ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Обучились первые русские за границей, а вот возвращаться на родину не спешили

Ярослав Бутаков, cyrillitsa.ru   
14 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Первые русские студенты в Западной Европе появились в самом начале 17 века, при царе Борисе Годунове.

Обучились первые русские за границей, а вот возвращаться на родину и не спешили

Борис Годунов – царь-преобразователь

На рубеже 16 и 17 веков контакты России с Западной Европой стали более интенсивными. Московское царство нуждалось в специалистах: врачах, инженерах, знатоках военного дела и т.п. Любопытство знатных классов русского общества возбуждал образ жизни западной аристократии, её материальное богатство и склад понятий. Выразителем этих новых настроений в России стал царь Борис Годунов (1598-1605).

Он усердно приглашал из разных европейских стран профессионалов: врачей, инженеров, знатоков военного дела. На сто с лишним лет раньше Петра Великого Годунов предпринял попытку организовать в России высшие учебные заведения. Естественно, преподавательские кадры для них мог дать только Запад.

Особенно важно было изучение иностранных языков для представителей дипломатической службы. Из-за того, что среди русских не было знающих иностранные языки, интересы Российского государства часто терпели ущерб. В переговорах приходилось доверяться иностранным толмачам, которые, порой, ради личной выгоды переводили неточно.

В 1600 году Борис Годунов отправил в Германию одного из служивших ему иноземцев, по имени Иоганн Крамер, чтобы тот набрал там профессоров и докторов разных наук, а особенно учителей латыни и живых европейских языков, и привёз их в Россию. Но, как повествует Николай Карамзин, «сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства, которое представило царю, что Россия благоденствует в мире единством закона и языка, что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви, и что во всяком случае неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам».

Оставив план устроить в России университет на западный манер, Борис Годунов, однако, не бросил свою идею обучить по-европейски часть русского знатного юношества. Восемнадцать молодых детей боярских (дворян) были посланы Годуновым «в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным».

Карамзин основывался на записках немца Конрада Буссова, служившего Годунову. Есть свидетельства, подтверждающие это. Так, шведский посол Петер Петрей упоминал ещё и об отправке учеников в Стокгольм. О студентах, отправленных в Германию, сохранился документ Посольского приказа, на который ссылается историк Борис Кузнецов («Родина», 2000, №10). В 1603 году Борис Годунов милостиво принял посольство Ганзейского союза и отправил его на родину, придав ему пятерых русских молодых дворян. Им было наказано учиться латинскому и немецкому языкам, чтобы по возвращении служить в Посольском приказе. Особо оговаривалось, чтобы студенты могли за границей исповедовать православие, и чтобы их не принуждали принять иную веру. В том же году магистрат Любека известил Москву, что отданные для обучения наукам русские дворяне благополучно прибыли в город.

По-видимому, общее число студентов, отправленных Годуновым за границу, было всё-таки меньше восемнадцати (по шесть в каждую страну, как писал Буссов). Так, в Англию, с которой у России были самые тёплые отношения из всех западных стран, были достоверно посланы только четыре ученика. 30 июля 1602 года они отплыли из Архангельска.

А уже осенью 1603 года на юго-западной окраине Русского государства появился первый Лжедмитрий. Летом 1605 года он воцарился в Москве. Русь погрузилась в пучину Смуты.

Первые невозвращенцы

Спустя три года, в 1606 году, когда на Москве вроде бы утвердился законный царь Василий Шуйский, бургомистр Любека написал письмо в Посольский приказ. Он жаловался на буйное поведение русских студентов, которые не желают учиться наукам, и двое из них уже якобы сбежали в Россию. Бургомистр спрашивал, что делать с остальными тремя. На это дьяки по поручению царя отвечали, что из сбежавших никто в России не появлялся, но чтобы остальных троих немцы берегли и, не научив их языкам, обратно бы в Россию не отпускали. Вскоре в России закрутился очередной виток Смуты, и судьба этих студиозусов осталась невыясненной до сих пор.

Интереснее сложилась жизнь четверых детей боярских, посланных в Англию: Никифора Алферьева, Афанасия Кожухова, Назария Давыдова и Фёдора Костомарова. Они в Англии женились, сделали неплохую карьеру, а когда в России закончилась Смута, русское правительство стало добиваться их возвращения на родину.

Про студентов вспомнили уже в 1613 году. Отправляя в Лондон посла Алексея Зюзина, царь Михаил Романов велел ему узнать, что стало с теми молодыми людьми, что были отправлены при царе Борисе в обучение, и требовать их присылки в Россию. Посол выяснил, что Алферьев живёт в Лондоне. Он даже встретился с ним, но Никифор отказался возвращаться. Про Костомарова сказали, что он служит королевским секретарём в Ирландии, а Кожухов и Давыдов – чиновниками в Индии. Английское правительство обещало принять меры к возвращению Алферьева и Костомарова, а по приезде из Индии двоих других – и их тоже. Посол этим удовольствовался и вернулся в Москву.

Но в Москве ответом англичан не удовлетворились. Там уже догадались, что английское правительство помогает русским студентам в их желании стать эмигрантами. Это было неприемлемо для русского правительства, в котором господствовал взгляд, что подданный царя не смеет иметь никакой своей воли опричь воли царской. Поэтому надобно вернуть подданных царю хотя бы и неволею. Этот подход был совершенно неприемлем уже для английского правительства.

Так потянулась целая вереница русских посольств, каждое из которых старалось добиться от англичан выдачи русских беглецов. Что они беглецы и не желают сами возвращаться на родину из страны, в которой им было гораздо вольнее и сытнее, было уже понятно. В 1615, 1617, 1621 годах московские послы обивали пороги парламента и королевского дворца с требованиями выдачи эмигрантов. Дьяк Грязев даже прибегнул к похищению Алферьева, но тому помогли бежать с посольского двора английские друзья.

Англичане не собирались уступать. Про Кожухова и Давыдова они заявили, что те умерли в Индии, а Костомаров в Ирландии. Так ли это было, неведомо, но русским ничего не оставалось как удовольствоваться этими объяснениями. Оставался один Никифор Григорьевич Алферьев. Вопрос приобретал принципиальный характер, так как Алферьев принял англиканскую веру и даже стал викарием. За отступление от православия ему в России грозило сожжение живьём. Король Яков I отверг обвинения, будто Алферьев был насильно совращён в чужую веру. Когда русские послы сбавили тон и стали настаивать, что Алферьев «по глупости, по младости» отступил от православия, король заявил, что не может арестовать и депортировать его за исповедание одной с ним, королём, религии. Так послы и остались ни с чем.

Никифор Григорьевич Алферьев прожил долгую насыщенную жизнь в Англии. У него родилось восемь детей. Свои дни он окончил в 1660 году в лондонском квартале Хаммерсмит уважаемым всеми священником.

История с русскими студентами и удивительная, и не удивительная одновременно. Потому что ситуация до боли знакома и сколько угодно раз повторяется в наши времена. Многие обучающиеся на заморских берегах и не думают возвращаться в Россию. Стоит, наверное, как следует подумать – а почему?

А еще публикации, поддерживающие историческую канву, можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Тарапунька и Штепсель
  • Необычная молитва
    Не вмешивайтесь в любовь и молитву других людей. Отбросьте идею о том, что вы знаете способ молиться и любить. Просто уважайте других, как бы они ни делали это — их любовь и молитва совершенны для них.
  • Поэзия фронтовиков о войне с Японией
    В книге «Я дрался с самураями» (2005 г.) своими воспоминаниями делятся те, «кто воевал на Халхин-Голе, в Китае и в Маньчжурии, кто в августе 45-го с боями прошёл «через Гоби и Хинган», разгромил Квантунскую армию и вновь поднял русское знамя над Южным Сахалином, Курилами и Порт-Артуром». Фронтовики рассказывали: «Дойдя до Порт-Артура, мы поклонились праху погибших там в начале века русских солдат и сказали: «Мы вернулись, мы рассчитались за вас». «В сталинском приказе день Победы над Японией – 3 сентября – был объявлен праздничным. Потом эту дату пытались вычеркнуть из народной памяти».
  • Смешные котики и собачки
  • Самый главный вопрос
    В начале 50-х годов Альберт Эйнштейн, удалившись от публичности, продолжал работать в своей Нью-Йоркской квартире над Общей теорией поля.
  • Детство – «время рисковать»? И кто выжил – повезло?
    За прохождением детства ребятишками следят их родители. Последние ответственны за жизни и здоровье своих детей и, конечно, должны видеть ситуации, где ребенку может грозить какая-то опасность. Но не всегда всё можно учесть. Да и с взрослеющими отпрысками за руку гулять уже не будешь, и они могут совершить что-то такое, что повлечет за собой беду. Поэтому детство не такое уж и безоблачное время, но еще и, как показывает практика, очень рискованное.
  • За последние 20 лет в России исчезли 20 тыс. деревень – по три ежедневно!
    В октябре 2020 г. пройдёт очередная Всероссийская перепись населения и наверняка принесёт результаты, которые демографы предрекают давно: деревни в понимании Пушкина, Шолохова или Абрамова больше нет. Что это значит? Во-первых, рождаемость будет неважной, поскольку семьи по 5–6 детей – это скорее про деревню, чем про город. Во-вторых, нехватка рабочих рук может ещё сильнее замедлить экономический рост, поскольку ослабление рубля и падение уровня жизни делают Россию всё менее привлекательным местом для мигрантов. А в своих деревнях уже давно нет трудовых резервов, способных насытить города свежей кровью. В-третьих, многое изменится в понимании загадочного термина «душа России»: ведь вся пропаганда, все духовные скрепы ковались в расчёте на людей с деревенским менталитетом, даже если они живут в городах (как правило, не очень давно). По-простому говоря, Россия без деревни – это новое государство, которым невозможно управлять по нынешним лекалам. Парадокс в том, что власть, стремящаяся вечно находиться у руля, развал деревни всячески поощряет.
  • Много чего раньше стыдились на Руси: своего богатства и даже того, что русские
    Чyвcтвo cтыдa для pyccкoгo чeлoвeкa знaчит бoльшe, чeм для пpeдcтaвитeля дpyгoй нaции. Pyccкий филocoф Bлaдимиp Сoлoвьeв гoвopил, чтo кpoмe, милocти Бoгa и eгo пoмoщи, нa пyти в цapcтвo Бoжьe pyccкoгo чeлoвeкa пoддepживaют «тpи aтpибyтa чeлoвeчecкoй пpиpoды — cтыд, жaлocть и блaгoгoвeниe».
  • Легендарному генералу Анатолию Романову исполнилось 72 года
    Уже 25 лет генерал Анатолий Романов ведет самый серьезный бой в своей жизни. С ним вместе все эти годы – его жена.
  • А. Райкин — «Кто сшил костюм?»
  • Домашняя ящерица
    Один богатый человек держал у себя дома ящерицу. Та медленно ходила по комнатам, и хозяин относился к ней, как к части интерьера, совершенно не считая её живым существом.
  • Куда исчезли саргаты, строители «египетских» пирамид в Сибири?
    Сибирь веками была плавильным котлом для народов. Она хранит много загадок. Тайну строителей огромных пирамид – древних саргатов (саргатцев) ученые не могут разгадать до сих пор. Больше тысячи лет (VI век до н.э.—V век н.э.) они жили рядом со скифами, хуннами и сарматами. Они имели свою уникальную культуру, от которой остались лишь городища и огромные насыпные пирамиды-курганы. Под курганами саргаты хоронили свою знать, сопровождая их в загробный мир богатой утварью, золотыми изделиями и человеческими жертвоприношениями.
  • Аркадий Райкин в масках
  • Оленьи копытца
    Когда-то давным-давно у оленей были бархатистые мягкие лапки, нежные как у котёнка. Бегали они по лесу бесшумно, траву лишний раз не приминая, да всяких тварей мелких не травмируя.
  • Как связаны места захоронений и «голубцы»?
    До сих пор на русских кладбищах можно увидеть кресты, покрытые своеобразными крышами. На самом же деле во времена язычества подобные надгробные памятники не были редкостью. Только небольшая кровля тогда венчала не крест, а столбец. Такие «избушки» для мертвых называли на Руси «голубцами».
  • Я бы в блогеры пошел, пусть меня научат
    Дети сейчас много времени проводят в интернете, в социальных сетях, на разных платформах. И некоторые из них становятся успешными блогерами. Явление это достаточно новое и как к нему относиться – вопрос дискуссионный. Слава может закончиться, и не станет ли это непреодолимым испытанием для детской психики? Большие деньги, которые сваливаются на ребячьи плечи – не повод ли для беспокойства, что это может их ещё с юных лет развратить? А может здорово, что у детей есть возможность стать миллионерами прямо с пеленок и без проблем открывать себе в этой жизни побольше дверей? Давайте вместе подумаем, погрузившись немного в историю блогерства одной из девочек Краснодарского края.
  • Сергей Бондарчук не любил праздного препровождения времени
    25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Сергея Бондарчука. Несмотря на звания и награды (один «Оскар» чего стоит), в быту Сергей Федорович был человеком скромным. Ниже – связанные с режиссером воспоминания фотографа Сергея Иванова.
  • Как спасти шею: средство наших бабушек
    Одна из самых «предательских» частей тела, которая может выдать возраст «с потрохами», считается шея. И это неудивительно: дряблость кожи под подбородком, со временем может расползтись и занять не только область шеи, но и зону декольте, «презентуя» не только плохое настроение, лишние годы, но и награждая неправильной осанкой и дискомфортом. О том, как избавиться от столь неприятного явления, как дряблая шея, расскажем в статье.
  • А. Райкин. «Незаменимый»
  • Профессор и украденные часы
    Однажды в коридоре престижного университета старый профессор встретил молодого человека.