В декабре 1929 года И. В. Сталин заявил: «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!». И полураздетый и ещё не досыта евший народ начал строить. Вся страна – гигантская стройка: фабрики, домны, каналы, комбинаты, заводы должны были работать на оборону. Тогда от Урала поднимались корпуса авиазаводов: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре. Именно здесь – на тревожном юго-восточном рубеже – заводы должны давать военные самолёты.
|
Дётчик М. Явлинский |
Заводы прочно связала цепочка аэродромов. И в Иркутской области: в Усть-Орде, на 39-ом имени Сталина авиазаводе и в степи за Усольем – два: Северный и Южный (по имени протекающей поблизости реки аэродромы, как один, для краткости стали называть Белая).
Увы, прикоснувшись к истории аэродрома, я с удивлением обнаружил, что в ней есть зияющая пустота. От послевоенного времени – отсчёт есть: типы самолётов, номера частей, имена командиров. Но с 1941 по 1945 – будто и не было ничего. И здесь надо вспомнить про перегонку: Комсомольский (на Амуре) завод выпускал бомбардировщики Ил-4. Наш, иркутский, строил Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2.
Эти самолёты на фронт доставляла 12-я авиагруппа особого назначения (позже АОН расформировали, создав 73-ю смешанную авиадивизию – с теми же функциями). А ещё за машинами прибывали боевые полки. Здесь, на Белой, лётчики «объезжали» своих «коней», учились стрелять и метать бомбы. И только после отбывали на фронт. Что касается фактов и цифр – за ними следует обратиться в архивы...
Авиагруппа-12 была сформирована из опытных гражданских пилотов, основной костяк – пилоты Сибири и Дальнего Востока. Например, в сентябре 1941 года в группу был зачислен пилот ГВФ Борис Иванович Кузнецов, умевший летать по радиомаякам, имевший 1690 часов общего безаварийного налета на пяти типах самолётов, в том числе 57 часов слепого полета и 40 часов ночного.
Командиром одной из эскадрилий назначили командира Ли-2 магистрали Москва – Иркутск Михаила Александровича Руднева, имевшего налет свыше 500 000 километров. Награждённый знаком «Отличник Аэрофлота», Руднев лично перегнал 8 бомбардировщиков, лидируя группы самолётов, а 15 марта 1942 года был назначен командиром авиагруппы.
С июня 1941 г. по апрель 1942 года группа перегнала 240 самолётов Ил-4.
Не обошлось без поломок и вынужденных посадок. Не выдерживал металл, да и люди не были «железными». Так, у пилота Финакова из-за переутомления пошла носом кровь, и он произвёл вынужденную посадку в Казани.
Иногда спасали «акробатические» номера. Например, при прилёте в Свердловск самолёт пилота Жоглика более часа кружил над аэродромом из-за неполного выпуска шасси. Было принято решение садиться. Но самолёт от резкого удара о землю подскочил и колёса встали в замки.
К сожалению, в 12-й группе были и жертвы. По архивным данным удалось установить 9 катастроф и ещё примерно столько же – вероятных. Кстати, встретилась знакомая фамилия: Явлинский. Известный политик в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил – лётчик, погиб во время войны». Всего семь слов. Может, больше не знает? Что ж, восполним пробел.
Явлинский Михаил Григорьевич (на фото), еврей, родился 12 августа 1914 года в г. Черкассы. Окончил Балашовскую школу пилотов. С мая 1935 г. – в Дальневосточном УГВФ (Хабаровск). 4 июня 1942 года с бортмехаником Шитовым Геннадием Андреевичем вылетели из Читы на Красноярск. Близ станции Онохой Забайкальской железной дороги их Ил-4 «в сложных метеоусловиях вошёл в облачность, не справился со слепым полётом и с работающими моторами врезался в землю...»
А теперь – трагедии, случившиеся с экипажами маршевых полков (эти данные – публикуются впервые).
2 декабря 1941 г. в районе аэродрома Белая. Катастрофа самолёта СБ № 14/к. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот сержант Коваленко Дмитрий Петрович, 1920 г. р. – жив,
- стрелок-бомбардир сержант Вощинкин Иван Тихонович, 1918 г. р. – погиб,
- стрелок-радист сержант Артамонов Владимир Георгиевич, 1917 г. р. – ранен.
- При наборе высоты потерял горизонт, перешёл в снижение и врезался в землю.
- 4 января 1942 г. Аэродром Усть-Орда. Самолёт Пе-2 № 2502.
- Пилот 8 ББАП младший лейтенант Шуриков Михаил Константинович.
|
Радиостанция на аэродроме Белая |
- Штурман младший лейтенант Федоренко Ф. М.
- Ошибка при взлёте, потерял скорость, перешёл в пикирование и врезался в землю.
- 14 марта 1942 г. Северный аэродром станции Белая. Самолёт Пе-2 № 11018, выпуск 28.02.1942 г. Экипаж 38 БАП:
- лётчик мл. лейтенант Хлынов Пётр Андреевич – ранен,
- стрелок-бомбардир сержант Гусев Михаил Игнатьевич, 1919 г. р. – погиб.
- При взлёте не удержал самолёт, врезался в снег, скапотировал.
- 20 марта 1942 г. В 50 км юго-восточнее ст. Белая, в 2 км от д. Парфёново. Самолёт Пе-2 № 1117, выпуск 19.02.1942 г. Экипаж 38 БАП погиб:
- лётчик сержант Рябцев Николай Алексеевич, 1920 г. р.,
- стрелок-бомбардир сержант Костин Николай Васильевич, 1921 г. р.,
- ВСР сержант Ткаченко Михаил Авраамович (Абрамович), 1918 г. р.
- При выходе из облачности лётчик не справился с техникой пилотирования, ударился о землю.
- 2 апреля 1942 г. Район ст. Мальта (аэродром Белая). Самолёт Пе-2 № 1318, выпуск – март 1942 г. Экипаж 30 БАП.
- Пилот младший лейтенант Черятников Виктор Ананьевич – спасся на парашюте.
- Стрелок-бомбардир Русин Н. А. – погиб.
- Стрелок-радист Субботин С. Я.– погиб.
- Перегон Пе-2 из Белой в Энгельсскую ВАШП, группа капитана Малиновского. При заходе на посадку во время производства третьего разворота самолёт резко вошел в левый крен. Лётчик сорвал фонарь и выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолёт со скольжением и пикированием врезался в землю и сгорел.
- 15 апреля 1942 г. на границе аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1302, выпуск 5.03.1942 г. Экипаж 213 БАП в 23 ЗАП:
- пилот старший сержант Мазяев Петр Фадеевич, 1918 г. р.,
- штурман Данилюк.
- Катастрофа во время взлета: дал просадку, задел землю и скапотировал.
- 30 мая 1942 г. в районе Северного аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1833906, выпуск 5.04.1942 г. (завод № 39). Экипаж 134 БАП погиб:
- пилот младший лейтенант Хорьков Александр Петрович, 1918 г. р.,
- стрелок-бомбардир лейтенант Трощев Павел Иванович, 1915 г. р.,
- стрелок-радист сержант Халимоненко Валентин Ефимович.
- Ошибка лётчика: срыв в спираль. Самолёт врезался в землю.
- 11 июня 1942 г. близ д. Заморская в 30 км западнее аэродрома Белая. Самолёт СБ № 3/3. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот сержант Иванников Михаил Серафимович, 1922 г. р.,
- стрелок-бомбардир сержант Воскресов Виктор Григорьевич, 29.09.1922 г. р.,
- стрелок-радист сержант Кононов Федор Васильевич, 1918 г. р.
- 23 июля 1942 г. в районе полигона 23 ЗАП – в 7 км западнее деревни Тайтурка Усольского района. Самолёт Пе-2 № 2708 (завод № 39). Экипаж 284 маршевого БАП:
- пилот младший лейтенант Кузнецов Михаил Ксенофонтович,
- стрелок-бомбардир старший сержант Бельчаков Иван Иосифович,
- стрелок-радист сержант Гаврюшенко Федор Павлович.
- Под самолётом взорвалась бомба. Самолёт врезался в р. Белая и затонул.
- 25 июля 1942 г., аэродром Белая. Самолёт Пе-2. Экипаж 30 ББАП погиб:
- пилот младший лейтенант Дзгоев Андрей Кильцикоевич, 12.12.1916 г. р.,
- стрелок-бомбардир старший сержант Щеголихин Юрий Иванович,
- стрелок-радист сержант Киселёв Валентин Иванович.
- Самолёт сгорел.
- 16 августа 1942 г. Место неизвестно. Самолёт Пе-2. Экипаж 39 БАП погиб:
- лётчик капитан Ячников,
- стрелок-бомбардир старший сержант Троцик,
- ВСР сержант Цветков.
- Отказ рулей глубины. Самолёт сгорел.
|
Экипаж Пе-2 обсуждает маршрут |
- 6 октября 1942 г. полигон аэродрома Белая – пос. Могой. Самолёт Пе-2 № 3133905, выпуск 11.08.1942 г. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот лейтенант Шипицын Анатолий Петрович, 1914 г. р.,
- стрелок-бомбардир лейтенант Меньшов Александр Борисович, 1917 г. р.,
- ВСР сержант Гагарин Иван Иванович, 1915 г. р.
- При бомбометании две бомбы столкнулись в воздухе и взорвались, осколками был поражен самолёт, с пикирования врезался в землю.
- 11 ноября 1942 г. в районе аэродрома Белая. Перегон Белая – Красноярск. Самолёт Пе-3бис № 40507. Экипаж 4 ДРАП:
- замкомандира эскадрильи старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, 1915 г. р.,
- штурман эскадрильи старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич,
- механик звена младший воентехник Нецветай.
- Отказ руля высоты на взлете, потерял скорость, свалился в штопор, врезался в землю.
- 14 ноября 1942 г. Полигон ст. Белая. Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г.
- Лётчик перемен. состава 23 ЗБАП сержант Дергунов Евгений Иванович, 1921 г. р.,
- стрелок-бомбардир старший сержант Волков Василий Иванович, 1918 г. р.,
- ВСР сержант Пудич Иван Иванович, 1920 г. р.
- Поздний выход из пикирования, дал просадку, ударился о землю.
- 18 декабря 1942 г. катастрофа Пе-2 № 2203, аэродром Белая.
- Лётчик 23 ЗБАП старший сержант Киселёв выпрыгнул с парашютом..
- Штурман (данных нет) – погиб.
На пикировании оторвался правый руль поворота и разрушилось хвостовое оперение. Самолёт перешел в плоский штопор и врезался в землю.
Итого: во время Великой Отечественной войны в районе аэродрома Белая погибли 36 лётчиков. Тела троих навсегда поглотила река. Старожилы утверждают, что в расположении гарнизона и аэродрома захоронений нет. Следовательно, на кладбищах Тайтурки или Мальты упокоены останки 33-х сталинских соколов. Найдём ли теперь их мы.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
«…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
-
«Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
-
«Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
-
Эпоха Жилкиной
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
-
«Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
-
Казалось бы, мелочь – всего один день
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
-
Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
-
Первый фантаст России Александр Беляев
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
-
«Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
-
Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
-
Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
-
Единственная…
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
-
Живописец русских сказок Виктор Васнецов
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
-
Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
-
Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
-
Ночь слагает сонеты...
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
-
Композитор из детства Евгений Крылатов
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
-
Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
-
Из полыньи да в пламя…
120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
-
Лесной волшебник Виталий Бианки
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
|