ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Что магия узнала раньше науки?

Изменить размер шрифта

gadalki-2

Маги и фокусники занимаются тестированием пределов человеческого восприятия и его природы. Поэтому не удивительно, что сегодняшние когнитивные специалисты открывают такие черты разума, которые маги и фокусники понимали (и использовали) в течение столетий. Более внимательное знакомство с многочисленными книгами о магии и колдовстве, опубликованными с 16 века, позволяет узнать о таких догадках и прозрениях, которые только сейчас прокладывают свой путь в научную литературу. И кто знает, не найдется ли здесь озарений, позволяющих рационально объяснить такие иногда удачные феномены как гадание на картах таро?

1. Сейчас не смотрите, но...

Фокусники уже давно используют неуловимые движения глаз для манипулирования вниманием своих зрителей. В изданной в 1909 году книге «Искусство магии» (The Art of Magic) Т. Нельсон Даунс (T. Nelson Downs) и Джон Хиллиард (John Northern Hilliard) особо подчеркивали: «вряд ли стоит говорить» о том, что во время представления секретного маневра «глаза исполнителя ни на мгновенье не должны быть направлены на правую руку», участвующей в исполнении фокуса. «Если исполнитель забудет об этом правиле», — предупреждали они, то «публика сразу же начнет подозревать», что было совершено соответствующее движение.

В последние годы эффект «восприятия взгляда» во всех вещах — от внимания до социального познания — стал объектом многочисленных психологических исследований. Не удивительно, что фокусы оказались полезным экспериментальным инструментом. Так, например, в своей статье, опубликованной в 2009 году в журнале Visual Cognition, исследователи Даремского университета (University of Durham) провели изучение того, как маг воздействовал на внимание 32 зрителей во время демонстрации фокусов. И, действительно, авторы обнаружили, что «участники эксперимента потратили меньше времени, глядя на критическую руку, когда взгляд мага использовался для того, чтобы отвлечь от нее их внимание». Даунс и Хиллиард опередили их в этом отношении на столетие.

2. В чем отличие?

Еще одна тема вызывает бурные споры в последние два десятилетия у специалистов когнитивных наук. Речь идет о «слепоте по отношению к подмене» (change blindness), или, как называют этот феномен эксперты Дэниел Саймонс (Daniel Simons) и Рональд Ренсинк (Ronald Rensink), об «удивительной неспособности человека видеть существенные изменения, которые в нормальной обстановке нетрудно заметить». В ходе одного репрезентативного эксперимента исследователь останавливал пешеходов на территории университетского кампуса и спрашивал у них, как пройти в определенное место. Затем этот разговор на короткое время прерывался двумя людьми, переносившими большую дверь, и в течение этого короткого времени первый исследователь, задавший вопрос, заменялся совершенно другим человеком. В более чем половине случаев пешеходы, показывавшие направление, не заметили, что их собеседник превратился в совершенно другого человека.

Конечно, маги и фокусники докопались до этого первыми. В области фокусов с картами, например, многие методы основаны на незначительных визуальных отличиях, которые остаются почти невидимыми даже для наблюдателя, находящегося на близком расстоянии. В некоторых трюках используются две похожие карты — восьмерка пик и восьмерка треф, которые, скажем, должны быть подменены, и часто довольно наглым образом. Возможно, самое раннее упоминание об этом специфическом принципе появилось в книге Августа Ротерберга (August Roterberg) «Карточные фокусы новой эры» (New Era Card Tricks), изданной в 1897 году.

3. Выбирайте гарнир, любой гарнир

Метод стимулирования свободного выбора является одним из старейших средств, находящихся в распоряжении магов и фокусников. Только подумайте о бесконечном количестве разнообразных техник «навязывания» определенной карты из колоды при сохранении иллюзии свободного выбора. Этот метод существует, по крайней мере, с 1584 года, когда Реджинальд Скотт (Reginald Scott) опубликовал книгу «Открытие колдовства» (The discoverie of witchcraft), которая является самым ранним английским произведением, содержащим подробное описание разного рода трюков.

И, тем не менее, знание того, что малозначимые, невидимые факторы способны повлиять на наши решения предсказуемым и незаметным образом только сейчас получает должное внимание представителей академического мира, прежде всего тех, кто занимается бихевиоральной экономикой. Эта область производит постоянный поток бестселлеров, а один из ее прародителей Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) в 2002 году получил Нобелевскую премию в области экономики. Она также стала популярной у таких экспертов в области политики как Касс Санстейн (Cass Sunstein). Он активно выступает за использование методов бихевиоральной экономики для тайного «подталкивания» граждан к некоторым решениям — будь то откладывание денег на пенсию или выбор более здоровой пищи.

4. Где вы были в тот момент, когда исчез слон?

Несовершенная память способна стать лучшим другом фокусника. Для публики магические представления часто оказываются более впечатляющими — и невозможными — при ретроспективном взгляде на них. Как отметил в 1918 году один автор в посвященном магии издании Magic Circular, провалам в памяти у зрителей «мы обязаны половине случаев, связанных с чудесными рассказами о вещах, которые никогда не происходили, но которые, тем не менее, способствуют укреплению нашей репутации». Некоторые артисты этого жанра, на самом деле, обладают способностью стимулировать преувеличенную память, и делают они это таким способом, о котором я не имею возможности здесь говорить.

Наша основная тенденция состоит в том, чтобы создавать неточные воспоминания после произошедшего события — психологи часто называют этот феномен «реконструктивной памятью», и она в последнее время привлекает к себе все больше внимания — особенно в том, что касается ее воздействия на показания свидетелей в американской судебной системе. Психолог Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus) обнаружила, например, что «вопросы, заданные непосредственно после события, способны ввести новую — и не обязательно корректную — информацию, которая затем добавляется» в память свидетеля.

5. Зрители всегда правы — к сожалению

Когнитивные недостатки людей не всегда работают на пользу фокуснику. Практикующие мастера этого жанра слишком хорошо знают, что нередко какой-нибудь зритель прерывает фокус и приводит неправильное объяснение конкретного номера (фразы «Это у вас в рукаве», а также «Магниты!» являются постоянными фаворитами). Даже когда подобного рода плохо продуманные утверждения ничего не объясняют (какое отношение может иметь магнит к исчезновению монеты?), этого иногда оказывается достаточно, чтобы испортить у публики впечатление от фокуса.

Подобного рода эпизоды используются как хрестоматийные примеры того, что психологи Фрэнк Кейл (Frank Keil) и Леонид Розенблит (Leonid Rosenblit) называют «иллюзией глубины понимания» или ощущением того, что мы «понимаем сложные феномены со значительно большей точностью, последовательностью и глубиной, чем мы обычно это делаем». Как они написали в статье, опубликованной в 2002 году в журнале Cognitive Science, «непрофессионалы... обычно не замечают некомпетентности своих теорий», и частично это объясняется тем, что им «редко приходится представлять полное объяснение большей части тех феноменов, которые, как им кажется, они понимают». А я по-прежнему утверждаю, что это были магниты.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.