ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Сын неба

Мария МАЯКОВА, Телеинформ   
17 Июля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Именем летчика Виктора Талалихина назван проезд в Правобережном округе Иркутска. Младший лейтенант Талалихин погиб смертью храбрых в первый год Великой Отечественной войны – в воздушном бою с фашистскими истребителями. О том, «каким он парнем был», – в новом материале в проекте «Улицы имени Победы».

По примеру братьев

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. В крестьянской семье он был четвертым сыном. Старший из детей Веры Ивановны и Василия Ивановича Талалихиных Павел погиб в Гражданскую войну незадолго до рождения Виктора. Известно, что он был схвачен белогвардейцами во время побывки в родном селе, расстрелян и утоплен в Волге вместе с другими пленными красноармейцами.

Когда Виктору исполнилось шесть лет, семья переехала в Вольск. Там он увлекся авиамоделированием, ходил в небольшую мастерскую, где конструировал модели самолетов и планеров. В Вольске Виктор учился в школе № 1, там и окончил семь классов. Летом 1933 года с семьей переехал в Москву. В 1934 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате. В 17 лет он уже трудился на мясокомбинате по специальности «обвальщик мяса».

В сентябре 1935 года Виктор Талалихин записался в планерный кружок мясокомбината. К тому моменту оба старших брата Виктора уже служили, и оба в авиации: Александр стал механиком, а Николай – морским летчиком. Вероятно, младшего Талалихина именно это подстегнуло пойти той же дорогой.

В июне 1937 года совершил свой первый самостоятельный полет на У-2. «Позднее он писал в своей статье в многотиражной газете мясокомбината «За мясную индустрию»: «Я знал, что сумею после окончания кружка пойти в летчики. «Хорошо» и «отлично» – вот мои отметки. После теоретических занятий наступил день «воздушного крещения». Первый полет был удачен. После него я старался взлететь еще выше… Первая ступень учебы пройдена. Надеюсь, что успешно окончу и вторую. Потом обязательно поступлю в летную школу, чтобы после ее окончания летать так, как летают наши герои – Чкалов, Байдуков и Беляков», – пишет, в свою очередь, Сергей Утехин в биографической книге «Виктор Талалихин».

Через год будущий Герой Советского Союза успешно окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени Чкалова. В должности младшего летчика он служил в 3-й эскадрилье 27-го истребительного авиаполка (ВВС Московского военного округа). Освоил истребитель И-153. В составе полка участвовал в советско-финской войне 1939–40 годов.

Советско-финская война

Отважный летчик без страха и упрека, с обаятельной улыбкой и подходящей биографией, Виктор Талалихин стал идеальным лицом советской пропаганды. Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной Сергеем Утехиным в 1960-х годах, на биплане И-153 «Чайка» Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолета, за что награжден орденом Красной Звезды. В настоящее время данные о воздушных победах летчика не подтверждаются архивными источниками.

Так, например, в газете «Совершенно секретно» в 2016 году выходит исследовательская статья историка Романа Никитина, где он со ссылками на документальные фонды Российского государственного военного архива пишет о некоторых подробностях событий того времени.

«До сих пор нельзя было даже с уверенностью сказать, в составе какой авиационной части Виктор Талалихин принимал участие в советско-финляндской кампании 1939–40-х годов. Существующая биография летчика во многом основывается на беллетристике полувековой давности, а не на подлинных архивных материалах. В одном из дел удалось-таки обнаружить фамилию Талалихин. Документ носит длинное название: «Список летно-технического состава 80-го авиаполка, сдавшего зачет по подготовке взрывателей согласно инструкции». Сопроводительное письмо к списку датировано 13 марта 1940 года – днем окончания финской войны. Младший лейтенант Талалихин В. В., сдавший зачет на «четверку», значится начальником связи 3-й эскадрильи», – говорится в статье.

При этом автор отмечает, что эскадрилья, вопреки заглавию, почему-то не 80-го авиаполка, а 152-го. В советской же литературе вообще указывается совсем другая часть – 27-й истребительный авиаполк, который на самом деле свою подмосковную дислокацию в те годы не менял. Итак, номера авиачастей, где воевал будущий Герой Советского Союза, установлены. По их документам можно определить, какую именно боевую работу на «финском фронте» он выполнял.

«Результаты потрясают, – пишет Роман Никитин. – Вопреки общепринятому представлению, 3-я эскадрилья не провела ни одного воздушного боя. Все якобы сбитые Талалихиным «Фоккеры» финнов, не говоря уже о «Спитфайерах», которых на этом участке фронта попросту не было, – не более чем миф. Если, конечно, не приписать ему одному все три вражеских истребителя, оказавшихся на счету армейской авиации. Как удалось установить, эскадрилья «Чаек» капитана Королева выполняла боевые задачи по подавлению огневых точек противника пулеметным огнем и бомбометанием с пикирования – самолет И-153 «Чайка» мог летать с различной бомбовой нагрузкой и даже нести реактивные снаряды».

Между тем, за проявленное мужество и отвагу в советско-финской войне Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.

Звезда героя за таран

Весной 1941 года летчик Талалихин окончил курсы командиров звеньев, по окончании которых был назначен командиром звена первой эскадрильи 177 истребительного авиаполка. В июне полк вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО города Москвы. За несколько месяцев 1941 года Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года сражался под Москвой. В воздушном бою поздним вечером 6 августа 1941 года при отражении очередного налета немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом поврежденный истребитель.

За мужество и героизм на фронте указом президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Подвиг героя широко освещался советской пропагандой, и часто ошибочно указывалось, что он первым в истории совершил ночной таран. Но в действительности ранее такой же подвиг совершали и другие советские летчики. Самым первым из известных летчиков, его совершивших (в ночь на 29 июля 1941 года), является заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка, старший лейтенант Петр Еремеев, также в одном корпусе с Талалихиным защищавший небо Москвы.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, который потом обессмертил его имя: «В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейнкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно…

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно – таранить. «Если я погибну, так один, – подумал я, – а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

В 2014 году были найдены останки самолета И-16, на котором он совершил этот таран. Двигатель хранится в историко-художественном музее подмосковного Домодедово в составе постоянной экспозиции, посвященной Виктору. Как отмечал заместитель командира поисковой группы «Надежда» Сергей Катков, это был И-16 тип 29, а не тип 24, как указывается в большинстве источников. Рядом были найдены 12,7-миллиметровые патроны к пулемету БС, который устанавливался на эту модель самолета.

«Значительная часть боеприпасов оказалась нетронутой и сдетонировала при пожаре. Наличие боекомплекта противоречит словам самого Талалихина, который утверждал, что решился на таран вражеского бомбардировщика, только когда у него закончились патроны к пулеметам. Однако мы бы не хотели нагнетать некую сенсационность, которую недобросовестные исследователи могли бы истолковать превратно. Вероятно, огнем бортстрелка с He.111 у И-16 было повреждено вооружение или система управления огнем, и Талалихин был вынужден прибегнуть к тарану», – рассказывал Сергей Катков.

Прерванный полет

Вскоре после этого подвига Виктор Талалихин был назначен командиром эскадрильи. Однако воевал он недолго и погиб в воздушном бою 27 октября того же 1941 года. К моменту гибели имел на боевом счету сбитыми пять вражеских самолетов лично и один в группе.

Виктор Талалихин похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесен и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

Около 30 российских улиц позднее были названы именем героя. В разных местах страны существует более десятка памятников и мемориальных досок. Кроме того, его именем названы село в Чеховском районе Московской области и городок Домодедовского района вблизи места падения, а в Ботаническом саду Московского государственного университета имени Ломоносова выведен сорт гладиолусов «Виктор Талалихин». В 2016 году о Викторе Талалихине сняли документальный фильм «Сын неба».

Где эта улица?

Проезд Талалихина в Иркутске – внутриквартальный, изогнутый в виде подковы. Он заключен в прямоугольник, сложенный из улиц Дмитрия Донского, Академика Павлова, Чапаева и Нестерова, и пересекает в двух точках улицу Щапова. Протяженность проезда составляет 568 метров.

Этот проезд находится в частном секторе Иркутска и практически ничем не примечателен, кроме, разве что, нескольких двухэтажных «дворцов», возвышающихся над одноэтажной деревянной застройкой. Из их окон видна значительная часть города: проезд Талалихина расположен почти на вершине горы, и оттуда открывается вид на реку Ушаковка и район аэропорта.

Известно, что внутриквартальному проезду в Иркутске имя Талалихина было присвоено по решению иркутского горсовета в августе 1951 года, когда эта территория застраивалась. Тогда тот район назывался Сталинским.

  • Расскажите об этом своим друзьям!