Как известно, выражение «опростоволоситься» означает «оказаться в нелепой, стыдной ситуации, оконфузиться». Свое происхождение это слово ведет от обычая покрывать голову, волосы платком, шапкой или иным убором. Для мужчины снять шапку самому, обнажить голову – значит оказать уважение и честь собеседнику. Сбить шапку с головы оппонента – унизить его, «опростоволосить». Но особенно серьезным такое унижение считалось, если речь шла о женщинах. Простоволосая женщина – предмет насмешек. Но не только. Иной раз простоволосая баба внушала нашим предкам не столько смех, сколько страх.
Когда и почему волосы покрывали
Отношение к волосам вообще и к женским в особенности было непростым у большинства народов, а у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, остается таковым и по сей день.
Наши предки в этом смысле не были оригинальны. Если девица могла ходить, выставив напоказ косу, то замужней женщине полагалось прятать волосы под сложными и многослойными головными уборами. Потеря такого головного убора означала подчас утрату женской чести. Достаточно вспомнить «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. Красавица Алена Дмитриевна предстает перед мужем в таком виде: «Сама бледная, простоволосая, косы русые расплетённые, снегом-инеем пересыпаны...». Злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену при посторонних, он еще и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление можно было смыть только кровью.
Причина такого отношения к волосам женщины, видимо, кроется в древнейших, еще языческих представлениях о магической силе волос. Женский волос защищает, не случайно воины брали в бой локоны любимых, вплетали женские волосы в тетиву луков. Волосы использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или навести порчу. Наконец, волосы – это важнейший атрибут женской красоты. В замужестве женщина скрывала волосы, даря их красоту и магическую силу одному лишь мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел, как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две, которые укладывали короной, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Отныне лишить женщину этих атрибутов, «опростоволосить» ее, значит смертельно оскорбить.
Зачем волосы раскрывали
Но в некоторых случаях женщина могла быть простоволосой по доброй воле, открывая себе голову сама. Происходило это (если речь не идет о мытье в бане) в одном лишь случае: когда женщина намеревалась колдовать.
Русский и славянский фольклор знает немало женских персонажей. Это русалки, кикиморы, ведьмы, у южных славян – виллы. Все эти существа, независимо от того, красивы они, как, например, русалки и виллы, или страшны, как ведьмы и кикиморы, схожи в одном – все они простоволосы. Рассыпанные по плечам прекрасные русалочьи волосы, как и растрепанные космы кикимор указывают на волшебную, опасную для человека сущность.
В. И. Даль в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», описывая русалку и ведьму, указывает, что волосы у той и другой непременно распущены. Деревенская баба, даже если она и не числится ведьмой, но намеревается произвести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, все магические действия (сбор трав, например) совершает тайно – ночью или ранним утром, и непременно распустив волосы.
Фольклорист И. П. Сахаров в книге «Сказания русского народа» описывает ритуал опахивания, который проводился с целью обезопасить село от лихорадки или «коровьей смерти». Село опахивали, обводили бороздой плуга, делая замкнутое кольцо. При этом полагалось создавать шум, стуча в горшки и вопя во весь голос, чтобы напугать «коровью смерть».
Участвовали в этом магическом обряде только женщины и девушки. Все они выходили за околицу в одних рубахах, а иной раз и вовсе нагие, и все, как одна, были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам видеть этот ритуал было строго запрещено. Попавшегося навстречу процессии человека ли, зверя ли, женщины, впавшие в исступление, могли забить насмерть.
Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми бабами. Особенно в уединенном месте и (или) в сумерках. Такой облик означал, что женщина – ведьма и затеяла колдовать. Попадешься ей на глаза – несчастья не избежать!
Сейчас отношение к простоволосым женщинам самое обыкновенное. Хоть с одной косой дама ходит, хоть с десятью, хоть с замысловатой прической, хоть без. А еще встречаются в наши дни и лысые представительницы слабого пола. Интересно, что навеял бы их образ людям, жившим в те времена, о которых выше шла речь?
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».