ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Основными «поставщиками» молока в Древней Руси были коровы

По инф. cyrillitsa.ru   
08 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

Всем известно, что человечество выжило благодаря молоку. В холодные века ледникового периода, в жаре пустынь, в дремучих лесах древней Европы — везде молоко было главным продуктом питания.

Основными «поставщиками» молока в Древней Руси были коровы

Корова-кормилица

Более пяти тысяч лет назад, когда жившие еще в Центральной Азии племена скифов одомашнили первых лошадей, на территории Восточной Европы существовала так называемая Трипольская культура, представителям которой ученые приписывают изобретение молочного животноводства.

Древняя цивилизация, зародившаяся еще в эпоху энеолита, датируется 5500-2700 годами до нашей эры. Она получила свое название по селу Триполье Киевской области, где были обнаружены археологические свидетельства существования этой культуры. По мнению исследователей, именно трипольцы (настоящее название народа утеряно в веках) первыми одомашнили крупный и мелкий рогатый скот.

Предками домашних коров ученые считают туров, которыми были богаты леса и степи Восточной Европы. Люди начали держать этих животных в загонах, на мощных быках возили поклажу и пахали поля. Маленьких турят кормили сеном, а остатки молока стали употреблять в пищу. Так и появились современные коровы.

Первые документальные свидетельства о молочном животноводстве на Руси ученые обнаружили на берестяных грамотах, датированных IX веком. Причем, если судить по этим историческим записям, в то время наши далекие предки уже освоили производство масла, сыра, простокваши и т.п.

Жители Древней Руси считали молоко питательным и полезным продуктом, они использовали его в приготовлении многих блюд. Издавна сохранилось уважительное отношение к корове, которую почитали главной кормилицей крестьянской семьи. Если учесть, что в дохристианские времена пожар от молнии считался божественным огнем и его было положено тушить не водой, а молоком, то можно себе представить: как много этого продукта имелось в наличии у поселян.

В эпоху православия языческие традиции почитания коров трансформировались, но не исчезли. Например, каждый год 18 апреля по старому стилю (1 мая), когда христианская церковь отмечает день святого Василия, во многих деревнях устраивали так называемые коровьи праздники. Было принято давать крупному рогатому скоту лучший корм, тщательно чистить животных, особенно в этот день.

Альтернативные варианты

Хотя основными «поставщиками» молока в Древней Руси были коровы, наши предки доили и других животных. Этой чести удостоились:

  • козы;
  • кобылы;
  • овцы.

Кроме того, много веков назад русские могли пробовать молоко или продукты его переработки, полученные от:

  • верблюдицы;
  • буйволицы;
  • ослицы;
  • оленухи;
  • самки яка.

Козье молоко занимало второе место по популярности в Древней Руси, уступая лишь коровьему. Мелкий рогатый скот легче содержать, чем крупный. Козы неприхотливы, плодовиты. По этой причине они были широко распространены в крестьянском хозяйстве.

Молоко этих животных содержит больше полиненасыщенных жирных кислот, ценных белков и витаминов А, С, РР и D, чем коровье. Этот продукт легче усваивается организмом, практически не вызывает аллергии.

Причина, по которой козье молоко уступило конкурентную борьбу коровьему, заключается в специфическом запахе и вкусе, который возникает в результате работы сальных желез мелкого рогатого скота.

Несмотря на то, что практически у каждого крестьянина Древней Руси в хозяйстве была лошадь, а чаще всего и не одна, молоко кобылиц не пользовалось особой популярностью у наших предков. Если, например, жители Центральной и Средней Азии, а также татары отдавали предпочтение именно этому молоку, то соседствующие с ними русские крестьяне редко доили кобылиц и практически не употребляли в пищу их мясо.

Причину такого отношения к лошадям исследователи видят в особом уважении, которым на Руси пользовались эти животные. Их считали товарищами по работе, вместе с ними вспахивали землю. Кроме того, лошади были и боевыми соратниками, образ каждого былинного богатыря неотделим от его легендарного скакуна. Поэтому жеребенка не хотели обделять молоком кобылицы, чтобы он вырос крепким, ведь от его будущих усилий на пашне зависело благополучие крестьянской семьи. Да, и зачем доить кобылицу, когда коровы дают достаточно?

Овечье молоко полезнее коровьего и намного жирнее. В Древней Руси оно занимало третье место по употреблению. Этих животных, в основном, разводили на юге страны, где природные условия благоприятны для их содержания. Из овечьего молока готовили сыры и кисломолочные напитки. Сейчас данные продукты широко употребляют в пищу жители Крыма, Кавказа, Центральной и Средней Азии.

Верблюдиц, буйволиц и самок яка жители Древней Руси не разводили. Но они могли употреблять в пищу продукты переработки молока этих животных: сыры, брынзу, айран, джугурт, шубат и т.п. Приграничная торговля с представителями соседних народов в те времена была уже довольно развита.

Оленье молоко, которое широко употреблялось в пищу народами Севера, в 4 раза жирнее коровьего. Его могли пить только те русские, что перебрались в более морозные края по различным причинам. Например, скрываясь от преследования властей или услышав о прибыльных промыслах, которыми можно заниматься в северных землях.

Чисто теоретически жители Древней Руси могли доить и ослиц, ведь эти животные широко распространены в Европе и на Кавказе. Но практически нет никаких исторических свидетельств, что наши предки употребляли в пищу ослиное молоко. Наверное, если это и происходило, то лишь в случае крайней нужды. Например, если все коровы в округе пали от инфекционной болезни, а детей больше нечем кормить.

Кисломолочные напитки

Каждая национальная кухня может похвастаться собственным кисломолочным напитком. Античный историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) указывал, например, что скифы-кочевники готовят из кобыльего молока кумыс. Знали этот напиток и на Руси. Так, Ипатьевская летопись объясняет успешный побег князя Игоря Святославича (1151-1201 гг.) из плена тем, что половецкие стражники были пьяны, они дескать «перебрали» кумыса, который русские в те времена именовали «млечным вином».

В Древней Руси из перебродившего молока готовили простоквашу, ряженку, сыворотку и варенец. Наши предки хорошо знали, что сыворотка способствует стройности организма, препятствует старению. Ее также использовали при лечении травм, для умывания и мытья головы, чтобы улучшить цвет лица и укрепить волосы.

Традиционным русским кисломолочным напитком был варенец, ныне незаслуженно позабытый. Он готовится из топленого молока, как и ряженка, только в отличие от нее в процессе используют не только закваску специальных бактерий, но и жирные сливки. Поэтому у варенца более мягкий и нежный вкус.

Коровье молоко и по сей день является популярным напитком у россиян. Только, как выяснилось, вкусный продукт не всем показан. К примеру, врач может порекомендовать ограничить прием молока при некоторых заболеваниях почек. Со временем у людей зрелого и пожилого возраста могут возникнуть трудности с усвоением молока, и тогда подбирается подходящая диета с использованием молочных продуктов. А вы знаете, что есть... мышиное молоко? Оно очень дорогое, правда и литрами такой продукт не пьют, а производят из него лекарство.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.