НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-07-09-22-48-19
Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
2025-07-15-02-19-48
20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
2025-07-24-05-01-55
Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
2025-07-24-05-20-29
Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
2025-07-22-10-04-42
Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.

Тайна аэродрома Белая

26 Декабря 2014 г.

В декабре 1929 года И. В. Сталин заявил: «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!». И полураздетый и ещё не досыта евший народ начал строить. Вся страна – гигантская стройка: фабрики, домны, каналы, комбинаты, заводы должны были работать на оборону. Тогда от Урала поднимались корпуса авиазаводов: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре. Именно здесь – на тревожном юго-восточном рубеже – заводы должны давать военные самолёты.

17
Дётчик М. Явлинский

Заводы прочно связала цепочка аэродромов. И в Иркутской области: в Усть-Орде, на 39-ом имени Сталина авиазаводе и в степи за Усольем – два: Северный и Южный (по имени протекающей поблизости реки аэродромы, как один, для краткости стали называть Белая).

Увы, прикоснувшись к истории аэродрома, я с удивлением обнаружил, что в ней есть зияющая пустота. От послевоенного времени – отсчёт есть: типы самолётов, номера частей, имена командиров. Но с 1941 по 1945 – будто и не было ничего. И здесь надо вспомнить про перегонку: Комсомольский (на Амуре) завод выпускал бомбардировщики Ил-4. Наш, иркутский, строил Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2.

Эти самолёты на фронт доставляла 12-я авиагруппа особого назначения (позже АОН расформировали, создав 73-ю смешанную авиадивизию – с теми же функциями). А ещё за машинами прибывали боевые полки. Здесь, на Белой, лётчики «объезжали» своих «коней», учились стрелять и метать бомбы. И только после отбывали на фронт. Что касается фактов и цифр – за ними следует обратиться в архивы...

Авиагруппа-12 была сформирована из опытных гражданских пилотов, основной костяк – пилоты Сибири и Дальнего Востока. Например, в сентябре 1941 года в группу был зачислен пилот ГВФ Борис Иванович Кузнецов, умевший летать по радиомаякам, имевший 1690 часов общего безаварийного налета на пяти типах самолётов, в том числе 57 часов слепого полета и 40 часов ночного.

Командиром одной из эскадрилий назначили командира Ли-2 магистрали Москва – Иркутск Михаила Александровича Руднева, имевшего налет свыше 500 000 километров. Награждённый знаком «Отличник Аэрофлота», Руднев лично перегнал 8 бомбардировщиков, лидируя группы самолётов, а 15 марта 1942 года был назначен командиром авиагруппы.

С июня 1941 г. по апрель 1942 года группа перегнала 240 самолётов Ил-4.

Не обошлось без поломок и вынужденных посадок. Не выдерживал металл, да и люди не были «железными». Так, у пилота Финакова из-за переутомления пошла носом кровь, и он произвёл вынужденную посадку в Казани.

Иногда спасали «акробатические» номера. Например, при прилёте в Свердловск самолёт пилота Жоглика более часа кружил над аэродромом из-за неполного выпуска шасси. Было принято решение садиться. Но самолёт от резкого удара о землю подскочил и колёса встали в замки.

К сожалению, в 12-й группе были и жертвы. По архивным данным удалось установить 9 катастроф и ещё примерно столько же – вероятных. Кстати, встретилась знакомая фамилия: Явлинский. Известный политик в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил – лётчик, погиб во время войны». Всего семь слов. Может, больше не знает? Что ж, восполним пробел.

Явлинский Михаил Григорьевич (на фото), еврей, родился 12 августа 1914 года в г. Черкассы. Окончил Балашовскую школу пилотов. С мая 1935 г. – в Дальневосточном УГВФ (Хабаровск). 4 июня 1942 года с бортмехаником Шитовым Геннадием Андреевичем вылетели из Читы на Красноярск. Близ станции Онохой Забайкальской железной дороги их Ил-4 «в сложных метеоусловиях вошёл в облачность, не справился со слепым полётом и с работающими моторами врезался в землю...»

А теперь – трагедии, случившиеся с экипажами маршевых полков (эти данные – публикуются впервые).

2 декабря 1941 г. в районе аэродрома Белая. Катастрофа самолёта СБ № 14/к. Экипаж 23 ЗАП:

  • пилот сержант Коваленко Дмитрий Петрович, 1920 г. р. – жив,
  • стрелок-бомбардир сержант Вощинкин Иван Тихонович, 1918 г. р. – погиб,
  • стрелок-радист сержант Артамонов Владимир Георгиевич, 1917 г. р. – ранен.
  • При наборе высоты потерял горизонт, перешёл в снижение и врезался в землю.
  • 4 января 1942 г. Аэродром Усть-Орда. Самолёт Пе-2 № 2502.
  • Пилот 8 ББАП младший лейтенант Шуриков Михаил Константинович.
9
Радиостанция на аэродроме Белая
  • Штурман младший лейтенант Федоренко Ф. М.
  • Ошибка при взлёте, потерял скорость, перешёл в пикирование и врезался в землю.
  • 14 марта 1942 г. Северный аэродром станции Белая. Самолёт Пе-2 № 11018, выпуск 28.02.1942 г. Экипаж 38 БАП:
  • лётчик мл. лейтенант Хлынов Пётр Андреевич – ранен,
  • стрелок-бомбардир сержант Гусев Михаил Игнатьевич, 1919 г. р. – погиб.
  • При взлёте не удержал самолёт, врезался в снег, скапотировал.
  • 20 марта 1942 г. В 50 км юго-восточнее ст. Белая, в 2 км от д. Парфёново. Самолёт Пе-2 № 1117, выпуск 19.02.1942 г. Экипаж 38 БАП погиб:
  • лётчик сержант Рябцев Николай Алексеевич, 1920 г. р.,
  • стрелок-бомбардир сержант Костин Николай Васильевич, 1921 г. р.,
  • ВСР сержант Ткаченко Михаил Авраамович (Абрамович), 1918 г. р.
  • При выходе из облачности лётчик не справился с техникой пилотирования, ударился о землю.
  • 2 апреля 1942 г. Район ст. Мальта (аэродром Белая). Самолёт Пе-2 № 1318, выпуск – март 1942 г. Экипаж 30 БАП.
  • Пилот младший лейтенант Черятников Виктор Ананьевич – спасся на парашюте.
  • Стрелок-бомбардир Русин Н. А. – погиб.
  • Стрелок-радист Субботин С. Я.– погиб.
  • Перегон Пе-2 из Белой в Энгельсскую ВАШП, группа капитана Малиновского. При заходе на посадку во время производства третьего разворота самолёт резко вошел в левый крен. Лётчик сорвал фонарь и выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолёт со скольжением и пикированием врезался в землю и сгорел.
  • 15 апреля 1942 г. на границе аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1302, выпуск 5.03.1942 г. Экипаж 213 БАП в 23 ЗАП:
  • пилот старший сержант Мазяев Петр Фадеевич, 1918 г. р.,
  • штурман Данилюк.
  • Катастрофа во время взлета: дал просадку, задел землю и скапотировал.
  • 30 мая 1942 г. в районе Северного аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1833906, выпуск 5.04.1942 г. (завод № 39). Экипаж 134 БАП погиб:
  • пилот младший лейтенант Хорьков Александр Петрович, 1918 г. р.,
  • стрелок-бомбардир лейтенант Трощев Павел Иванович, 1915 г. р.,
  • стрелок-радист сержант Халимоненко Валентин Ефимович.
  • Ошибка лётчика: срыв в спираль. Самолёт врезался в землю.
  • 11 июня 1942 г. близ д. Заморская в 30 км западнее аэродрома Белая. Самолёт СБ № 3/3. Экипаж 23 ЗАП:
  • пилот сержант Иванников Михаил Серафимович, 1922 г. р.,
  • стрелок-бомбардир сержант Воскресов Виктор Григорьевич, 29.09.1922 г. р.,
  • стрелок-радист сержант Кононов Федор Васильевич, 1918 г. р.
  • 23 июля 1942 г. в районе полигона 23 ЗАП – в 7 км западнее деревни Тайтурка Усольского района. Самолёт Пе-2 № 2708 (завод № 39). Экипаж 284 маршевого БАП:
  • пилот младший лейтенант Кузнецов Михаил Ксенофонтович,
  • стрелок-бомбардир старший сержант Бельчаков Иван Иосифович,
  • стрелок-радист сержант Гаврюшенко Федор Павлович.
  • Под самолётом взорвалась бомба. Самолёт врезался в р. Белая и затонул.
  • 25 июля 1942 г., аэродром Белая. Самолёт Пе-2. Экипаж 30 ББАП погиб:
  • пилот младший лейтенант Дзгоев Андрей Кильцикоевич, 12.12.1916 г. р.,
  • стрелок-бомбардир старший сержант Щеголихин Юрий Иванович,
  • стрелок-радист сержант Киселёв Валентин Иванович.
  • Самолёт сгорел.
  • 16 августа 1942 г. Место неизвестно. Самолёт Пе-2. Экипаж 39 БАП погиб:
  • лётчик капитан Ячников,
  • стрелок-бомбардир старший сержант Троцик,
  • ВСР сержант Цветков.
  • Отказ рулей глубины. Самолёт сгорел.
Petlyakov-Pe2-crew-1
Экипаж Пе-2 обсуждает маршрут
  • 6 октября 1942 г. полигон аэродрома Белая – пос. Могой. Самолёт Пе-2 № 3133905, выпуск 11.08.1942 г. Экипаж 23 ЗАП:
  • пилот лейтенант Шипицын Анатолий Петрович, 1914 г. р.,
  • стрелок-бомбардир лейтенант Меньшов Александр Борисович, 1917 г. р.,
  • ВСР сержант Гагарин Иван Иванович, 1915 г. р.
  • При бомбометании две бомбы столкнулись в воздухе и взорвались, осколками был поражен самолёт, с пикирования врезался в землю.
  • 11 ноября 1942 г. в районе аэродрома Белая. Перегон Белая – Красноярск. Самолёт Пе-3бис № 40507. Экипаж 4 ДРАП:
  • замкомандира эскадрильи старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, 1915 г. р.,
  • штурман эскадрильи старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич,
  • механик звена младший воентехник Нецветай.
  • Отказ руля высоты на взлете, потерял скорость, свалился в штопор, врезался в землю.
  • 14 ноября 1942 г. Полигон ст. Белая. Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г.
  • Лётчик перемен. состава 23 ЗБАП сержант Дергунов Евгений Иванович, 1921 г. р.,
  • стрелок-бомбардир старший сержант Волков Василий Иванович, 1918 г. р.,
  • ВСР сержант Пудич Иван Иванович, 1920 г. р.
  • Поздний выход из пикирования, дал просадку, ударился о землю.
  • 18 декабря 1942 г. катастрофа Пе-2 № 2203, аэродром Белая.
  • Лётчик 23 ЗБАП старший сержант Киселёв выпрыгнул с парашютом..
  • Штурман (данных нет) – погиб.

На пикировании оторвался правый руль поворота и разрушилось хвостовое оперение. Самолёт перешел в плоский штопор и врезался в землю.

Итого: во время Великой Отечественной войны в районе аэродрома Белая погибли 36 лётчиков. Тела троих навсегда поглотила река. Старожилы утверждают, что в расположении гарнизона и аэродрома захоронений нет. Следовательно, на кладбищах Тайтурки или Мальты упокоены останки 33-х сталинских соколов. Найдём ли теперь их мы.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.