ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

Анна Балуева, sobesednik.ru   
13 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

О Родине-матери многие любят думать издалека. Сидит человек или, например, иной думский депутат у чужого синего моря и гадает, как она там. Стоит на Мамаевом кургане одна-одинёшенька. Не скучает ли, не мёрзнет? И хочется ему, чтобы Родине было хорошо, и хочется её подогреть, обобрать, то есть подобрать и обогреть, конечно же... Но Родина привыкла быть одна. Она сурова. Глядя на статую «Родина-мать» в Волгограде, это очень хорошо понимаешь.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

А вот почему, кстати, очень интересно, у других стран нет монументов, олицетворяющих именно Родину-мать? Статуя Свободы есть — в Америке. У французов есть Марианна, которую, по традиции, воплощают разные французские красавицы — от Бриджит Бардо до Софи Марсо. Иисус в Рио — символ для всей Бразилии. Но он уж точно не мать.

Родина-мать, если не считать её киевской младшей сестры, есть только у нас. Она стоит и держит меч, зовёт сыновей на битву, но, если что, и защитит, конечно.

Родина-мать в Киеве «родилась» тоже в советские времена, и автор у них один и тот же скульптор Вучетич, поэтому она по большому счету, нашей статуе в Волгограде не соперница.

Наша — выше

А вот со Статуей Свободы мы свою Родину-мать сравнивать любим. Наша, кстати, выше. Её высота — 85 метров плюс 2 метра постамент. А рост Леди Свободы почти в два раза меньше — 46 метров. Но хитрость в постаменте — вместе с ним американская статуя в метраже выигрывает.

Американцы тоже относятся ревниво к нашей статуе. Настолько, что одно их авторитетное издание как-то включило монумент «Родина-мать» в Волгограде в рейтинг «самых абсурдных памятников эпохи коммунизма». Это было грубо, неумно и цинично. Думать вообще-то надо. Статуя Родины-матери установлена в память об одной из самых кровавых битв второй мировой войны, в которой Россия и Америка были союзниками, не говоря уже о том, что на Мамаевом кургане похоронены 30 тысяч советских солдат.

Включение в антирейтинг абсурда скульптуры «Родина-мать» вызвало дикий скандал, и издание вычеркнуло её из этого списка, но «вообще, за это по морде бьют, по-хорошему говоря», — уточнил тогда Алексей Васин, директор комплекса «Сталинградская битва».

Мы, конечно, в долгу не остаёмся и тоже не деликатничаем, воюя статуями и словами, приписывая Леди Свободе черты негативного стереотипа американца — бездуховность, фальшь, высокомерие и претензии на исключительность. И по обострённости сравнений двух женских монументов всегда можно судить о реальных отношениях двух стран.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

История рождения

Монумент «Родина-мать зовёт!», открывшийся 15 октября 1967 года в Волгограде, — центр мемориального комплекса на Мамаевом кургане. 22 года с момента своей постройки монумент был самой высокой статуей в мире. Но и сегодня Родина-мать остаётся в первой десятке самых высоких монументов мира.

Строительство началось в 1959 году, и стоимость монумента неизвестна. Поскольку это было делом государственным, конкурс на создание памятника (тогда ещё в Сталинграде) объявили ещё в сентябре 1944 года. Это было очень масштабно — участие в конкурсе принимали как знаменитые архитекторы, так и солдаты, славшие с фронта письма с эскизами. Архитектор Марцинкевич предлагал поставить колонну с фигурой Сталина наверху, а архитектор Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Идеи и эскизы приходили даже из Марокко, Шанхая.

В конкурсе не участвовал только будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Потому что все было решено сразу: Вучетич получил добро от Сталина без всяких конкурсов.

Причём сначала композиция замышлялась гораздо более сложной. Рядом со скульптурой величественной женщины предполагался коленопреклонённый солдат, протягивающий Родине-матери меч. Но Вучетич настолько был уверен в себе, что изменил проект, уже утверждённый Кремлем. По его мнению, солдат свой меч никому не должен был передавать, потому что война не закончилась. Работа над памятником началась уже после смерти Сталина, и Хрущёв, подписывая приказ о начале работ, по понятным причинам отнёсся к изменениям благожелательно. Более того, он распорядился увеличить высоту скульптуры с запланированных 36 метров более чем вдвое с учётом длины поднятой руки и меча — чтобы переплюнуть Америку. Монумент делали и устанавливали почти десять лет, и открывал его осенью 1967 года уже третий правитель нашего государства — Леонид Брежнев.

Весило это железобетонное сооружение 8000 тонн без учёта 33-метрового меча, который сам по себе весит 14 тонн. По инженерным расчётам Николая Никитина, который строил Останкинскую башню, она вполне могла держаться на поверхности за счёт собственного веса. Крайне сложно даже примерно представить, насколько больше бы весила эта статуя, если не была пустотелой — внутри она состоит из отдельных ячеек-комнаток и похожа на гигантские соты. Толщина железобетонных стен Родины-матери около 30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 постоянно натянутых металлических тросов. Железобетон — это дешёвый материал (ну откуда в послевоенной стране деньги на мрамор!), и поэтому на монументе очень скоро стали образовываться мелкие трещинки. Так что раз в год его покрывали водоотталкивающим средством.

Меч для Родины делали по авиационной технологии — сначала нержавеющая сталь, а снаружи титан. Но этот меч не прижился — он от ветра парусил, раскачивался и скрипел. За этот просчёт конструкторы были даже лишены Ленинской премии, и в 1972 году меч заменили на просто сталь с отверстиями.

Имя, сестра!

Самое любопытное и до сих пор не разгаданное — это вопрос о том, кто был прототипом монументального образа. Собирательный образ Родины-матери (как и сама эта советская идея) появился сначала на патриотических плакатах. Это было в самом начале Великой Отечественной войны — в 1941 году. Их автором был советский художник Ираклий Тоидзе. Он говорил, что вдохновился своей женой, которая, услышав на улице о нападении на СССР, вбежала в его мастерскую с криком «Война!». Тоидзе был потрясён выражением её лица и тут же сделал эскиз.

Разумеется, Вучетич опирался на произведение Тоидзе. Но специалисты видят в статуе сходство и с барельефом «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, и с античной скульптурой Ники Самофракийской. Но имя конкретной натурщицы (а она точно была!) неизвестно. Говорят, что тело Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — глядя на свою жену Веру. Макет головы статуи находится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве. Но вопрос, кто прототип Родины-матери, так и остаётся без окончательного ответа.

Накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом жительница Барнаула Анастасия Пешкова вдруг призналась, что прототип — это она. На момент признания ей было почти 80, но её рассказ убедителен.

— В конце 50-х я работала в Художественном фонде, где есть цех обслуживания художников. Там работали копиисты и натурщики. Мне тоже предложили поместить фотографию в альбом натурщиков. И когда скульптор увидел моё фото, то пригласил для работы к себе в мастерскую. Евгений Вучетич ко мне относился с уважением, доброжелательно. Работалось мне вполне комфортно, — рассказывала Пешкова, которая даже записала обращение к волгоградцам от имени Родины-матери.

Есть ещё претендентки —например, Валентина Изотова из Волгограда. Она говорила, что её пригласил к себе в натурщицы сам Вучетич, заметив её, двадцатилетнюю, в ресторане «Волгоград», где она трудилась официанткой. Ей пришлось работать в обнажённом виде.

— В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бёдра - все моё!» – заявляла Изотова. Ещё в Волгограде проживала Екатерина Гребнева, спортивная гимнастка. Она тоже говорила, что позировала для статуи Родины-матери.

Самозванки все эти женщины или нет, мог бы дать ответ только Вучетич.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде – один из самых высоких монументов в мире. Он создавался несколько лет и является главной частью композиции, посвященной героям Сталинградской битвы. Торжественное открытие ансамбля состоялось в ноябре 1967 года. В нашей стране монумент «Родина-мать зовет!» хорошо знаком людям разных поколений. Он является не только данью памяти павшим и огромным уважением к подвигу защитников нашей страны, но и напоминает о ценности жизни, мирное течение которой было добыто с колоссальными потерями так нелегко.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.