ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

История России: Тайна гибели Пушкина

Изменить размер шрифта

alt

Тайна гибели поэта Александра Пушкина до сих пор не даёт покоя учёным и литературоведам, однако современные исторические данные не дают нам полной картины об обстоятельствах гибели поэта.

О жизни Пушкина мы знаем немного. Нам известны лишь какие-то общие факты, на которых мы строим наши дальнейшие домыслы и догадки, а то, как было это на самом деле, нам предстоит еще только узнать. К примеру, большая часть документов, свидетельствовавших о жизни и деятельности Пушкина, написаны на французском языке, поэтому их мало кто анализировал. Во многих из них однозначно можно найти новые и интересные факты.

Изучив историю дуэли на Чёрной речке, которая состоялась 8 февраля 1837 года, можно сделать несколько интересных выводов:

Всё началось с неизвестного ранее рисунка, на котором изображен секундант Жоржа Дантеса – виконт Оливье д’Аршиак, который обнаружили некоторое время назад в Российском государственном архиве древних актов. Изучив биографию этого человека, можно определить его роль в истории с Пушкиным. Дуэль вряд ли могла быть ему по душе, так как дед д’Аршиака погиб на дуэли в 1817 году. Из-за этого он всегда старался примирить противников. И в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль, д’Аршиаку это (избежать дуэли) успешно удалось.

В день дуэли Пушкин, боясь, что д’Аршиаку снова удастся добиться перемирия, избегает встречи с ним.

Выясняется, что накануне дуэли Пушкин был в лавке Лисинкова, в гостях у Вревских и Ивана Крылова. После, проходя Пажеский корпус, он встречает писателя Фёдорова, где они разговаривают почти 2 часа, несмотря на то, что Пушкин всегда презирал его. Напрашивается вывод – поэт намеренно тянул время.

Существует, ещё один интересный факт, заключавшийся в попытке уберечь своего секунданта Константина Данзаса от следствия за то, что тот скрывал готовящуюся дуэль. Заранее договорившись с ним, Пушкин уже потом, непосредственно перед самой дуэлью, сделал вид, что этот уговор возник спонтанно. Таким образом, были решены сразу два вопроса – Данзас был защищён, и возможность примирения стала невозможной. Однако потом всё же Данзаса судили за то, что тот не донёс о дуэли. Из его показаний можно выяснить, что тот встретил Пушкина в день дуэли около Летнего сада. Они молча ехали к французскому посольству, пока не увидели д’Арширака.

Одно стало ясно, что Пушкин сжёг документы, которые компрометировали Данзаса, сохранив при этом только те, в которых д’Арширак неоднократно просил представить ему секунданта.

После смерти Пушкина появилась теория, что тот сам хотел покончить с собой с помощью руки Дантеса. И сейчас многие думают, что в последние недели жизни поэт думал, как побыстрей уйти из жизни. Однако это не так! Он очень хотел продолжать работать и жить и ни в коем случае не собирался умирать. Даже в день дуэли он просил о переводе своих пьес для журнала.

Несмотря на гибель поэта, на самом деле он является победителем в смертельной схватке со своими недругами. Поэт пожертвовал собой, но не отступил от правды жизни, истины, силы своего духа. Он доказал, что нельзя мириться с ложью, клеветой. Поэтому так важна для нашего народа, для всех россиян правда о гибели Пушкина.

К сожалению, тайна гибели поэта не раскрыта до конца пушкинистами и до наших дней, и не названы конкретные виновники его гибели.

В пушкинистике сегодня преобладает сенсационность, стремление найти не связанные с содержательными версиями, основательно разработанными прежними поколениями серьёзных пушкинистов, новые необычные версии, которые фактически уводят в сторону от раскрытия подлинной картины развития рассматриваемых событий.

Примером может служить книга Р. Г. Скрынникова «Пушкин. Тайна гибели». Санкт – Петербург, Издательский дом «Нева», 2004, в которой автор пытается доказать, что Пушкин погиб, защищая честь Александрины, сестры жены. Но Геккерены сплетню о сожительстве поэта с Александриной в обществе не распространяли. Получается, что Пушкину было всё равно, с кем драться на дуэли, лишь бы быстрее уничтожить в зародыше новую интригу против себя.

alt

Сегодня, опираясь на многочисленные исследования профессиональных пушкинистов и их выводы, можно утверждать, что не существовало никакого заговора с целью погубить Пушкина, и сам он не принимал решения добровольно уйти из жизни. Остаётся вопрос, погиб ли Пушкин в результате стечения роковых обстоятельств и существовавшей тогда обстановки в светском обществе или его гибель есть результат сознательных действий определённых лиц?

Для ответа на эти вопросы необходимо иначе подойти к фактам и событиям жизни поэта, особенно в последние его годы. Требуется новый подход и новые методы анализа и оценки всего имеющегося материала.

Поэтому, думается, правомерен такой литературный жанр, как исследовательское расследование, которое позволяет использовать подходы и методы этих двух дисциплин – исследования и расследования.

Именно такой подход был реализован в работе Танина Е. А. «Тайна гибели Пушкина», М., МНИИПУ, 2003. Были рассмотрены:  – отношения, которые существовали между основными участниками драмы 1837 г. (Пушкин и царь, Геккерены и царь, Геккерен и Дантес, Наталья Николаевна и Дантес); личные качества основных участников драмы.

Это позволило определить, из каких установок исходили и чего придерживались в своём поведении в тех или иных ситуациях участники трагических событий января 1837 г. Едва ли ни самым важным и вместе с тем наиболее сложным для установления подлинных обстоятельств развития трагических событий января 1837 года является вопрос о том, кто и с какой целью организовал, изготовил и отправил по почте вечером 3 ноября 1836 года поэту и его друзьям (в основном из так называемого карамзинского кружка) анонимный пасквиль, который был получен ими утром

4 ноября 1836 года.

Однозначный ответ на этот вопрос позволяет увидеть прямую связь между событиями, предшествовавшими событию 4 ноября 1836 года, и последующим развитием событий, приведших к гибели поэта. Однако все попытки пушкинистов решить этот вопрос оказались тщетными. Это и не удивительно, потому что его пытались решать, опираясь на отдельно взятые факты или на общие представления о взаимоотношениях поэта с различными слоями и представителями тогдашнего светского общества, рассматривая их изолированно, вне жесткой цепи взаимно обусловленных событий. При таком подходе реальными оказались многие версии, каждая из которых опиралась на отдельные достоверные, но не прочно связанные между собой факты.

Изготовление и рассылка пасквиля 3 ноября 1836 г. Пушкину и его друэьям – это результат сговора между Геккереном и графиней Нессельроде, объединивших усилия для достижения каждым из них своих целей в отношении Пушкина.

alt

Многочисленные пушкинисты в разное время, вплоть до наших дней, видели разные цели, которые преследовали Геккерен и графиня Нессельроде в отношении Пушкина, и по этой причине, скорее всего, не связывали их имена в этом деле. И действительно, у Геккерена в сложившейся критической ситуации была одна цель – локализовать скандал, связанный со свиданием Дантеса с Натальей Николаевной, не допустить его разрастания, грозящего потерей карьеры в России для себя и своего приёмного сына, порвать связь Дантеса с женой поэта и отвести удар со стороны Пушкина от Дантеса.

У графини Нессельроде была другая цель – воспользоваться неожиданно представившейся возможностью отомстить своему врагу, нанести ему как можно сильнее оскорбление, унизить его, не подвергая себя и своих друзей опасности со стороны Пушкина и властей. У обоих была и одна общая цель: заставить поэта и его жену покинуть Петербург.

О непосредственном участии графини Нессельроде в акции с анонимным пасквилем Пушкину подтверждает и такой авторитетный и осведомлённый в этом деле свидетель, как царь Александр II: «Государь Александр Николаевич у себя в Зимнем дворце за столом, в ограниченном кругу лиц, громко сказал: «Ну так вот, теперь знают автора анонимных писем, которые были причиной смерти Пушкина. Это Нессельроде». Такое заявление царь, конечно, мог сделать, получив по своим каналам убедительные свидетельства об активном участии графини М. Д. Нессельроде в составлении и отсылке анонимного пасквиля поэту и его друзьям.

Интересно, что ещё в 1927 году тогдашний нарком иностранных дел России Г. Н. Чичерин направил письмо известному пушкинисту П. Е. Щёголеву, в котором сообщил результаты своего расследования авторства анонимки. Он утверждал, что инициатором была графиня Нессельроде, жена министра иностранных дел царской России при Николае I, а рукописный текст и надпись на конверте – «Александру Сергеевичу Пушкину» – были сделаны по её указанию Бруновым Филиппом Ивановичем (1797–1875 годы). В 1823–1824 годах он служил вместе с Пушкиным в Одессе и враждебно относился к нему. Ф. И. Брунов вызвал негодование Пушкина своим пресмыкательством перед вышестоящими лицами. В 1830-х годах он был чиновником по особым поручениям при министре иностранных дел царской России К. В. Нессельроде, и при его содействии стал в 1840 году послом в Англии.

Однако П. Е. Щёголев придерживался другой версии («диплом» – дело рук представителя «золотой» молодёжи Петербурга князя П. А. Долгорукова). Он проигнорировал это вполне обоснованное утверждение Г. Н. Чичерина и фактически направил усилия пушкинистов в данном вопросе по ложному пути.

Можно было бы провести почерковеческую экспертизу. Образцы почерка Брунова Ф. И. можно найти в архивах Министерства иностранных дел России и Англии.

Положительные результаты такой экспертизы послужили бы дополнительным доказательством непосредственного участия графини Нессельроде в гнусной акции, направленной против Пушкина.

На основании рассмотренного в работе материала можно сделать вывод, что ответственность за гибель Пушкина несут (хотя и в разной степени):царь Николай I, Геккерены, старый и молодой, секундант Дантеса д’Аршиак, графиня М. Д. Нессельроде, князь и княгиня Вяземские, жена поэта Наталья Николаевна. Все они своими действиями или бездействием сделали гибель поэта неизбежной.

Чёрная речка

Уж не возьмёт перо рука...

И, как последняя строка,

Лежал к барьеру след поэта,

Где защищал он от навета,

Злой клеветы и козней света

Свою любовь, мужскую честь:

В поступке этом Пушкин весь...

Пришла пора нам перечесть

Его от корки и до корки.

Не для того, чтоб опыт горький

Познав, им тут же пренебречь.

Он оживил (Дай Бог, сберечь!)

Родной язык, родную речь.

Он нёс добро и свет в народы –

Певец восторженный свободы.

На Чёрной речке в январе

Снега алеют на заре.

Встаёт рассвет красавцем бодрым,

И день за днём пусть будет добрым...

А в снежной замети, в дали

Виденьем чистым – Натали...

Владимир РЫДАННЫХ, г. Иркутск

Источник

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.