ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Послание миру

Изменить размер шрифта

putin 2

Говоря о выступлении Путина (Послание президента Федеральному Собранию), большинство журналистов обратили внимание не только на то, что там сказано, но и на то, о чем не сказано. Пишет "Российская Газета".

В первую очередь, конечно, громкое молчание об Украине. Видимо, Путин демонстрирует, что эта тема сейчас совсем не приоритетна и никакими словами не хочет ограничивать свободу своих дальнейших действий в украинском вопросе. Молчание "tabula rasa" символически показывает, что тут есть разные возможности.

"В конце 2015 г.", как записано в Минских соглашениях, истекает срок их выполнения. Но сами эти соглашения составлены так, что любая сторона вправе объявлять об их невыполнении другой стороной.

Так, согласно пунктам 9 и 10 Украина должна восстановить полный свой контроль над всей российско-украинской границей (понятно, по свою сторону этой границы), а все "иностранные вооруженные формирования, техника, а также наемники" должны быть выведены "с территории Украины" (которой, согласно тем же соглашениям, являются "отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины", т.е. как раз ДНР и ЛНР) под наблюдением ОБСЕ. Должно быть проведено "разоружение всех незаконных групп". Но все это, согласно пункту 11, должно быть сделано только после всеобъемлющей политической и конституционной реформы на Украине, которая существенно расширит права этих самых "отдельных районов", а главное - сама реформа должна проводиться "по согласованию" с ними.

Понятно, что руководство ДНР-ЛНР не горит желанием "согласовывать" меры по ликвидации своих республик, а Порошенко, сделавший борьбу с ними своим главным козырем (и отмазкой по всем другим вопросам - например, "ответом" на раздраженные вопросы украинского общества, почему не идут давно обещанные реформы), не собирается идти им на встречу. Обоюдовыгодное противостояние.

В такой ситуации знаменитые Соглашения (которые уже очевидно не будут выполнены в срок - т.е. до 31 декабря) становятся сказкой про белого бычка... Понятно, что у Москвы есть "возможности повлиять" на позицию ДНР-ЛНР. Но вот будут ли это делать и как именно? Возможно, молчание Путина показывает, что этот вопрос - открыт.

Цена проблемы для России - отмена (смягчение) западных санкций. Они введены в связи с ситуацией в Донбассе и едва ли без выполнения Минского соглашения могут быть отменены. Конечно, отмена санкций для российской экономики - вовсе не панацея. Наши проблемы в очень малой мере определяются собственно санкциями, куда важней - падение цен на нефть, еще важней - нерешенные стратегические проблемы, такие как сырьевая зависимость, плохой бизнес-климат, "ловушка среднего дохода" (труд в России дороже, чем в развивающихся странах, а производительность - ниже, чем в развитых странах) и т.д. Но все это - темы (о каждой из них так или иначе сказано в данном Послании Путина, как говорилось и во всех предыдущих) долгие, по которым нет и не может быть быстрых решений. Между тем в ситуации столь напряженного бюджета, когда приходится урезать почти на всем, даже такая, далеко не самая важная вещь, как отмена санкций, возобновление экономических отношений с ЕС на уровне до 2014 г. - уже дала бы заметный и скорый эффект.

Но понятно, что руководство России никогда не пойдет ни на какое сближение с Западом ценой уступок в том, что считает принципиально важными, знаковыми позициями.

В своем Послании Путин предложил (как известно, уже не в первый раз) Западу другое поле для сотрудничества - Сирию, войну против ИГИЛ ("Исламское государство", ИГИЛ - международная террористическая организация, запрещенная в РФ), "единый антитеррористический фронт", "антигитлеровскую коалицию" XXI века. Понятно, что и в таком контексте проблема Украины, иные противоречия автоматически не исчезнут, но решать бы их было куда проще - при взаимном доверии.

Какие-то шаги, "протокол о намерениях" по коалиции были сделаны (визит Олланда в Москву). Но, конечно, после того, как Турция сбила Су - ситуация резко обострилась.

Беспрецедентно жесткие высказывания Путина о предательстве, "правящей клики в Турции", которую "Аллах лишил разума", ясно показывают, что о восстановлении отношений речи быть не может - как минимум до тех пор, пока Турция не принесет полноценные извинения. Президент и премьер Турции несколько раз повторили - никаких извинений не будет, им каяться не в чем, а Турцию "на колени не поставить". Таким образом, дальнейшая эскалация (как минимум риторики) сейчас неизбежна. Конечно, военные столкновения нереальны. Но Путин дал понять, что возможны не только экономические меры, а и какие-то иные ("помидорами не отделаетесь"). Гадают о возможной поддержке курдов (а турки объявили о "территориальной целостности Украины включая Крым"). В общем - поле для борьбы есть... С другой стороны, РФ и Турция слишком тесно связаны, взаимное разрушение экономик никому не нужно, так что какая-то стабилизация будет, но когда?

Турция - член НАТО. Страны НАТО вынуждены ее хотя бы пассивно поддерживать, а коалиция с Россией в Сирии, в обход Турции - для них шаг очень сложный. Тем более, что Турция - один из ключевых региональных игроков и один из главных участников войны в Сирии в составе имеющейся "рыхлой коалиции" во главе с США. Да, "странная война" этой коалиции на редкость неэффективна, но политически она для США необходима. Наконец, и Саудовская Аравия "больше Турция чем Турция" - в том смысле, что еще более непримирима по отношению к режиму Асада.

Вместе с тем США, Англия, а особенно Франция, заявляют о важности "продуктивного сотрудничества" с Россией в Сирии. Надеются они и на скорое "замирение" РФ и Турции.

Вот такая вполне неопределенная ситуация - типичная для современного Мира.

  • Расскажите об этом своим друзьям!