ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Гостиницы Санкт-Петербурга: в какой мог бы в свое время остановиться Пушкин?

Тата Боева, culture.ru   
04 Августа 2023 г.
Изменить размер шрифта

Гостиницы в Санкт-Петербурге начали открывать в 1713 году, вскоре после основания города. Среди них были разные типы: от самых простых меблированных комнат до номеров, хозяева которых подражали лучшим европейским отелям своего времени. К 1917 году в городе насчитывалось 120 таких заведений. Большинство закрыли после революции.

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

В каких гостиницах жили и принимали гостей литераторы, философы и артисты? Об этом в материале сайта «Культура.РФ».

Трактир Демута

Также называли: гостиница Демута, «Демут», «У Демута»

Современный адрес: наб. реки Мойки, 40

Сегодня трактирами часто называют места, где в старину обедали. По большей части это верно. Но при некоторых заведениях сдавали комнаты, и они превращались в гибрид столовой и отеля. Так произошло с «Демутом» — в разных источниках и в разное время это заведение называли и трактиром, и гостиницей.

Едальню открыл в конце XVIII века француз Филипп Якоб Демут, он же сдавал здесь комнаты. В 1796 году владелец построил новое здание в три этажа, и место превратилось в один из самых комфортных трактиров Петербурга.

В Демутовой гостинице часто останавливался Александр Пушкин. В 1811 году — в первый визит — он впервые приехал в город в компании своего дяди, Василия Пушкина. Журналист Ксенофонт Полевой вспоминал, что поэт обычно занимал настолько небольшой номер, что «когда был один, читал, лежа в постели, а когда к нему приходил гость, он вставал со своей постели, усаживался за столик с туалетными принадлежностями».

Здесь же дважды останавливался дипломат и писатель Александр Грибоедов. Впервые он поселился в трактире в июне 1824 года. С ним была рукопись «Горя от ума», и именно в «Демуте» он придумал новую развязку: отъезд Чацкого с фразой «Карету мне, карету...». Второй раз Грибоедов прибыл в трактир спустя четыре года. Он вез с собой важный документ — Туркманчайский мирный договор, который завершил Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. В Петербурге Грибоедова ждали с нетерпением. Журналист Фаддей Булгарин вспоминал: «По какому-то инстинкту я несколько дней сряду ходил в заездный дом Демута. Наконец, 14 марта, около полудня подъехала кибитка, и я принял его в мои объятья». Здесь Грибоедов встретился с Пушкиным, который в то время занимался «Полтавой».

Также в Демутовой гостинице останавливался философ Петр Чаадаев. Комнаты он устраивал по своему вкусу. Александр Пушкин воссоздал некоторые их детали, когда описывал кабинет Евгения Онегина:

Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов.

Меблированный дом «Пале-Рояль»

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

Также называли: дом баронессы Луизы фон Траубе, гостевые комнаты «Идиллия»

Современный адрес: ул. Пушкинская, 20

В XIX веке существовали гостиницы разных типов. Места, куда заселялись больше, чем на месяц, называли меблированными или гостевыми комнатами. К ним относился дом «Пале-Рояль».

Гостиница по адресу Пушкинская, 20, появилась в 1876 году. Ее открыла жена столичного полковника, Анна Рот. Пятиэтажный дом с пышным декором — скульптурами, рельефами и орнаментами на фасаде — построил архитектор Александр Иванов. Вскоре здание выкупила баронесса Луиза фон Траубе.

При ней в доходном доме было почти 100 номеров, их сдавали на сутки или на месяц. Хозяйка рассчитывала на средний класс: назначала не очень высокую цену, но такую, которая не позволяла снять комнату совсем бедным людям. После смерти баронессы гостиницу унаследовала ее дочь Юлия. Она назвала место «Пале-Рояль».

На рубеже XIX и XX веков гостевые комнаты стали популярны у богемы. Поэтесса Зинаида Гиппиус отмечала, что неженатые литераторы жили в них «по месяцам, а то и по годам». Гостиницу облюбовали и «зимогоры». Так называли людей, которые владели домом за городом, а в Петербург прибывали на пару суток. Среди них были художники, писатели и артисты.

В 1890-е годы в «Пале-Рояль» часто селился актер Мамонт Дальский. Он был гастролером, много играл в провинции. Публика особенно ценила его в ролях страстных героев — Чацкого, Гамлета, шиллеровского Карла Моора. В 1890 году его пригласили в Александринский театр. Дальский приезжал сюда на спектакли и нуждался в петербургском жилье.

Вместе с ним в «Пале-Рояль» останавливался молодой тогда певец Федор Шаляпин. В книге «Душа и маска» он описывал «грязненькую комнату, напоминавшую «номер» провинциальной гостиницы» и курьезные случаи, связанные с Дальским. Однажды актер выпил так много, что не смог поехать на свое выступление. За ним отправили Василия Качалова, будущего корифея Художественного театра. Мамонт Дальский приказал Шаляпину собраться и заменить его на сцене. Молодой бас попробовал отказаться, но в итоге выступил. Качалова же очень волновало, что вместо любимого артиста он привез к зрителям неизвестного певца.

Гостиница «Москва»

Также называли: дом Ушакова

Современный адрес: Невский просп., 49/2

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

В здании, где в наши дни находится отель «Рэдиссон», в XIX веке тоже останавливались гости Петербурга. Доходный дом здесь существовал с XVIII столетия, а в 1850-е годы открылась гостиница «Москва». Такое имя она получила из-за близости Московского вокзала.

В 1880 году здание купил Абрам Ушаков, предприниматель и меценат. В те времена заведение называли гостиницей Ушакова. Его дело, связанное в том числе с торговлей цветами, шло так хорошо, что хозяин начал скупать доходные дома, и здание на Невском было среди них.

В гостинице в разные годы — еще до Ушакова — останавливался Михаил Глинка. На квартире он устраивал так называемые музыкальные пятницы, в которых участвовали Александр Серов, автор оперы «Юдифь», правовед Дмитрий Стасов и композитор Франц Шуберт. В конце XIX века здесь жили Антон Чехов и Василий Суриков.

После революции власти ненадолго оставили в здании гостиницу. В 1919 году ее закрыли. А в советское время известность месту принес кафетерий. Именно в бывшем доме Ушакова в 1964 году открыли единственное в Ленинграде заведение, где подавали настоящий крепкий кофе, а не напиток из цикория. Место вошло в историю под названием «Сайгон»: однажды во время милицейского рейда сотрудник сказал, что постояльцы «устроили Сайгон» — в то время шла Вьетнамская война. И имя закрепилось. Вокруг кафе сложился кружок, в который входили многие участники неформальных артистических кругов. В «Сайгоне» бывали Виктор Цой, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.