ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Афган, 1990-е: что было-то?

Изменить размер шрифта

afgan

Телеканал «Россия-1» закончил демонстрацию сериала режиссера Сергея Урсуляка по мотивам одноименной повести Алексея Иванова. Его реальные рамки – от ухода из власти Горбачева до передачи власти Ельциным Путину. Но до этого еще была война...

Кадр из фильма С. Урсуляка «Ненастье»

Ранним утром 4 ноября 1978 года заплакал мой маленький сын. Я проснулась, встала и начала его пеленать. В этом процессе оставалось доделать всего-ничего, как вдруг где-то на улице раздался сильный взрыв. Сын вздрогнул. Наутро стало известно, что недалеко от нашего дома, на Самарской площади (дело было в тогдашнем Куйбышеве – ныне Самара), неизвестные пытались взорвать памятник маршалу Д.Ф. Устинову, министру обороны СССР, великолепному организатору, возможно, одному из двух самых энергичных и образованных деятелей во всем заповеднике уставших старцев – тогдашнем Политбюро ЦК КПСС и правительстве СССР, Герою Советского Союза и дважды Герою Социалистического Труда (за что ему и полагался памятник при жизни).

Сейчас, конечно, – время безграмотных людей, поэтому я не особо удивилась печальному факту, который вычитала в записи передачи радиостанции «Свобода», посвященной давнему происшествию. Профессиональный самарский историк (!), дама средних лет Ирина Демидова вдруг на голубом глазу заявила в эфире о взрыве следующее: «Каково было отношение просто молодежи, просто людей? Молодежь вот таким образом протестовала, вот так они могли протестовать. Потому что в это время началась операция в Афганистане, и вот этот взрыв – это было отношение молодежи к тем событиям».

Доверяя современным историкам, всегда проверяй: они теперь бывают либо недобросовестны и подтягивают даты к фактам, либо еще с троечной студенческой скамьи на всю жизнь остались равнодушными к точному знанию.

На самом деле ввод советского ограниченного контингента в Демократическую Республику Афганистан был осуществлен в декабре 1979 г., то есть более чем через год после описываемых событий.

Но какая-то мистика во всем этом все-таки есть.

Именно маршал Устинов стал самым активным сторонником ввода ограниченного контингента наших войск в соседнюю страну, именно он принял непосредственное участие в разработке всех нюансов пребывания там этого контингента и именно он 24 декабря 1979 года подписал директиву о том, что принято «решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

На заседании Политбюро ЦК КПСС, посвященном тому же вопросу, которое состоялось в середине декабря 79-го, резко против был только один человек, очень уважаемый и в партии, и в народе, – Алексей Николаевич Косыгин.

И вот если бы «покушение» на самарский памятник Устинову было совершено после этих событий – тогда еще можно было бы списать его на возмущение народа, протест против решений министерства обороны и вообще какой-либо протест.

Но ничего этого не было. Ни в 1980 году, ни в 1983-м, вообще ни в каком году никаких возмущений не было. Считалось: раз Родина послала – это свято. СМИ печатали только «тассовки» и выхолощенные цензорами репортажи спецкоров. Сарафанному радио было велено распространить информацию (вполне правдивую) о том, что, если бы не мы, в дружественную страну вошли бы американцы «и натворили бы там делов». Тихо роптали только матери. Тихо опасались призывники. Усеченное слово «Афган» просочилось в народ и стало реальной страшилкой...

В пятницу по телевидению на канале «Россия-1» закончилась демонстрация новой работы замечательного кинорежиссера Сергея Урсуляка – 11-серийного сериала «Ненастье» по мотивам одноименной повести Алексея Иванова.

Сюжет сериала можно пересказывать бесконечно, а можно уложить в одно предложение: рассказ о том, насколько подло государство предало ребят-«афганцев» и какими методами, в том числе и незаконными, они пытались в 90-е годы выбраться из безнадежных житейских ситуаций. Урсуляк для пущей наглядности удалился от замысла писателя и заключил сценарий в рамки, понятные всем, – «от отречения до отречения». От вынужденного ухода в отставку Михаила Горбачева после развала Союза (и трагического истончения понятия «Родина» для миллионов граждан, что, кстати, показано в «Ненастье») до передачи власти от Бориса Ельцина к Владимиру Путину. И режиссер, и оператор, и художник фильма, и актеры, особенно исполнители главных ролей Александр Яценко (Герман Неволин, «Немец»), Александр Горбатов (Серёга Лихолетов), Татьяна Лялина (Таня Куделина), Сергей Маковецкий (физрук Яр-Саныч Куделин), Александр Голубев (Басунов), Павел Ворожцов (Георгий Щебетовский) проявили себя как отличники кинопроизводства. Телесериал как явление искусства, несомненно, удался.

Но не только этим он интересен.

 

«Ненастье» заставило общество повернуться лицом к событиям девяностых и потребовать от политиков, ученых и публицистов дать этим событиям точную, выверенную и понятную народу оценку. Что было-то?

Эта невинная, небезвинная и шальная кровь, эти стихийные рынки, куда учительницы выходили торговать собранной в лесу земляникой, меломаны – долго лелеемыми записями, а шпана – наркотиками... Эта совсем не стихийная «приватизация», когда свой ваучер пьяницы продавали скупщикам всего-то за бутылку водки, считая, что им невероятно повезло... Это продуманное закрытие живых, действующих предприятий с тысячами рабочих под тем наспех подобранным предлогом, что подобное производство действует в США или Израиле, с которыми мы конкурировать не сможем... Это, в конце концов, намеренное осмеяние и разрушение исторической памяти и наказ последующим поколениям помнить только так, как угодно Западу.

Фильм напомнил и о том, что нам следовало бы поосновательнее разобраться и в самой «афганской войне», снять с нее кавычки, воздать должное героям: никто из них не хотел умирать и калекой становиться тоже не хотел, да вот Родина попросила, и пришлось. В феврале следующего года будет уже тридцать лет со дня вывода советских войск из Афганистана, и пусть хоть эта дата, если фильм проигнорировали, заставит кого-то пошевелиться.

Быстрее всех, кстати, «пошевелился» сам телеканал «Россия-1». Сразу же после показа телесериала без намека на рекламу пошел «Вечер с Владимиром Соловьевым», на который был приглашен цвет спорщиков: Леонид Калашников, Игорь Коротченко, Сергей Михеев, Александр Хинштейн, Виталий Третьяков, Сергей Станкевич и другие. Тому, кто не видел, стоит посмотреть эту передачу в записи. Участники ее очень подробно, хотя каждый по-своему и не без азарта, рассказали о контрреволюции 1991 года, о бессовестной приватизации в карманы самых ушлых, о периоде олигархического правления. И, разумеется, о том, кто и почему еще в конце 1979 года принял решение о вводе наших войск в Афганистан и... надо ли было их оттуда выводить. Соловьев сыпал афоризмами, вспоминая о 90-х: «Свобода от идеологии – свобода от совести», «...принесли свободу от природных ресурсов и оставили людей с голой пятой точкой»...

В пылу дебатов гости едва не забыли о поводе, которых их собрал, – о сериале Сергея Урсуляка «Ненастье».

Только Виталий Третьяков еще в начале передачи посетовал, что ему «неприятно было, несмотря на хорошую игру актеров, смотреть фильм: он напоминает то время». То есть лихие, кровавые, бессовестные девяностые.

А доктор философских наук, сотрудник «Горбачёв-Фонда» профессор Борис Славин сказал, что новый телесериал кажется ему гениальным, имея в виду, прежде всего «правду жизни».

По инф. stoletie.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.