессмысленный и беспощадный". Так уж не "русофоб" ли сам Отец Русской Культуры? Но и в самом этом бунте (как и во "всем, что гибелью грозит") Пушкин чувствовал какое-то "неизъяснимо наслажденье" и поэтизировал Пугачева...

Пушкин охватывает ВСЕ наши исторические надежды, страхи, сомнения, комплексы. Своим волшебно-острым пером он быстро обозначил все оси координат русского духовного пространства. Многомерного, неоднородного Пространства, в котором только и есть чем дышать России. Мы живем в этом пространстве, и оно живет в нас. Просто сейчас - надо надеяться, ненадолго - закрыв всё, на первый план шумно вышел только один план, тот самый, который гениально выражен в "Клеветниках России".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!