ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Родники древней речи

Изменить размер шрифта

О новой книге Владимира Рака «Ключи к древнейшей речи»

В своих книгах о праречи Владимир Рак касается такой древности, в которую не проникают лингвисты. Их опора – источники письменные, а они появились сравнительно недавно. Существующие поныне остатки первобытных пигмейских племён показывают, какой могла быть древнейшая речь. Автор говорит «праречь» а не «праязык» не случайно. Язык, даже «пра» – это нечто сформировавшееся, а праречь существовала в рамках некоего неконтролируемого потока сознания, или «потока подсознания», настолько она была связана с интуитивно-дологической формой мышления. Как же возможно реконструировать то, от чего, казалось, и следа нет? Сознание само выносит на поверхность корни перворечи. С такой же неизбежностью обнаруживаются стоянки древнего человека по берегам рек: быстрое течение весны вымывает артефакты. Любопытная картина открывается тогда глазам...

Несколько слов об авторе книги. Владимир Рак родился в Западной Сибири, куда были сосланы во время Великой Отечественной войны многие народы Поволжья. Детей во время игр объединяли междометия, а позже русский язык. Он оказывался универсально приспособленным для этого. Ещё тогда Владимир Рак, мальчик из крестьянской немецкой семьи, задумал разобраться с началами речи. Он получил образование художника, участвовал в выставках. Пришло время, стал предпринимателем. Его дело позволило ему совершать путешествия по миру, знакомясь с памятниками древней культуры, написать и издать книги. Римляне говорили «аb ovo», а Владимир Рак изложил парадоксальную версию о слове «я е це» – яйцо». С ней можно ознакомиться в журнале Министерства образования Иркутской области «Педагогический имидж», за март 2016 г. Способ возникновения речи был один, как есть один наилучший способ плавки стали, обжига глины, прямохождение – чего бы то ни было. Птицы несут яйца в принципе одинаково, но выглядят они по-разному и вырастают из них птицы разного вида. Так и речь – возникла одним способом, содержала одни начала, но потом люди разбрелись, пространство и время, творческий подход и обстоятельства внесли в неё множество изменений.

Владимир Рак настаивает на естественном постепенном развитии речи, на эволюции человека и из этого вытекает его повествование. В этом плане его можно назвать последовательным дарвинистом; хотя есть немало авторов, убеждённых в том, что человек был «изготовлен» Богом сразу, и сразу с развитой речью. О том, что человек появился сразу готовеньким, легко говорить тем, кто живёт на всём готовеньком по той или иной причине. В городской квартире легко впасть именно в такие представления.

В девятнадцатом веке было много учёных, создавших теории, которыми мы пользуемся. Эти учёные были очень вольные люди, они говорили от себя и не прибегали к множеству цитат и ссылок. В этом им помогало образное мышление, ведь в рождении образа уже есть нечто божественное, дающее смелость. Владимир Рак пишет подобным образом, он первооткрыватель. Многие немецкие философы и лингвисты прошлого настаивали на личном достоинстве человека и на его изначальной смышлёности. Яков Гримм считал, что язык не есть врождённое свойство, в случае которого человек ничем бы не отличался от животных, не способных к развитию. Лейбниц считал, что слова возникли на основе инстинктивного подражания человека звучанию природы. Вильгельм фон Гумбольд рассматривал язык как деятельность, продукт коллективного воодушевления. Дарвинист Шлехтер называл язык «естественным организмом». Первые языки состояли из простых корней и по мере того, как человек выделялся из мира природы, обретали живительное многообразие. Вунд считал, что толчок речи дала психика человека. В 19­м веке в России развивали теорию языка А.А. Потебня и Д.Н. Овсянико-Куликовский. Они утверждали, что язык формирует человека, а не наоборот; что мышление и логика вышли из языка.

Человек говорил, говорил, а потом сделал вывод, что он, оказывается, говорит. Тогда-то он и решил, видимо, что пора начать записывать. Он развился до такой степени, что теперь верит только документам за подписью и печатью. Такое состояние веры и психики очень тягостно, и всё большее число людей хочет жить, пользуясь одной устной речью. Множество людей, убедившихся, что человечество оказалось не на том пути, хочет вернуться к началу кривой дорожки и пойти, куда глаза глядят, заново.
А речь и человек – это одно целое, чтобы старые слова звучали не затёрто, надо что-то предпринимать.

В конце девятнадцатого века Парижское лингвистическое общество в своём Уставе решительно отказалось от обсуждения проблемы происхождения языка. Их пример подействовал на других. А иначе бы французы, то есть галлы, узнали, что «гал» – это огонь у бурят и одно из первых понятий речи. Об этом пишет Владимир Рак, и мы надеемся, что французы переведут его книгу для развития собственной научной фантазии. В том, что человек не сразу появился готовенький, можно убедиться, посетив Государственный исторический музей на Красной площади Москвы. Его местонахождение указывает на роль истории в формировании государственного мышления. В залах до­исторических, дописьменных есть присутствие духа земли, из которой были извлечены все находящиеся там древние находки, этот дух говорит, что человека породила земля. Способность её к оплодотворению, производству семян и плодов поражает своим размахом. Характерно, что в залах древностей находится подарок музею всемирно известного бурятского скульптора Даши Намдакова – бронзовая «Хранительница» – крылатая химера с хищным оскалом и большими материнскими сосцами. Она дополняет, олицетворяет, выражает дух первобытного человека, этот дух к ней притекает и от неё исходит. Даши Намдаков вобрал в своё творчество первокультуры всей Евразии. Она была шаманской и говорила, в том числе, по-бурятски.

Поскольку Владимир Рак живёт в Прибайкалье, этот факт, а ещё наитие обратили его ум в сторону бурятского языка. И он нашёл, что буряты сохранили истоки речи в наибольшей степени. Это можно сравнить с водами озера Байкал, вблизи которого буряты проживают, – с водами, сохранившими до наших дней реликтовую чистоту. В имени бурят В. Рак (да и не он один) видит следы поклонения медведю, как тотему-первопредку. По-монгольски бур, или бул – охотник на медведя. В самом деле, на медведя охотник­бурят идёт с одной собакой. Бур – это русское бурый, название цвета медвежьей шкуры. В книге показано это. В Сибири говорят: «Закон – тайга, медведь – хозяин».

Книга Владимира Рака поможет людям легче понимать речь друг друга на основе чувства родства. Обратиться к его читателю хочется словами из предисловия Освальда Шпенглера к переизданию «Заката западного мира» 1922 года. Шпенглер говорил о своём труде, но как его слова подходят к нашему случаю! «Книга эта отличается наглядностью от начала до конца, будучи написана таким языком, который силится явственно подражать вещам и взаимосвязям вместо того, чтобы заменить их вереницей понятий, и она обращена лишь к тем читателям, кто знает толк в переживании звучания слова, в переживании образов». Где-то на 146­ой странице своего труда Шпенглер пишет о пра­чувстве томления; из него, верно, вышли речь, музыка, любовь. Владимир Рак показывает, что звук «ль» обозначал в праречи: человека и любовь.

Этот звук господствует в романских языках. Артикли ле, ла, ля, иль, эль, ло, елле для них характерны, и слова «роман», «романтика» как раз французские. Познакомившись с книгой «Ключи к древнейшей речи», откроем Евангелие от Матфея: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий?» Что это за монета такая? «Сара» – это луна у бурят и еврейское имя, а «аз» – это древнерусское «я», начало всего. Азия – географическое понятие, где асы, азы – мастера. Получается «искусно изготовленная монета, цветом луны», видимо, из электра или золота. Праречь и толкование слов на основе древнейших корней возвращают нас к изначальному смыслу. Книги Владимира Рака – единственный в своём роде источник, способствующий этому.

  • Расскажите об этом своим друзьям!