ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

История и тайны знаменитого Петергофа

Игорь Веремеев, lgz.ru   
29 Августа 2023 г.
Изменить размер шрифта

Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства под Петербургом этого «русского Версаля» определилось не сразу.

«Русский Версаль»: история возникновения и тайны знаменитого Петергофа

Сначала для этого была выбрана Стрельна. Стройка намечалась на месте, где сегодня находится Константиновский дворец. Однако инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию на другую территорию, так как в случае реализации фонтанного комплекса в стрельнинской резиденции территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

В 1714 году в Петергофе были заложены петергофский Большой дворец, Большой каскад с гротами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Пётр поставил задачу запустить первую очередь небывалой стройки к годовщине победы в Северной войне – 8 августа 1721 года. Так и было сделано. Хотя окончательно фонтаны были запущены только в 1723 году. А нынешний парадный вид, которым восхищаются посетители, «русский Версаль» приобрёл постепенно. Каждый император уже после Петра доделывал, перестраивал и вносил что-то своё в создание этого изумительного по красоте парка с фонтанами и дворцами.

Как известно, фонтаны Петергофа – уникальная гидротехническая система, функционирующая под естественным потоком воды. Нигде в мире такого нет, чтобы более чем 140 фонтанов одновременно работали без искусственной подкачки. Если в Версале и в бывших резиденциях других монархов воду подают с помощью насосов, то в Петергофе она течёт сама по специальному водоводу, проложенному с учётом естественного наклона местности к морю. И напор воды имеет такую силу, что мощная струя самого главного из фонтанов – знаменитой скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, – взметается на двадцатиметровую высоту.

В России в те времена фонтаны являлись символом власти и никому, кроме царей и императоров, не позволялось их строить. Фонтаны были только в царских резиденциях, и лично цари должны были демонстрировать их гостям.

В годы Великой Отечественной войны Петергоф, как и другие дворцы в пригородах Ленинграда, оказался занят гитлеровскими войсками, разграблен и разрушен. По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах, и пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов. Трагическая картина предстала 19 января 1944 года перед военным корреспондентом ЛенТАСС Павлом Лукницким, который одним из первых вошёл в пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта.

«Мы идём по Петергофу, – записал он, – вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено...»

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ – фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжёлые статуи: «Самсон», «Тритоны», «Нева», «Волхов» Большого каскада, «Тритон» из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке – остались и были утрачены. «Самсон», которого в ковше Большого каскада мы видим в наши дни, воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. А судьба оригинальной статуи до сих пор неизвестна.

План эвакуации сокровищ Петергофа, разработанный ещё в 1936 году, помог спасти часть экспонатов. Однако в начале войны, когда гитлеровские армии быстро приближались к Ленинграду, времени, транспорта и рабочих рук не хватило, и вывезти их удалось совсем немного. Летом 1941-го казалась невозможной сама мысль о том, что пригороды города на Неве будут захвачены гитлеровцами, а поэтому дворцы Петергофа готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками и т.п.

«Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», – писала через неделю после освобождения пригорода Вера Инбер. Говорили о том, что на его месте надо построить «дома отдыха для трудящихся», поскольку нет возможности восстановить прежние дворцы. Как сообщала прежний гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, ссылаясь на архивные документы, решение о восстановлении принял лично Сталин. Поиски же пропавших из петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году, допустим, из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике было заявлено, но затем пропало из вида полотно Ф. Крюгера – портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. В Белую столовую Большого дворца, где стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, удалось возвратить найденные в той же Прибалтике предметы из сервиза императрицы, а в Марли из Берлина вернулась картина «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённая по заказу Петра I специально для Петергофа.

Есть у «русского Версаля» и свои тайны. Как, например, наполовину погружённая в землю огромная каменная голова, на территории бывшей усадьбы герцогов Лейхтенбергских на склоне оврага, вблизи усадебного дома. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, – 2х2, 2х1,8 м. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза головы широко раскрыты, а левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. До сих пор гадают, кто её сделал и зачем. По одной из версий, голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за её тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где статую ожидало судно, идущее в Швецию. По другой – скульптуру якобы создал местный каменотёс в благодарность Петру I, согласившемуся крестить его малыша. А некоторые историки полагают, что голова появилась во времена правления Павла I. Большинство исследователей сходятся в том, что статуя вытесана из валуна, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. Есть три небольшие каменные скамьи, тоже вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные – от трибуны летнего театра до лодочной пристани. Возможно также, что этот камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Упоминание каменной головы имеется в дневнике Льюиса Кэрролла, который побывал в 1867 году в России, в том числе провёл день в Петергофе:

«В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтёсанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то титан пытается освободиться из-под бремени лёгшей на его плечи земли».

Между прочим, Петергоф знаменит не только своими дворцами и парком с фонтанами. На Санкт-Петербургском проспекте там работает одна из старейших фабрик России – в 1721 году по указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика, которая изначально специализировалась на резке и шлифовании камней, а затем занялась гранением драгоценных камней вплоть до бриллиантов для Большой императорской короны. К 1830 году она заняла ведущее место среди создателей предметов роскоши в Европе. Петергофские мастера изготавливали декор для Исаакиевского и Казанского соборов, храма Воскресения Христова, Морского собора в Кронштадте, фонтанов Петергофа. В советское время фабрика поставила облицовочные плиты для Мавзолея Ленина, участвовала в создании звёзд Московского Кремля. В апреле 1945-го по указу Сталина был создан часовой бренд «Победа», а с 1961 года – Петродворцовый часовой завод, который стал выпускать наручные часы «Ракета» в честь полёта Юрия Гагарина...

***

Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть прекрасный Петергоф – такое даже сложно представить. Ведь это одна из главных и самых красивейших достопримечательностей великого города на Неве. Созданный более 300 лет назад Петергоф и в наши дни не перестает удивлять и восхищать, являясь самым посещаемым музеем в России. В прошлом году там побывало около пяти миллионов человек. И самое огромное желание практически всех туристов – увидеть роскошные фонтаны, которые находятся в Нижнем парке знаменитого музея-заповедника. А вы уже там побывали?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.