ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

О чём говорит нам символика?

Изменить размер шрифта

gerb rus

Михаил Дегтярев, депутат Госдумы от Самарской области, член ЛДПР, подготовил законопроект, который предлагает вернуть черный, желтый и белый цвета на флаг России. Объясняет это депутат тем, что, по его мнению, эти цвета более имперские, чем нынешние белый, синий и красный.

Впрочем нынешний бело-сине-красный российский триколор олицетворяет Российскую Империю не меньше, чем черно-желто-белый. Споры же геральдистов и чиновников о том, какой из этих флагов более имперский и национальный, велись примерно два века и напоминают сказку про белого бычка.

Сегодня разница между ними, с моей точки зрения, только в том, что второй в наше время почему-то больше нравится монархистам и черносотенцам, а первый более симпатичен республиканцам. Впрочем, исключать, что Госдума может поддержать инициативу депутата нельзя. На фоне украинской политики России это было бы вполне логично и естественно. Дело не в этом. Эта инициатива, на мой взгляд, дает хороший повод поговорить о соответствии символики государства  реальному состоянию и направленности его внутренней и внешней политики.

Энгельс по другому, правда, поводу говорил: "партии развиваются, названия остаются". С государствами и их символикой нередко происходит то же самое. Государства, их внешняя и внутренняя политика, меняются, а символика остается прежней. Или, наоборот, как с Китаем. Символика та же, что и при Мао Цзэдуне, а начинка — другая.

Подобное было и в СССР. Примерно со второй половины 1930-х годов это государство шаг за шагом де-факто восстанавливало имперские традиции России. Однако вплоть осени 1991 года его символика оставалась рабоче-крестьянской и социалистической: серп и молот на фоне красного знамени.

В августе 1991 года это внутреннее противоречие было устранено революционным путем. Окончательно обуржуазившаяся к этому времени Россия вернула себе и соответствующую символику – буржуазный европейский бело-сине-красный триколор, цвета которого были заимствованы еще Петром I у голландцев. Тогда же в 1991 году, как известно, в качестве герба РФ был возвращен и византийский двуглавый орел.

На фоне бесконечных пацифистских заявлений лидеров новой России, которая лишь двумя годами ранее вывела войска из Афганистана, возвращение имперских символов в то время казалось лишь восстановлением исторической справедливости (традиций). Эти традиции большую часть демократической общественности в то время не то что бы не пугали, но уж точно казались ей менее страшными, чем традиции советские. Соответственно, имперские цвета флага и имперский герб этой самой общественности не казались диссонансом. Уж с чем с чем, а с имперскими замашками Россия тогда, как казалось, распрощались навсегда.

Оказалось, что нет. Всего через три года Россия начала неоколониальную войну в Чечне. Потом еще одну в той же Чечне, потом ввязалась в конфликт в Грузии, теперь вот на Украине…

Я далек от мысли считать, что именно имперская символика привела к тому вектору развития, по которому последние два десятка лет движется Российская Федерация. Но то, что эта символика соответствует ему — тут никаких сомнений нет.

Символы меняют свое значение в зависимости от того, с чем или кем они ассоциируются в массовом сознании. Свастика несколько тысяч лет была символом плодородия и изобилия, но после 1933 года она ассоциируется совсем с другими вещами, и сколько бы ни было попыток обелить этот символ, очевидно, что в ближайшей перспективе сделать это не удастся – для большинства населения Земли он будет оставаться символом этнического геноцида.

Перекрещенные серп и молот изначально тоже были, как известно, олицетворением мирного созидательного труда. Однако отмыть их от крови и слез, пролитых во времена сталинского террора, видимо тоже еще долго будет малореальным делом.

Впрочем, есть примеры и обратного толка. Крест – некогда орудие пыток и мучительной казни в Древнем Риме, вот уже почти две тысячи лет является для многих верующих символом христианского всепрощения.

А тот же крест, скажем, на флаге Швеции говорит лишь о том, что когда-то в раннем средневековье религия играла важную роль в жизни шведских королей. Не более того. Сегодня, согласно опросу американской службы "Гэллап", шведы одна из самых неверующих стран мира. Только 17% ее жителей считают, что религия занимает важное место в их жизни.

Современная Россия, по всей вероятности, в обозримом будущем будет очень гармоничным государством, имперские государственные символы которого будут соответствовать ее внешней и внутренней политике и умонастроениям граждан. Как эта гармония аукнется и ей самой, и всему миру – вопрос отдельный.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!