ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как Минздрав предложил преодолеть дефицит психиатров?

Карина Тиванова, pnp.ru   
24 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Раньше обращение за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру было чем-то из ряда вон. Теперь – обычная практика. И правда, почему бы и не помочь себе с помощью грамотного специалиста. Ведь то пандемия, то непростая на сегодняшний день обстановка в стране и мире. Тревожно, нервозно, не все могут справиться самостоятельно. Кстати, некоторые инициативы по подготовке психиатров и психотерапевтов предложил Минздрав. В чем это будет выражаться?

Как Минздрав предложил преодолеть дефицит психиатров?

В России в этом году должно стать больше квалифицированных психиатров и психотерапевтов. В том числе и детских, на которых смогут переучиться педиатры. Ведь, как подсчитали в Минздраве, укомплектованность психиатрами составляет 82 процента. Избавляться от дефицита кадров будут профессиональной переподготовкой, следует из проекта приказа министерства. Однако в качестве таких скороспелых специалистов сомневаются эксперты.

Кого и чему будут учить

Как говорится в проекте приказа, дополнительную профпереподготовку по специальности «психиатрия» врачи должны освоить за 432 или 720 академических часов, а по специальности «психотерапия» — за 576 часов. Всего это должно занять пять месяцев.

Также в документе сказано, кого зачислят на обучение. Так, психиатрию смогут изучать те, у кого есть диплом по лечебному делу или педиатрии, если они прошли интернатуру или ординатуру по психиатрии, наркологии, сексологии, судебно-психиатрической экспертизе, общей врачебной практике, кардиологии, гастроэнтерологии, гериатрии, эндокринологии и терапии. Переподготовка по психотерапии будет доступна врачам с дипломами по лечебному делу или педиатрии и интернатурой или ординатурой по таким специальностям, как психиатрия, психиатрия-наркология, сексология, судебно-психиатрическая экспертиза.

После обучения будущие спецы по душевному равновесию должны уметь ставить диагноз психических расстройств и расстройств поведения, оказывать экстренную помощь таким пациентам, назначать им лечение, контролируя его эффективность и безопасность, проводить реабилитацию, медицинские освидетельствования, экспертизы и осмотры.

Скороспелые специалисты

Подобные новшества, по мнению заслуженного врача России сенатора Владимира Круглого, связаны с еще одним приказом Минздрава, согласно которому с 1 июля в детских поликлиниках вводится должность детского психиатра. «Такая мера поможет преодолеть кадровый дефицит в специалистах первичного звена, для амбулаторного приема. Но, конечно, пяти месяцев недостаточно для полного погружения в профессию», — сказал он «Парламентской газете».

Дефицит детских психиатров подтвердил и профессор кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Егоров. «К сожалению, у нас до сих пор нет отдельно такой специальности. Более того, большинство учебных кафедр не знают детской психиатрии, ведь этот раздел медицины имеет свою, и очень серьезную, специфику», — подчеркнул врач.

Согласен он и с тем, что времени на обучение выделено недостаточно. Решением вопроса нехватки кадров отдельных врачебных специальностей может стать учеба без отрыва от производства, которая будет идти не меньше одного года, а лучше — два, считает Егоров.

Практика и еще раз практика

Авторы документа предлагают потенциальным студентам пройти несколько программ обучения. К примеру, по программе «Общая психопатология» придется исследовать нарушения восприятия, интеллектуально-мнестические, эмоциональные и волевые нарушения, расстройства мышления, сознания и критики. Для работы в детской и подростковой психиатрии — изучать роль возрастного фактора в формировании психических расстройств, причины и механизм формирования дизонтогенеза, эмоциональные расстройства поведения. А чтобы помочь людям старшего поколения, понадобится пройти программу «Геронтопсихиатрия», которая даст знания о биопсихосоциальных аспектах геронтопсихиатрии, о психических расстройствах позднего возраста, о когнитивных расстройствах и деменции, а также как эти заболевания диагностировать и лечить.

И особенно важно, сказано в документе, уделять внимание практике, отдавая предпочтение активным методам обучения, а это и разбор клинических случаев, и обсуждение, и ролевые игры.

С этим согласен врач-психиатр с 45-летним стажем работы Виктор Ханыков: «Самое важное — это практические знания, причем не просто психопатологических симптомов и синдромов, но их нюансов, границ между нормой и патологией и многих других тонкостей». А такой опыт можно получить только в длительной работе с пациентами под руководством профессионалов, на клинических разборах, конференциях, семинарах. Он напомнил, что в СССР и постсоветской России на психиатра обучались после медицинского вуза либо год в интернатуре, либо два — в ординатуре. И первый вариант готовил врачей весьма «сырых» и со стереотипным подходом. Второй давал больше знаний, но к самостоятельной творческой работе после него были готовы только энтузиасты обучения. Для сравнения — в США резидентура по психиатрии или психотерапии длится три года.

Тем не менее все специалисты сошлись во мнении, что важно обеспечить психотерапевтическую поддержку всем, кто в ней нуждается. «Это проблема, которая существует много десятилетий и подрывает здоровье нации. И хорошо, что начали что-то делать в направлении психологической поддержки. Но нужна полная система образования, а то, что предложено, пока больше похоже на курсы повышения квалификации», — подытожил Виктор Ханыков.

На нашем сайте читайте тажке:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!