ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...

Мир спасёт доброта?

Татьяна ЯСНИКОВА   
16 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

0708 8 2

Александр Денисович Любимов – человек незаурядный. Во-первых, у него есть идея, которую он уже три десятилетия старается воплощать практически; во-вторых, и самой идее, и путям её воплощения он посвятил несколько книг, написанных не «от нечего делать», а среди непрестанных земных трудов. Их посыл и содержательная основа раскрываются в предлагаемой здесь беседе.

Александр Денисович Любимов

Но сначала – научный комментарий кандидата филологических наук, преподавателя пединститута ИГУ Маргариты Секериной: «На мой взгляд, феномен долгожительства социального проекта А.Д. Любимова обусловлен тем, что наиболее ценной философской частью «учения Денисыча» является не эксплицируемая система взглядов (представляющая собой традиционную прочную утопию о крестьянской общине), а рождённый перманентной рефлексией над претворением собственных идеалистических взглядов в социальный проект метанарратив утописта-практика.

Центральным постулатом философствования А.Д. Любимова является идея означивания культуры как универсальной мировой гармонии (даже если её «нельзя выразить» и претворить в жизнь полном объёме), которая всегда находится над социальным, которое не может быть «верно» и «прочно» структурировано, являясь лишь «инструкцией». А инструкция не может быть деятельна, не может созидать. Инструкция, по сути, мертва, а человек деятелен, даже если он один, поэтому идеальное может и должно быть осуществлено. Даже если не в пределах жизни одного человека.

Примечательно, что метанарратив народного философа определяет социальное (и в научном дискурсе представляющее собой систему конфликтным образом взаимодействующих социальных полей и внутриполевых иерархий) как суть дискретное, в противоположность культурному, как универсальному и континуальному».

Много интересных книг написано Александром Денисовичем Любимовым. И при этом на протяжении почти тридцати лет – он организатор и главный работник крестьянского хозяйства «Доброта», зарегистрированного в глухом углу Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области и имеющего 180 гектаров сельхозугодий. Александр Денисович родился в 1939 году, в 2019­-м отметил 80­-летний юбилей.

На вопрос: «Кем Вас читатели считают, кем Вы являетесь, учителем, пророком?» – он отвечает с кротким вздохом: «Денисычем. Я для них Денисыч». А о своём призвании так:

– Знак призвания был... Отец погиб на фронте, когда мне было четыре годика. Мама умирала на сундуке, я не помню, где это было, что это было. Война шла: гремело что-то, бомбы бросали. У меня запечатлелось, мне мать говорит: «На кого же я тебя, сыночек, оставляю? Мир полон злобы, несправедливости, войны, убивают люди, горе это». Мне запомнились тогда её слова. Война закончилась. Небеса меня, как щенка, учили, как жить надо. Много я видел людей: он мёртвый, а люди ему корочки дают от сердца, он же не может кушать. Много видел людей, которые рвали лебеду и её ели. Много видел фронтовиков – пришли с оружием, в банды собирались, много было несправедливости. Я теперь всё совмещаю на закате жизни, тогда же не понимал ничего этого...

Был у нас часовщик, вот он сидит в будке стеклянной и ремонтирует часы. Я стою, любуюсь и думаю: «Вот надо же, мне бы научиться регулировать жизнь». Мысль запала эта, тогда мне лет десять или двенадцать было: «Ремонтировать бы мне научиться жизнь, и вот что для того надо, чтобы научиться ремонтировать?»

Свой путь Александр Денисович нашёл в 1972 году. А когда тридцать лет назад открылись возможности предпринимательства, Александр Денисович сразу же воспользовался ими. Создал крестьянское хозяйство «Доброта». Оно стало произрастать прибылью и людьми.

– Людей приходило много, очень много после 1990­го. В сутках семьдесят два часа мне не хватало. Первоначальный-то был капитал, я крутил его. Ездил, продавал, всё, что было. Уже не можешь, спать надо. Глазки себе разлепляешь. В то время возможности были большие, не с кем было эти возможности разделить. Привозили ко мне взрослых чад своих нарко-алко-зависимых, занимали мне деньги без процентов: «Тебе же надо на развитие? Надо? Ты же хорошее дело делаешь». Я благодарен был. Но не способен был один всё охватить. Потому что процесс производства непрерывно шёл. Коровы. Лекарства нужны. Построил хорошие постройки, техника была. Силы было не измерено. Меня почему-то на всё хватало. Сила была не от земли, а с небес. Психологи приезжали: ты что, работники же пьют из тебя энергию? Пусть пьют, я говорил, – они же бедные ко мне пришли. Я их всех могу насытить силой. Божьей, доброй. Но они не горели. Они были холодные. Как их можно было зажечь, если они холодные?

Смыслы жизненные утеряны у многих. Небеса знакомили меня с этой стороной жизни. Хорошая сторона жизни – это когда люди живут нормально, они даже не понимают, что есть другая сторона.

– Александр Денисович, первый пожар, случившийся в Вашем хозяйстве в 1998 году, – как Вы его пережили? Как нашли новые силы для развития? Кто поддержал Вас тогда?

– Первый пожар: главное, небеса, как я убедился тогда, в моём замысле участвуют. Приехала ко мне из Москвы программа «Взгляд». Там мой тёзка работал Александр Любимов. А мы в Москве с ним встречались: «Приезжайте, я говорю, – новое у нас открывается». Я хожу по хозяйству, интервью «Взгляду» даю. И тут загорелось всё. Прямо днём загорелось, в два часа. Я по-своему понимаю, что это испытание. Тогда много людей с высшим образованием ко мне приходили. Закончил институт, на практике работал один молодой человек. Бабушка привезла его из Ангарска, слепая совсем: я не могу, говорит, – помоги ему. А он попробовал героин. Сам хотел попробовать, что он даёт: «Думал, что я сильнее этого: только попробую, мне ничего не будет». Один раз попробовал – и сразу упал. У меня же не было героина нигде, и он нюхал ацетон, бензин, всякую гадость. И видать, они с друзьями бензина напрятали в комнате… У них сознание другое. Воображение воспалённое. Он самостоятельно за свои деньги сделал себя больным.

Конечно, удар был большой, сгорело много; зато на первый пожар откликнулся Иосиф Давыдович Кобзон.

Он отдыхал в Испании и увидел программу «Взгляд». Взглядовцы показали сразу этот пожар. Он подарил нам десять тысяч долларов. За деньгами надо было ехать в Москву. Встретились мы с Иосифом Давыдовичем, я ему: «В «Доброту» приезжайте». Ребята его мне дали деньги. «Вас ограбят, счёт откройте, мы переведём их на счёт».

Приехал Кобзон ко мне. Около него всё наше начальство. И Валерий Малеев, глава нашей Усть-Ордынской администрации. Кобзон их спрашивает: «Помогаете вы ему?» – Они: «Помогаем мы ему».

А я Кобзону: «Ничего они не помогают. Лгут они».

Кобзон привёз нам чашки, простыни, подарил мне радио на батарейках. Оно до сих пор цело у меня. Иконки две привёз. Патриарх Алексий в Москве освятил их. Кобзон сказал, что ходил к нему освятить.

Потом Кобзон меня в машину посадил: «Поехали пить». Говорю: «Я же не пью». – «Ну, посиди со мной. Мне же это интересно». Это в Кударейке было около озера. Стол длинный. Водка там, головы бараньи – всё, как у бурят принято. Налили водку. Ну, я рюмочку взял. Постукались. Я брызнул по бурятскому обычаю и поставил. Глава администрации взвился: «Пей». А я не пью.

Кобзон рюмочку выпил, посидели. Вторую рюмочку выпили. Он смотрел на меня, смотрел. Достал сигареты. Постукал, постукал сигареткой. «Ну, – говорит мне, – у меня ещё одна слабость есть».

«Всё равно, он хоть на высоком месте, а своей этой слабости стесняется», – подумал я. А власти не стесняются ничего. Благодарна «Доброта» ему. Всё же денег не было. Ни на картошку, ни на солярку. Вышли с его помощью из этого пожара.

Силы было много, поддержал Кобзон хорошо. А остальные нет. Потом ещё два пожара пережил.

– Вами много написано книг – «Размышления о будущем», «Великая работа», «История Доброты», другие. Как и когда они создавались?

– Я живу в каком-то потоке, в каком-то облаке. Я работаю, живу, двигаюсь. Диктофон со мной. Всё что вокруг меня, я пытаюсь вложить в книги, не придуманное что-то. Оно со мной, около меня. Доброта – это и название крестьянского хозяйства.
И идея, и образ жизни. И способ действия.

– В книгах вы говорите о духовно опытных людях, кто они?

– Они раскрыли в своём внутреннем мире своё высшее «я» и живут в гармоническом согласии со своей семьёй, со своим поселением, со своей страной и со всей вселенной. Они живут в таком согласии со всем миром в силу своего благородства и благочестия. И они способны управлять низменными людьми. Они живут в согласии с природой, поскольку осознают себя наследниками наследия Божьего. Такие люди осознали себя.

– В чём самая большая сложность современной жизни?

– Обыкновенных научных знаний сегодня огромное количество, но эти знания не меняют человека, не раскрывают в нём высшее «я». А носителей вечного, высшего, скрытого знания не видно, не слышно. И в этом самая большая сложность современной жизни. Потому что без таких высших знаний невозможно выйти из всеобщего кризиса, мирового и российского.

– Что же может сделать простой человек сегодня для будущего?

– Это проявление заботы о ещё не рождённом ребёнке – семени рода человеческого, о ещё не рождённой почве, где проращивается семя рода человеческого. У каждой семьи есть красный уголочек, где хранят память о дедушках, бабушках,
в виде фотокарточек, или должна быть какая-то вещь, которую любил ещё прапрапрадед. Должна быть у семьи гордость за свою родственность. И за религию, которую исповедует семья, которой поклонялись родственники, предки. С этими нравственными ценностями род и проявляет заботу о ещё не рождённом ребёночке. И тогда уже, когда парень с девушкой встречаются, они наполняются духовностью. Они готовят себя для будущего ребёнка.

Сегодня надо заново учиться восстанавливать связь с прошлым, вечным, ценным. Строить сегодняшнее, будущее. Наполняя наше настоящее и будущее нашим духовно-нравственным содержанием.

– Вы прожили долгую жизнь, что вызывает Вашу тревогу сегодня?

– То, что многие люди идут по пути духовного падения. Сегодня на ещё только рождённого ребёнка мать уже надевает кокон омрачённости – она курит, и этим ослабляет иммунитет ребёнка, пьёт – и этим закладывает предрасположенность его к алкоголизму, к энергетической и прочим зависимостям. Зависимость не бывает одна, как сегодня говорят – энергетическая. Нет. В человеке, как правило, десять тысяч зависимостей. Человек не может избавиться от них. Они ведут его по жизни. И он не выполняет волю небес, а выполняет волю хаоса.

И чтобы сегодня помочь человеку выйти из плена порочных зависимостей нужны духовно-экологические поселения: деревушки, хутора. Чтобы там пытаться восстанавливать внутренний мир человека. Воссоздавать род человеческий. Раз мы верующие, мы должны выполнять работы, Богом дарованные, выполнять его волю, его законы. Бог даёт нам благодать.

– Вы сами пришли к тому, что говорите, и, судя по всему, пришли «от противного», увидев много плохого, нашли противоположное. Расскажите об этом!

– По телевидению мы видим чаще то, что создают служители хаоса. И проповедуют они нам индивидуализм. Что ты сам по себе человек, ты – это величина, ты можешь идти по головам, добиваться своего; если есть у тебя конкурент, ты можешь убрать его с пути любым методом. Ты хитрый, умный, сильный и можешь позволить себе всё. И получается сегодня разное мировоззрение, разное сознание, совместное с хаосом знание, с отцом лжи, и разное знание с Богом. Совместное знание с Богом может быть только в большой семье. А всё остальное «суета сует и томление духа», как древние говорили.

Небеса подарили нам Доброту. Подарили на осмысление. Доброта – это идея совершенствования человека через восстановление его внутреннего мира. Каждый в Доброте имеет право на достойную жизнь. Каждый младенец имеет право родиться здоровым от здоровых родителей. В этом и заключается идея. В Доброте один хозяин – порядок. Божественный, юридический, экономический, гражданский, экологический. Всё должно быть приведено к одному пониманию, к правильности.

– Вы, Александр Денисович, осуществили свои мысли на практике, в своём крестьянском хозяйстве. Были ли результаты?

– В 1992 году у нас появилась возможность совершенно на пустом месте восстановить то, чем жили наши деды и прадеды, то есть, крестьянский двор. В «Доброту» мы приглашаем уже 28 лет. Но как гласит народная мудрость: «Много званных, да мало избранных».

Хотя небеса любят людей и посылают мысли. Например, поэту… Какие мудрости можно иногда прочитать в стихотворениях. Это не человеческая мудрость, это что-то небесное такое. Музыкальное произведение – тоже мудрость, но она воспринимается только чистой душой. Когда душа чиста, честна, причастна Богу, тогда мы начинаем понимать эти правильные процессы. Увы, когда уже приближаемся к закату жизни.

В крестьянском хозяйстве мы столкнулись с тем, что, в основном, к нам приходят люди, вышедшие из разорённого семейного гнезда. Не те, которые востребованы в России. Ко мне всегда приходили люди никому не нужные, которых никто не ждёт. Их почему-то много проходило через «Доброту».

– Сейчас, когда люди столкнулись с вызовом пандемии – материальным, моральным, физического здоровья, что могли бы Вы сказать от себя, с точки зрения своего писательского опыта?

– Теперь, когда читатели ознакомились с моей идеей «Доброта спасёт мир», надо им становиться добрее. Каждую секунду в мир приходит младенец. Он будет таким, чем мы его наполнили. Если Доброта нужна России, если нужна, как гнёздышко, духовный санаторий, как академия жизненных наук, как площадка, где у мужчины и женщины веками расписаны их роли, то крестьянское хозяйство «Доброта» приглашает Вас к труду на земле и благодатному отдыху от трудов.

  • Расскажите об этом своим друзьям!