ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

По инф. polit.ru   
19 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

Восток – дело тонкое, и его история интересует многих. Например, великая Османская империя. Почему она исчезла, просуществовав шесть веков? Какие султаны здесь правили и какие интриги плелись в их гаремах? Откуда отправлялся знаменитый Восточный экспресс, курсировавший между Константинополем и Парижем? Обо всем этом можно узнать из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор». Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Османские барокко и рококо

С начала XVIII века османы теряют былую мощь. Султаны перестали вести захватнические войны и присоединять новые территории — вместо этого они начинают интересоваться искусством и сажают цветы. Этот период вошел в историю под поэтичным названием «эпоха тюльпанов», потому что османских аристократов охватила настоящая тюльпаномания. Возрастает влияние европейской культуры на османское искусство. На смену классической османской архитектуре приходит османское барокко — сочетание традиционной для османов планировки и восточного колорита с показной роскошью европейского дворцового стиля. В это время в Стамбуле появляются мечети, в оформлении которых хорошо заметны черты европейского барокко и рококо. Самыми яркими примерами могут служить две постройки — мечеть Нуруосмание (Свет Османов) и мечеть Лалели (мечеть Тюльпанов).

Мечеть Нуруосмание

Мечеть Нуруосмание (1748–1755) расположена на возвышенном месте — к ней ведет лестница — и окружена полукруглым двором по типу европейских зданий.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Нуруосмание (Свет Османов). 1748–1755. Стамбул

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Нуруосмание. Внутренний интерьер

Это единственный в османской архитектуре пример подобного двора. Большой купол, который венчает центральное пространство, опирается на арки. Окна круглые или в форме трилистника, что также указывает на западное влияние. Пилястры, карнизы, гирлянды и раковины выполнены в стилистике барокко и рококо. В декоративных элементах над входами в здание вместо традиционных восточных орнаментов использована отделка в барочном стиле. В этой мечети нет фонтана для омовений. Мечеть Свет Османов — невероятно красивое сооружение, однако ее редко включают в туристические маршруты. И совершенно напрасно — удивительное сочетание европейских и османских форм и элементов делает это строение настоящим сокровищем не только исламской, но и мировой архитектуры.

Мечеть Лалели

Мечеть Лалели (1759–1763) дошла до нас в измененном виде: в конце XVIII века она дважды пострадала при пожарах, а часть комплекса была снесена уже в XX веке, когда город перестраивался. Оформленная в барочном стиле мечеть отделана изнутри мрамором, яшмой и ониксом, благодаря чему смотрится очень празднично и нарядно. Как видите, кризис в стране отнюдь не повод экономить на красоте.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Лалели. Мехмет Тахир-ага. 1759–1763. Стамбул

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Лалели. Внутреннее убранство купола, арок и окон

«Ампир» в османской архитектуре

В первой трети XIX века стиль ампир начинает входить в моду не только в европейских странах, но и в Османской империи, причем в османском искусстве переплетаются все три роскошных европейских направления — барокко, рококо и ампир. Примером их гармоничного синтеза являются мечети Нусретие (Победная, 1823–1826) и Ортакёй (1853–1854). Обе — творение рук принадлежавших армянской династии Бальянов архитекторов, которые получили образование в Европе. И неудивительно, что именно в их постройках так отчетливо угадывается связь с западной архитектурной стилистикой.

Мечеть Ортакёй находится на берегу Босфора. Это место византийцы когда-то называли «ключом от Босфора». Огромные окна запускают во внутреннее пространство солнечный свет, а в ночное время в них отражается водная гладь пролива. Стены и купол выложены розовой плиткой, на потолке — декор из лепнины. В прежние времена молитвенный зал освещали масляные лампады, а сейчас с потолка на длинных тросах спускаются многоярусные хрустальные люстры.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Ортакёй. Никогос Бальян. 1853–1854. Стамбул

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Мечеть Нусретие. Киркор Бальян. 1823–1826. Стамбул

Османские дворцы

Правившие во второй половине XIX века султаны все больше разворачивались в сторону Европы и старались реформировать жизнь и культуру османского общества по европейским стандартам. Они активно поддерживали искусство, следили за новыми западными трендами, постепенно становясь все более европеизированными. Разумеется, помимо культовых сооружений, в Османской империи появлялось немало гражданских построек, в чем также четко прослеживалось усиление западного влияния. Например, дворец Топкапы, возведенный в XV веке для султана Мехмеда II Завоевателя и вплоть до середины XIX века служивший главной резиденцией османских султанов, постоянно достраивался (почти каждый султан что-нибудь добавлял или менял в облике дворца), однако последним сооружением на территории Топкапы стал павильон Меджидие Кёшкю, созданный полностью в европейском стиле по заказу султана Абдул-Меджида I. Но даже этого султану, поклоннику всего нового и современного, оказалось мало — он распорядился возвести на берегу Босфора в европейской части города новую резиденцию, роскошный дворец Долмабахче́ (1853–1855), ставший самым известным образцом французского барокко в Османской империи. Европа одержала, скажем так, культурную победу над османским миром. Давайте поближе познакомимся с этими изумительными по красоте дворцами.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Дворец Топкапы. XV в. Стамбул

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Панорама дворца Топкапы

Дворец Топкапы: резиденция османских султанов с XV по XIX век

В истории Османской империи было три столицы и три султанских дворца, построенных по классическим османским канонам. Султанский дворец Бея в Бурсе был заброшен после того, как османы захватили Константинополь, и впоследствии разрушен землетрясением. Тогда же статус главной резиденции потерял и дворец в старой османской столице Эдирне, который стал использоваться в основном для охоты, развлечений, в качестве военного штаба или для ссылки неугодных. В 1745 году в Эдирне произошел пожар, через шесть лет — землетрясение, а во второй половине XIX века, во время Русско-турецкой войны, сооружение было уничтожено взрывом. Топкапы в Стамбуле — это единственный дошедший до нас дворец, начало постройки которого относится к классическому периоду развития османской архитектуры. Топкапы включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Топкапы» переводится с турецкого языка как «пушечные ворота» — в те времена каждый выезд султана из резиденции и каждое его возвращение сопровождались пушечным залпом. Возведение началось в 1460 году. Локацию выбрали неслучайно: дворец построен на живописном мысе, который отделяет бухту Золотой Рог от Мраморного моря, — приблизительно на том же месте прежде располагался византийский акрополь.

Первое здание Топкапы было построено при Мехмеде II Завоевателе, а последнее — при Абдул-Меджиде I. За четыре столетия дворец превратился в огромный комплекс со множеством помещений, павильонов, пристроек, двориков, террас и садов. Именно здесь в основном проходила жизнь султана и его семьи. Этот дворец был свидетелем взлетов и падений, предательств и страшных трагедий. В стенах Топкапы принимались судьбоносные решения и устраивались грандиозные торжества, там учились и молились, верили и любили, жили и умирали. Практически каждый султан старался что-нибудь достроить или перестроить в своей резиденции. Иногда инициаторами изменений выступали даже их жены: так, по просьбе Хюррем-султан на территории Топкапы был возведен гарем — любимая жена Сулеймана Великолепного страстно желала быть как можно ближе к мужу.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Дворец Топкапы. Внутренняя отделка изникскими изразцами

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Султан Мехмед II. Паоло Джовио. Гравер Тобиас Стиммер. Из книги Vitae illustrum virorum. 1575

Топкапы совершенно не похож на помпезные европейские дворцы в стиле барокко. Отличительной чертой султанского дворца в Османской империи было то, что на его территории проживало очень много людей (до 4000 человек), поэтому там располагались и отдельно стоящие павильоны, и огромные залы для церемоний, а также сокровищницы, кухни, жилые помещения для охраны, школа, библиотека, мечеть, личные покои султана и членов его семьи и т. д.

Дворцовый комплекс образован четырьмя переходящими друг в друга дворами: первый двор, где сейчас размещаются билетные кассы, был местом сбора янычар перед отправлением в военные походы. Здесь же располагались помещения, в которых жили палачи. В первом дворе совершались казни, а головы казненных вывешивали над главными воротами, которые называются воротами Повелителя. На территории первого двора стоит церковь Святой Ирины — памятник византийской архитектуры VI века.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Церковь Святой Ирины. 548. Стамбул

Во второй двор ведут массивные ворота Приветствия. Люди могли войти сюда только спешившись, однако на султана и его мать это правило не распространялось. Во втором дворе проживал обслуживающий персонал и располагались административные помещения, там же находилась сокровищница империи и башня Правосудия, которая была видна из любой точки города и служила символом справедливости султана. Зал заседаний правительства — Диван — также размещался во втором дворе. Здесь стены облицованы изникскими изразцами, а потолок украшен золотыми арабесками. Султан не присутствовал на заседаниях лично, но мог наблюдать за их ходом из затемненной ложи. До XIX века во втором дворе принимали иностранных послов. В наши дни рядом с Диваном расположена Оружейная палата, где представлено турецкое и европейское оружие самых разных эпох. Особенно интересным экспонатом считается массивное ружье из золота — подарок английской королевы.

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Дворец Топкапы. Вход в зал заседаний Дивана

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Посол Корнелис Калкоен на аудиенции у султана Ахмеда III. Жан Батист Ванмур. Холст, масло. 121 × 90 см. Ок. 1727–1730

Пройдя через ворота Счастья, которые прежде охранялись евнухами или рабами, мы попадаем в третий двор, где располагались зал аудиенций, школа и библиотека, мечеть, зал реликвий и гарем. Перед входом в зал аудиенций построен небольшой, но очень шумный фонтан для защиты от любопытных ушей. Султан восседал на украшенном драгоценными камнями и орнаментами троне, а посетители могли разместиться на полу на подушках. Неподалеку находится библиотека Ахмеда III, где хранятся портреты султанов и богатейшая коллекция уникальных книг. Рядом стоит павильон с мусульманскими реликвиями — советую вам обязательно туда заглянуть. Но самое популярное место в третьем дворе — это сокровищница, в которой собрано невероятное количество всевозможных вещей: предметы из драгоценных металлов и самоцветов, ордена, ювелирные изделия, костюмы.

Четвертый двор — самая приватная часть дворца Топкапы, там располагались личные покои султана и членов его семьи. В этом месте, среди великолепных террас и садов, султан отдыхал и уединялся, а теперь здесь после продолжительной и увлекательной экскурсии отдыхают туристы. С этой точки открывается поистине божественный вид на Босфор и Мраморное море!

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Четвертый двор дворца Топкапы

Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи

Интерьеры дворца Топкапы

На территории дворца представлены постройки разных времен и эпох — начиная от самых первых павильонов, возведенных персидскими мастерами для Мехмеда II Завоевателя, и классических османских сооружений эпохи Сулеймана Великолепного, при котором творил архитектор Синан, до образцов османского барокко времен Абдул-Меджида I, когда Стамбул застраивала династия Бальянов. В дворцовых интерьерах преобладают расписные фаянсовые облицовки, в обстановке — минимум мебели. В середине XIX века Топкапы выглядел мрачным и устаревшим в сравнении с роскошными дворцами европейских монархов, поэтому султан Абдул-Меджид I решил построить на берегу Босфора новый дворец — Долмабахче.

Удивительно, но сейчас в стенах византийской церкви Святой Ирины, расположенной на территории первого двора Топкапы, часто устраивают концерты — в храме прекрасная акустика. Это ярко иллюстрирует отношение осман к культуре завоеванных народов. Последовательное наслоение, эклектика, невообразимый микс искусства и истории в сочетании с обязательным уважением к чужим традициям — в этом весь Топкапы, и даже больше — в этом весь Стамбул.

Книгу искусствоведа Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор» представляет издательство «Манн, Иванов и Фербер».

Эта книга — настоящее погружение в мир загадочного и чарующего Востока. Искусствовед и специалист по османскому искусству Ася Гимборг рассказывает о возникновении, становлении и падении Османской империи, вводит нас в мир хитросплетений и интриг гарема, знакомит с султанами и их любимыми наложницами.

Вместе с автором мы заглянем в самые интересные (и даже секретные) уголки Османской империи, посетим великолепные дворцы, мечети, соборы и музеи. Обсудим историю османской архитектуры и особенности интерьеров. Поговорим о тайнах гаремной жизни и секретном коде османских орнаментов. Узнаем, что связывает с Константинополем Марию Антуанетту, какие отголоски великих османов можно найти в произведениях современного искусства, откуда отправлялся легендарный Восточный экспресс, кто такие шехзаде и почему они жили в клетках, как написать портрет султана, если попасть к нему на аудиенцию.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!