ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

В дебрях Аляски

Изменить размер шрифта

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Мы продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из недавно вышедшей книги «Летящие».

Гидросамолет капитана Блэксмита рулит к берегу: где-то там без сознания лежит русский штурман (фото Мачина из кабины Си-47)

Гидросамолет капитана Блэксмита рулит к берегу: где-то там без сознания лежит русский штурман (фото Мачина из кабины Си-47)

Костя Демьяненко родился 15 июля 1916 года в селении Пушкарево Моздокского района Северо-Осетинской АССР. Окончил Чкаловское военно-авиационное училище. А 22 июня 1941 года встретил на Южном фронте – штурманом звена 11-го дальнебомбардировочного авиаполка. Участвовал в 26 боевых вылетах, после чего был откомандирован в так называемый персидский коридор. Он начинался в иракском порту Басра, куда американские пароходы доставляли для СССР боевые самолеты.

После сборки в Басре – через Тегеран – советские летчики перегоняли в Кировабад бомбардировщики Б-25 и А-20. На этой южной трассе Демьяненко в экипаже перегнал 13 самолетов и отлидировал шесть групп.

В это время далеко на северо-востоке страны уже была запущена Красноярская воздушная трасса – более защищенная в стратегическом отношении, но многократно тяжелей и опасней для наших летчиков. Потому по всем фронтам и подбирали сюда людей не столько отчаянно отважных, сколько осмотрительных и хладнокровных.

21 января 1943 года Демьяненко прибыл на Красноярскую воздушную трассу и был назначен штурманом в 1-й полк, который базировался на американской территории, в Фэрбенксе. Здесь русские принимали от американцев самолеты, которым предстоял путь над безлюдьем долины Юкона, над горами с ледяными вершинами, над вечно хмурым Беринговым проливом.

Посадка – на побережье близ селения Уэлькаль. И по всей трассе это был самый протяженный участок: 1 460 километров. Примерно, на середине этого пути предусматривалась еще посадка – в американском Номе, для дозаправки. А далее – Беринг, Чукотский полуостров, залив Креста. И много раз по воздуху туда-обратно Константин проходил этот маршрут, пока не случилось происшествие, сделавшее штурмана знаменитым на всю дивизию…

27 июня 1943 года группа «Бостонов» с лидером «Б-25», как обычно, поднялась с бетона авиабазы Лэдд Филд, что в нескольких милях от города Фэрбенкса, и взяла курс на запад. Перегонщики были начеку. Погода в тех краях диктовала людям жесткие условия.

Так вышло и в то утро.

Группа уже подходила к Ному, оставалось около 30 минут, когда тамошний аэродром Маркс Филд забил тревогу: мол, ветер притащил облачность, льет дождь, принять самолеты не могу! Группа развернулась на запасный аэродром Галена. А ненастье и здесь уже окружало окрестности. Тогда машины по очереди стали нырять в «молоко»: какая там схема захода – скорей бы сесть...

И уже на земле в одном из «Бостонов» хватились штурмана, который вместо стрелка-радиста летел в кабине позади пилота. Все разглядывали пристегнутую планшетку с картами и заложенной вовнутрь пилоткой, распахнутый нижний люк. Сумка с ракетницей и патронами на месте. Аварийный комплект (продукты, аптечка) тоже не тронут...

Но старший лейтенант Константин Демьяненко загадочно исчез!

На следующий день в Галену примчался Мачин, глава советской миссии. С ним прибыл контрразведчик – хмурый, видно, потому что работы ему предстояло немало. И вся эта неприятная работа сводилась к ответу на главный вопрос: со штурманом случилась беда или... как бы это сказать... Его побег был спланирован?

А Демьяненко и сам силился вспомнить: что же произошло? Не сразу, уже здесь, на земле, в одиночестве он думал, думал. И понемногу 27-летний офицер в своей памяти восстановил события. Да, когда диспетчер Нома развернул их на Галену, молоденький командир занервничал: видимость нулевая, связь подводит, а кругом – горы.

– Штурман, видишь землю?

– Пока не вижу, – отозвался Демьяненко. Он вертел головой, но в боковые створки было трудно что-либо разглядеть. Оставалось одно: открыть нижний (входной) люк и поглядеть вниз. Он повернул рукоятку – створка мягко пошла вниз. Штурман отстегнул привязные ремни, лег на живот. Тут-то и случилось непредвиденное. Пикирующий самолет мощно тряхнуло – рука Демьяненко разжалась – его выбросило наружу!

Воздушным потоком сорвало шлемофон. Следом улетели сапоги – один за другим, вместе с байковыми портянками. Где другие самолеты, сколько под ним высоты – Демьяненко не знал, но парашют раскрыл, не медля. В лицо бил холодный дождь, сильно болтало, ветер сносил невесть куда.

Потом удар босыми ногами по деревьям, треск сучьев и другой удар – уже о твердую матушку-землю. Тогда и потерял сознание...

Сколько был в отключке – как установишь? Очнулся от холода, промокший: лил дождь. Была глубокая ночь. Сильно болела голова и ноги. Не снимая парашюта, стал укутываться в вонючий шелк, который не грел, а только леденил.

Константин не знал, что треклятый дождь завесил округу на восемь длинных дней. И искать его начнут не сразу: еще несколько дней подсыхал аэродром. Потом Си-47 с утра до сумерек натужно сверлил район поиска – безрезультатно! Так прошли три дня, отпущенные на поиск. Перегонка шла своим чередом.

И хотя летчикам всякий раз перед вылетом напоминали, чтобы они, пролетая маршрутом, глядели по сторонам (вдруг увидят дым костра?), все понимали: надежда понемногу тает. И тогда полковник Мачин обратился за помощью к командиру базы – бригадному генералу Гаффни. Тот уже был наслышан про ЧП у русских, а потому немедленно отрядил в зону гидросамолет капитана Блэксмита...

Константин нашел парашют. И целый день затратил на то, чтобы растянуть его на кроне дерева. В кровь ободрал руки, пока завязывал узлами стропы. Вконец обессиленный, почти рухнул вниз...

Через две недели американцы доложили: в горах на дереве замечено белое пятно, возможно – парашют. Мачин вылетел туда сразу, но лишь напрасно сжег горючее (никто не знал, что полотно сорвал ветер, и оно упало между густыми елями)...

Надев сухую одежду и заново перебинтовав ступни, Константин с горы еще раз оглядел «свой» район. Теперь он знал цель: впереди – распадок, в котором блестит река. В реке есть рыба. И река выведет его к людям...

Он добрался до реки, когда миновали еще две недели. За это время добыл двух птиц и нескольких рыбин (в «ТТ» остался один патрон). Правда, костер так и не удалось разжечь (осталась одна спичка!) – ел добычу сырой, ел понемногу, стараясь жевать медленно, подавляя спазмы и отвращение, и уже не блевал, как раньше...

Долго искал и ведь нашел! Вот они – две лесины – не сухие, но и не тяжелые. Долго обматывал их сырым ивняком, а посередине закрепил офицерский ремень. Спустил на воду, лег на плотик: держит! Оттолкнувшись, поплыл, подгребая ладонями и часто отдыхая, – благо, течение было спокойным, а вода не холодной...

Лейтенант К. П. Демьяненко. Полковник М. Г. Мачин свято верил, что отыщет своего штурмана...

Лейтенант К. П. Демьяненко. Полковник М. Г. Мачин свято верил, что отыщет своего штурмана...

Проснулся от птичьего свиста. Лесины уперлись в твердь. Огляделся. Вокруг был камыш выше его роста. И заросли, заросли, наполненные комарами и порхающими птицами. И в этом поющем и квакающем болоте ему вдруг почудился другой звук – нездешний, но удивительно родной.

Враз подкинулся: это же самолет!

В какой стороне?

Выбрался на берег, заваленный сухой травой и камышом. Быстро стал собирать кучу. А рокоток мотора то приближался, то удалялся, а в голове токалось: «Наконец-то! Свои! Свои! Неужели спасут?»

Распетрушил бурую головку камышины. На клочья пуха уложил тоненькие травинки-былинки, потом – чуть потолще, от случайного ветерка сверху прикрыл веничком ковыля.

Полез за пазуху, где подмышкой хранил грязный мятый коробок с единственной крайней спичкой. Опустился на колени. Вынул спичку. Со всех сторон оглядел ее зеленую – американскую! – головку. Не было на ней ни скола, ни царапины, ни трещинки. Потер коробок по небритой щеке: сухо. Поднес спичку и коробок под ворох.

Задержал в горле дыхание. И легонько чиркнул. Не сильно. И не длинно. Чиркнул как обычно.

Ничего не было...

Но внезапно возникла ниточка. Такая тоненькая... Поползла себе вверх... А ноздри уже почуяли горьковатый и сладкий запах дыма. И пламенек явился – желтым язычком лизнул дрожащую руку человека.

И вспыхнула иссушенная солнцем трава! И выбросила в небо длинную дорожку сизого цвета – именно того, который нужен и виден издалека!

Мачин увидел дымок! С командирского левого сиденья он в тысячный раз обводил взглядом горы, распадки, долины, не забывая отмечать остаток топлива. И вот дым... Полковник крикнул экипажу и развернул «Дуглас». Они прошли над отмелью, снизились и разглядели человека, который размахивал курткой.

Сомнений не было: Демьяненко!

Сделав несколько пристрелочных заходов, Си-47 убавил обороты и медленно пошел на выброску. Борттехник с радистом открыли дверь и выпихнули груз. На развороте Мачин отметил: штурман волочит тюк к костру. Кстати, невдалеке виднелось небольшое озеро: явно пригодится. Покачав плоскостями, пошли на базу...

Тюк был из американской прорезиненной ткани, перехваченный застежкой «молния». Сверху лежала записка: «Оставайся на месте. Много не ешь!»

(Нарочно повторяю для неверящих: ни разу Михаил Григорьевич не усомнился, что разыщет своего штурмана, потому и возил с собой наготове припасы...)

Константин разволновался – пришлось не раз останавливать себя, пока не перебрал все богатство: пистолет с патронами, топорик, нож, фонарь, котелок, ложка, спальный мешок, комбинезон, теплые носки, аптечка с йодом, бинтом и лейкопластырем. В специальной сумке – фляжка со спиртом, гороховый концентрат, тушенка, пшеничная буханка, сахар, чай и – Господи Боже! – соль...

Назавтра генерал Гаффни приказал Блэксмиту перегнать в Галену легкий гидросамолет. Еще через день они взлетели в одном направлении – американский капитан и русский полковник. И пока капитан приводнялся на озере, полковник водил «Дуглас» широкими кругами. Его беспокоил жиденький дымок от костра и неподвижность фигурки возле...

Мачин сверху видел, как американцы несколько часов продирались сквозь болотные дебри. Они подняли русского и потащили к амфибии, пилот которой не выключал двигателя. Из Нома полуживого Демьяненко перевезли в госпиталь Фэрбенкса. Но только через неделю он смог поведать о своих злоключениях. А капитана Бэсселла Блэксмита наградили орденом Красной Звезды...

Потом Демьяненко был штурманом-лидером перегоночной авиадивизии. А в 1948 году перебирается в Иркутск. Здесь (в должности старшего штурмана 249-го, 8-го съемочного и 190-го летного отрядов) обучал личный состав практике самолетовождения, навигации, с начальниками аэропортов проводил практические занятия по навигационным расчетам.

Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» Константин Петрович Демьяненко был награжден почетными нагрудными знаками «За безаварийный налет 5 000 часов» и «За безаварийный налет 1 000 000 километров».

К несчастью, подлый недуг свалил этого сильного человека в самом расцвете лет. Промчалось время. Давным-давно один за другим ушли его друзья и сослуживцы. Нам они завещали память. И наказ: передавать эту память далее – молодым. Наверное, так и рождаются легенды...

(Печатается в сокращении. Полностью очерк опубликован в книге «Летящие».)

  • Расскажите об этом своим друзьям!