В ХХ веке Россия дала миру три волны эмиграции, сравнимые по масштабам с Великим переселением народов. Хотя за границу уехали миллионы наших соотечественников, в дальнем зарубежье не возникло полноценного «русского мира». Причина – ускоренная ассимиляция русских по сравнению с другими народами.
Не диаспора
Как отмечают историки и социологи, эффективной консолидации в среде русских эмигрантов не произошло. Хотя такие попытки активно предпринимались в 1920-30-х годах, уже тогда белые генералы сравнивали большинство русских с «людской пылью», имея в виду отсутствие солидарности. Сегодня потомки русских, активно влившихся в западное общество, зачастую уже утратили свой язык. Эти процессы происходили стремительно, прямо на глазах старшего поколения, уехавшего из России.
«Во втором поколении многие потомки мигрантов из России не только говорят с акцентом на русском языке, но и не используют его дома, не интересуются ситуацией в России. А в третьем поколении и вовсе можно констатировать такой феномен, как «угасание русского языка». Например, руководитель русской общины в Аделаиде рассказывал: «Мой сын родился в Австралии. Он говорит со мной по-русски, конечно. Но мои внуки вообще не говорят по-русски. Я пытаюсь с ними говорить. А они переходят на английский постоянно», — описывает нынешнюю ситуацию профессор Сергей Рязанцев, руководитель Центра демографии РАН.
Данный исследователь считает, что русских за рубежом нельзя назвать «диаспорой» (такой, как, например, китайская или армянская). В лучшем случае, по его мнению, можно говорить о «русскоговорящих сообществах». Зримым подтверждением скоростной ассимиляции русских являются данные переписи населения. Например, в США в 1990 году «русскими» себя назвали 2,9 млн человек. В 2000 году таких людей стало всего 2 млн. И дело, разумеется, не в физической убыли русского населения. Просто 900 тысяч человек сменило самоидентификацию, предпочтя называться «американцами».
Причины ускоренной ассимиляции
Быстрой ассимиляции русских за границей способствовал их колоссальный разброс по всему миру. У наших соотечественников не было предпочтительных стран для жизни, они оседали в США, Франции, Канаде, Аргентине, Австралии (в отличие, к примеру, от турок, выбравших одно приоритетное направление – Германию). Однако даже в этих странах русские селились крайне дисперсно. Почти нигде в мире не возникло районов преимущественного компактного проживания русских (Брайтон-Бич в Нью-Йорке не в счёт – его не случайно называют «Маленькой Одессой»). Одна из причин этого заключается в высоком уровне образования выходцев из России, что характерно как для современных эмигрантов, так и для первой, «дворянской» волны. Русские быстро овладевают языком принявшей их страны и стремятся ничем не выделяться среди своего окружения.
«Многие из них имеют высшее образование, являются профессионалами и при выборе районов расселения ориентируются в большей степени на социально-экономический статус окружающего населения, чем этнотерриториальный», — отмечает Сергей Рязанцев.
Уже во втором поколении русские нередко предпочитали заключать браки с иностранцами, а не между собой. Примером могут служить дочери певца Фёдора Шаляпина Татьяна, Марфа и Марина, вышедшие замуж за европейцев. Смешанные браки были инструментом улучшения экономического положения – ведь многие русские уезжали практически без имущества. Церковь при этом не запрещала православным заключать браки с другими христианами. Исключением тут стали старообрядцы – имея более жёсткие религиозно регламентированные нормы поведения, они и по сей день сохраняют общинную структуру.
Наконец, ещё одна, и в духовном смысле, вероятно, важнейшая причина отстранённости зарубежных русских друг от друга, заключается в том, что у них нет позитивного мифологизированного образа Родины (в отличие от тех же евреев и армян). В данном случае сказались как враждебность официального Советского Союза в XX веке, так и отсутствие внятной политики современной России в отношении соотечественников.
Конечно, люди могут жить там, где они хотят, строить семьи и вливаться в иную среду. Но свои корни, язык, родную землю забывать все-таки не стоило бы. Разве не приятно и здорово наблюдать, как граждане, живя в другом государстве, гордятся своей культурой, традициями, с теплом вспоминают страну и стремятся сохранить родной язык? Что-то с нами не так? Или что не так?
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.