ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Юлия Щеткова, portal-kultura.ru   
19 Июня 2021 г.
Изменить размер шрифта

В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка, посвященная одной из самых крупных водных катастроф в истории Обского бассейна, — крушению двухпалубного парохода «Совнарком».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

В ночь с 9 на 10 мая 1921 года, не дожидаясь начала официальной навигации, двухпалубный пароход «Совнарком» вышел из Барнаула в Томск. На его борту было 14 200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. Совершая в темноте маневр для подхода к пристани города Новониколаевска (сейчас Новосибирск), «Совнарком» ударился об опору железнодорожного моста, переломился пополам и стремительно затонул. Часть людей отправились ко дну прямо в своих каютах. Спастись удалось только 110 пассажирам.

О страшной речной трагедии в Сибири вспоминать не любят. Свидетелей и участников катастрофы давно не осталось в живых. Большинство официальных документов ввиду тогдашней хозяйственной разрухи и политических пертурбаций безвозвратно утеряны. Близ места, где затонул пароход, нет ни памятника, ни мемориала. Только неприметная белая полоса, нанесенная краской на опору железнодорожного моста, да и ее как знак случившегося несчастья воспринимают разве что краеведы. Именно невнимание к одной из важных страниц истории региона и подвигло сотрудников Краеведческого музея организовать выставку «Сибирский Титаник», в которой впервые за сто лет со дня крушения в одном пространстве оказались представлены подлинные предметы с затонувшего судна, фотографии и архивные документы, рассказывающие о судьбе парохода «Совнарком» и спустившей его на воду семье Мельниковых — крупнейших судовладельцев Алтая и Сибири.

«Сибирским Титаником» за схожесть участи и масштаб катастрофы судно окрестила пресса тех лет (ознакомиться с выдержками из газет на выставке можно в формате слайдов). Однако прежде чем выйти в последний рейс, пароход трижды успел сменить название. Он был построен в 1893 году на тюменской судоверфи «Пирсон и Гуллет» и вошел в историю как «Кормилец» — первый колесный пассажирский пароход на реках Западной Сибири и первый же в России пароход с электрическим освещением и паровым штурвалом. В 1912 году владельцы модернизировали «Кормильца» и переименовали в «Братьев Мельниковых». Под новым названием пароход прославился тем, что конвоировал из Тюмени в Тобольск судно, на котором находилась семья бывшего императора Николая II. В годы Гражданской войны воевал под знаменами Колчака и был взят большевиками на абордаж. Вскоре получил революционное название «Совнарком» и приступил к своим привычным обязанностям — перевозке пассажиров и грузов. Однако первым же рейсом пошел ко дну.

«До сих пор непонятно, была ли это случайная ошибка, или к катастрофе привели какие-то другие события, — рассказала куратор выставки «Сибирский Титаник», старший научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея Мария Овчарова. — Расследование специальной комиссии не слишком-то стремилось найти виновного. Наказания никто толком не понес. Главный вопрос, почему пароход вышел в навигацию в ночь, остался без ответа. Время было неспокойное, в обществе бурлили самые разные настроения, и, конечно, пошли слухи, подтверждения которым мы не нашли. Кто-то говорил, что «Совнаркому» не дали остановиться на ночевку спешащие в Новониколаевск эсеры, кто-то утверждал, что пароход захватили вооруженные люди, позарившиеся на мешки с пшеницей. Но официальной версией стала та, согласно которой команда перепутала сигнальные огни и не смогла вовремя затормозить у опоры моста».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Первая часть экспозиции посвящена лучшим годам «Сибирского Титаника», представленного не только на многочисленных фотографиях, но и в виде уменьшенных копий, а также «золотому веку» семейного пароходства Мельниковых. Во главе многомиллионной бизнес-империи стояла барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова. На большом коллективном фото 1912 года она собрала вокруг себя служивших на благо компании отпрысков, капитанов и инженеров и прочих важных лиц — снимок украшал все конторы пароходства.

Вдовая предпринимательница отличалась крепкой деловой хваткой и умением с широким размахом вести рекламную кампанию. Мельникова привлекала внимание потенциальных клиентов буклетами с речными видами, рекламными открытками с изображением своих пассажирских пароходов (сегодня самое полное собрание раритетов хранится у выступившего партнером выставки частного коллекционера Станислава Савченко) и ежегодными путеводителями. В справочниках содержалась масса полезных сведений, от расписания водного и дорожного транспорта до таксы кушаний в пароходных буфетах, не уступающих меню приличных рестораций на суше, о чем свидетельствуют перечисленные на пожелтевших страницах фолианта яства — десятки видов жаркого, диковинных соусов и прочих деликатесов.

— Евдокия Ивановна делала в бизнесе того времени вещи, которые и сейчас работают хорошо, — рассказывает куратор выставки Мария Овчарова. — Она владела грузовыми пароходами, баржами, причалами, складами во всех крупных городах, гужевым транспортом для зимних перевозок. Комфортабельное пароходство было модной фишкой того времени, и, конечно, Мельникова активно развивала это направление. Она первая приобрела судна с каютами трех классов. И первый класс обслуживался по высшему уровню. У таких пассажиров было в каютах электрическое освещение, душ, пианино и даже библиотека, причем свежая литература поставлялась вовремя.

Впрочем, к тому времени, когда имущество Мельниковых было национализировано, а пароход перешел в собственность Совнаркома, деление на классы было устранено. И даже список пассажиров рокового рейса составить никто не потрудился.

Дополнить вторую часть экспозиции, посвященную крушению «Совнаркома», сотрудникам Краеведческого музея помогли коллеги из музея Новосибирского командного речного училища им. С.И. Дежнёва, где хранятся мелкие детали и малочисленное имущество парохода. Деформированные самовары, дверные ручки, трубки переговорного устройства, фрагменты паровой машины, которую достали через два десятилетия после трагедии и использовали вплоть до 1960-х годов в одной из котельных Новосибирска, и даже участвовавший в спасительных операциях водолазный шлем.

— Попытки поднять затонувшее судно предпринимались неоднократно, начиная с 1920-х годов, — поясняет куратор «Сибирского Титаника». — На место выезжали военные водолазы, проводили изыскания, доставали отдельные элементы. В годы войны к этой идее вновь возвратились с целью извлечь затонувшее зерно и необходимый фронту металл. Однако технические и финансовые возможности не позволили это осуществить в полной мере. Удалось поднять наверх лишь разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы. Только в 1984 году мешающие судоходству останки корпуса извлекли и отправили на утилизацию. Сама же трагедия на долгие годы оказалась забытой.

В спасении пассажиров судна «Совнарком» участвовали пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», а также частные лодки. Сосчитать спасённых было невозможно, потому что люди добирались до берега и сразу убегали. По разным данным, счастливчиков, кому удалось выжить, насчитывалось 90-110 человек. Погибли, опять же по разным источникам, от 179 до 300 человек.

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».