ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-2020-
Женщина должна следить за модными тенденциями не только, когда юна или молода, но и после 50 лет, чтобы оставаться привлекательной и выглядеть стильно. Тем более что мода на конец весны и начало лета в 2020 году диктует свои правила поведения. Учитывая, что коллекции одежды от именитых дизайнеров не...
2020-05-11-09-33-38
Обычай венчать покойников пришел на территорию России из Германии и был распространен среди «русских» немцев Поволжья, о чем свидетельствуют труды советских ученых, а затем и среди немцев Сибири вплоть до конца XX...
2020-05-06-09-23-46
Во всех учебниках по психологии и научно-популярных изданиях говорится, что в процессе коммуникации между людьми лишь около 10% содержательной информации приходится на долю слов. Жесты, мимика, позы, интонации и даже мычание (звуки, которыми мы заполняем паузы) способны сказать о человеке гораздо...
2020-05-21-06-29-36
18 июля истекает ровно 100 лет с ночи, когда Елизавета Фёдоровна вместе с некоторыми другими членами семьи Романовых и одной из сестёр Марфо-Мариинской обители Варварой были сброшены в шахту недалеко от города Алапаевска. Великая княгиня, убитая на следующую ночь после казни царской семьи, разделила...
2014-04-21-23-38-00
Один предприниматель был в долгах и не видел выхода. Кредиторы наседали на него. Поставщики требовали оплаты. Он сидел на скамейке в парке, опустив голову, гадая, что же может спасти компанию от банкротства. Вдруг перед ним появился какой-то старик. — Я вижу, что вас что-то тревожит, — сказал...

МультиВход
 

Сад моей памяти. Алексей Фатьянов

Александр КНЯЗЕВ   
16 Ноября 2017 г.
Изменить размер шрифта

1611 8 1a

Эта книга известного иркутского фотохудожника Александра Князева ещё не издана, но уже привлекла к себе внимание многих. «Сад моей памяти» автор не просто написал, а сложил из фотографий и скупых воспоминаний. Получился цикл фотоэссе, где, кроме иркутян, вы встретитесь со многими интересными людьми... Читайте и смотрите!

Алексей Фатьянов

Иркутский художественный музей однажды во всеуслышание был почему-то назван Сибирским Эрмитажем. У этого «почему» есть имя: Алексей Дементьевич Фатьянов.

Он был музееведом такого уровня, что под стать только Эрмитажу. 30 лет его директорства оказались годами роста и процветания музея, его взросления от провинциального собрания картин до крупнейшего в Сибири художественного и исследовательского центра изобразительной культуры. В не самое благополучное советское время ему удавалось всё: от собирания шедевров для музея по всей стране до небывалых по смелости выставочных проектов и регулярного издания книг, что занимали самые видные места на полках домашних библиотек. Мне памятна по сей день выставка Алексея Жибинова, а книга «Судьба сокровищ» прочитана много раз и видана в каждом иркутском доме.

Именно в бытность Алексея Дементьевича художественный музей торжественно и справедливо расселился на двух главных улицах города, а судьба усадьбы Сукачёва, заброшенной и затерянной, решилась с его заботливого внимания. Он обладал редкой художественной интуицией, утончённым вкусом и невероятной широтой интересов, в которой передвижники уютно уживались с авангардистами.

Припомню, как в 1973 году я прибежал на только что открытую выставку Алексея Петровича Жибинова, непризнанного и затравленного иркутского гения, которого Фатьянов решился выставить впервые, и выплеснул свой восторг Алексею Дементьевичу. Он подхватил меня лёгкой рукой, ввёл заново в экспозицию и долго, сам захлёбываясь восхищением, рассказывал о Жибинове, последнем ученике Павла Филонова, другого великого и трагически несломленного художника, посвящая меня попутно в тайну точечного письма пуантелью. Какой радостной энергией он светился тогда, каким праздником его настроение волнами расходилось по музею!

В те времена в Москве авангардистов зачищали бульдозерами, Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин покидали страну, отправляясь в эмиграцию... И только здесь, в богом забытой провинции, новая живопись была перед глазами, и целое поколение всколыхнулось примером непохожести и непокорности истинной культуры. Вслед за этим поступком Алексея Дементьевича проросла в Иркутске целая плеяда одарённых молодых художников: Коренев, Москвитин, Десяткин, Шпирко, а в художественной среде воцарились внимание, доброе любопытство и толерантность всех со всеми... Создавая музейное пространство большой культуры, Алексей Дементьевич, того не ведая, творил благодатную художественную среду, которая по сей день почитается культурным достоинством города.

Он был подвижен, как ртуть, общителен по пушкинскому критерию, открыт и непритязателен, успевал всё делать влёт, пренебрегая белым кашне...

Как знать, может, как раз Эрмитажу не повезло...

  • Расскажите об этом своим друзьям!
Загрузка...