ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Какую икону россияне считают главной?

священник Антоний Борисов, portal-kultura.ru   
11 Февраля 2023 г.
Изменить размер шрифта

До иконы Рублева адекватного изображения Божественного триединства не существовало. Но именно для русского сознания образ «Троицы» стал особенно близок и понятен.

Какую икону россияне считают главной?

  • Фото с сайта: rossaprimavera.ru

Если бы мы решили провести социологический опрос и узнать, какую икону россияне считают главной, то, скорее всего, большинство голосов получила «Троица» св. Андрея Рублева. Что, на самом деле, не удивительно. Именно «Троица» и в Русской Церкви, и за её пределами многими воспринимается, как настоящая вершина иконописного искусства. В этой оценке сходятся как христианские почитатели иконописи, так и светские искусствоведы.

Икона «Троица» и ее создатель Андрей Рублев стали даже героями знаменитого фильма Андрея Тарковского о великом русском иконописце (интересно, что Русская Церковь канонизировала Андрея Рублева уже после выхода картины). Перечисленные причины популярности, однако, не говорят о самом важном - что действительно сделало «Троицу» главной русской (а по факту – не только русской) иконой. В чем же причина?

Икона Святой Троицы, реликвия Троице-Сергиевой Лавры, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, сегодня обладает статусом непререкаемого эталона церковного искусства. Именно на «Троицу», например, ориентируются во время обучения студенты иконописных школ. Но подобное положение дел существовало не всегда. И если бы мы с вами перенеслись во времена Рублева, оказавшись, таким образом, в русской культурной среде рубежа 14-15 веков, мы бы погрузились в гущу церковной дискуссии: А не проявляет ли инок Андрей, насельник Андроникова монастыря, излишней вольности? Не склонен ли он (как сказали бы сегодня) к модернизму, то есть обновленчеству?

Стоит отметить, что преподобный Андрей (наряду с Феофаном Греком и Даниилом Черным) действительно стал представителем «новой волны» русской иконописи. В его, к сожалению, не слишком хорошо сохранившемся наследии нашлось место для по-настоящему смелых экспериментов. Одним из них и стала икона Святой Троицы.

До Рублева подобного образа в христианской традиции просто не существовало. Вместо «Троицы» в литургическом обиходе использовалась иная – под названием «Гостеприимство Авраама». Здесь наряду с тремя сидящими за столом ангелами были представлены также фигуры ветхозаветных святых Авраама и Сарры. А сама икона представляла собой иллюстрацию знаменитого библейского сюжета, когда к патриарху древнего Израиля пришли три таинственных путника. Два из них впоследствии отправились судить Содом и Гоморру, а первый - остался беседовать с Авраамом и предрек ему рождение долгожданного наследника.

Сцена гостеприимства Авраама стала изображаться еще на стенах римских катакомб, где христиане прятались от языческих гонителей. Основываясь на этих древних образах, можно утверждать, что члены древней Церкви в приходе трех путников к патриарху Ветхого Завета видели не явление Святой Троицы, а пришествие так называемого Ангела Господня (Иисуса Христа до Его рождения на земле) и двух других ангелов, сопутствовавших Ему. Символическое указание на Бога Троицу – одновременно единого, но троичного в Лицах – в гостеприимстве Авраама также прослеживалось. Но подобное толкование на обладало статусом первичного.

Всё во многом изменилось благодаря движению исихастов – монахов, в тишине («исихия» – с греч. «тишина») молитвы, получавших опыт созерцания Божественного света и тайны Бога Троицы, неподвластной человеческому рассудку. Андрей Рублев, так же, как и его наставник Сергий Радонежский, несомненно, принадлежали к исихастскому движению. Икона Святой Троицы стала культурным плодом данного духовного феномена. Преподобный Андрей, прекрасно понимая, что изобразить Бога невозможно, создал совершенный символ тайны Святой Троицы. Тайны, касающейся не только внутренней жизни Бога, но и Его отношения к человечеству.

На иконе мы видим трех одновременно одинаковых и разных ангелов. Их фигуры находятся на идеальном расстоянии друг от друга и вписаны в окружность. Они отделены, но мы чувствуем абсолютное единство между ними. Три ангела, таким образом, говорят нам о тайне Божества – единого по существу, но троичного в Лицах: Отца, Сына и Духа Святого. И они - не три Бога, но один, единый Бог.

Рублев не дал ангелам имен. Мы можем лишь догадываться, кто есть кто на его иконе. За спиной левой фигуры мы видим дом – символ Бога Отца. Над средним ангелом виднеется дерево-смоковница, указывающая на иное древо – крестное, на котором был распят Сын Божий. Рядом с правым путником находится гора, символизирующая духовную высоту благодати Духа Святого. Но всё перечисленное лишь намек, а не конкретное указание, которое бы, по замыслу преподобного Андрея, стало бы посягательством на тайну Троицы, о которой так возвышенно писал святитель Григорий Богослов: «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы».

Лица Святой Троицы запечатлены святым Андреем в момент так называемого «предвечного совета». В Православной Церкви живет предание, что Бог еще до создания мира знал, по какому пути пойдет венец творения – человек. Господь отчетливо видел, как Адам и Ева распорядятся дарованной им свободой воли – нарушив заповедь, они выберут зло. И Бог, еще до того, как состоялось грехопадение, в лице второй своей Ипостаси (Лица)– Сына – принял решение стать человеком и исполнить проваленную Адамом миссию. А именно – возвести человеческую природу на высоту Божественного совершенства. Момент принятия данного решения и «зафиксирован» Рублевым на иконе – средний Ангел, единственный из трех, изображен в динамике. Он как бы приподнимается, готовый взять жертвенную чашу.

Обладал ли смелый в художественном и религиозном плане эксперимент Рублева каким-то еще значением, помимо чисто богословского? Как ни странно, но возвышенная религиозная мотивация иконописца имела под собой еще и вполне практические основания. Выразителем их стал фактический заказчик иконы – преподобный Сергий Радонежский, пожелавший, «чтобы постоянным взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистной рознью мира сего».

Образ, созданный Рублевым в эпоху монгольского ига, стал настоящим манифестом христианского понимания устройства государства и общества, которые должны руководствоваться не сиюминутной политической выгодой, но стремлением исполнять правду Божию.

Перед ангелами на иконе святого Андрея стоит жертвенная чаша с головой тельца. Эта чаша, собственно, и является центром всей композиции. Её, повторюсь, готовится взять в руки средний Ангел. Что свидетельствует, с одной стороны, о чистой и жертвенной любви Бога к людям – Бога, Который «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». С другой стороны, указывает на то, что от нас Господь ожидает не тщательного исполнения ритуальных практик, но просит: «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Услышали ли современники Сергия Радонежского и Андрея Рублева их совместный призыв, выраженный в иконе Святой Троицы? История показала, что – да, услышали и восприняли. Раздробленность земель оказалась преодолена, политические распри постепенно сошли на нет, а пороки, распространенные в тогдашнем обществе, утихли.

Данный исторический опыт имеет несомненное значение для дня сегодняшнего - когда мы вновь переживаем непростые времена. Благодаря святым предкам мы имеем работающий духовный рецепт успешного их прохождения.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.