ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Возвращение бронепоезда

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/15-09-bronepoezd как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

train

Бронепоезда списывать рано — такое решение принял недавно министр обороны Сергей Шойгу. Отменив распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации этого довольно экзотического, на современный взгляд, вида военной техники. Неужели романтический символ Гражданской пригодится и в битвах XXI века? Корреспонденту «Культуры» довелось побывать внутри одного из российских бронепоездов.

Это было во время очередной командировки на Северный Кавказ. Февраль 2000 года, незаконные вооруженные формирования второй раз выбиты из Грозного. Боевые действия шли вяло. Знакомый офицер в Ханкале предложил: «Поедем к железнодорожникам. У них в бронепоезде столовая — что столичный ресторан». Не обманул. Впрочем, рассказ о другом.

{gallery}TXTS/2015/15-09-bronepoezd{/gallery}

Современный наследник основного средства передвижения товарищей Троцкого и Сталина выглядел не менее грозно, чем его предшественники. Изрезанный щелями-бойницами основной броневагон, бронеплощадка с задранными вверх стволами легких зенитных установок. Тепловозы обшиты стальными листами. Два плацкартных вагона с броней 30 мм для личного состава, две платформы с балластом спереди и позади состава — чтобы подрывать заложенные на пути мины и фугасы. Для защиты от пуль — мешки с песком, шпалы, танковые траки, прочий металлолом. На платформах — танк и БМП. Весь поезд увешан глушилками — чтобы быть «незаметным» для радиоуправляемых мин. Вагончик-каптерка для хранения обмундирования. Остальное пространство отдано под ремкомплект. Одного хватало для восстановления 150 м пути.

Всего бронепоездов (официально они именовались «спецпоездами», СП) в Чечне было четыре — «Дон», «Амур», «Терек», «Байкал». В их задачи входило сопровождение при перевозке подразделений и грузов, а также инженерная разведка. В 2009 году их вывели из республики и поставили на консервацию в Ставропольском крае...

Первые бронепоезда появились почти одновременно с первой железной дорогой — еще в позапрошлом веке. В России проявили себя во время Гражданской. Их было тогда 120–150 — по обе стороны фронта. В Добровольческой армии, например, сражался бронепоезд «Единая Россия». Воевали и в Великую Отечественную. Яркий факт из истории тех времен — дуэль бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». Одолел советский богатырь. Однако танки и авиация практически вытеснили бронепоезда. До 1953 года они еще несли службу на Западной Украине — патрулировали железнодорожные магистрали от нападений бандеровских отрядов. Но к концу пятидесятых на вооружении не осталось ни одного.

В 1970-х раздоры с Китаем заставили вспомнить забытое оружие. Вдоль границы, обороняя Транссибирскую магистраль, курсировали пять составов. На платформах стояли танки и бронетранспортеры, в бронированных коробах сидели мотострелки. Отношения с восточным соседом вошли в норму, бронепоезда вновь вывели в резерв и вспомнили о них только в начале 1990 года: задействовали при подавлении волнений в Баку, охране узловых станций, сопровождении составов с войсками и грузами. В зону конфликта в Нагорном Карабахе два бронепоезда поступили уже переданными от Минобороны во Внутренние войска.

Спустя два года по просьбе руководства Абхазии расчет спецпоезда «Терек» восстанавливал железнодорожное сообщение между Сухумом и Очамчирой — со стороны грузинских спецслужб можно было ожидать диверсий и провокаций. Работа осложнялась тем, что между шпалами успели прорасти деревья и кусты, рельсы разъезжались под колесами...

К 2011 году на вооружении остались только бронепоезда-артефакты — «Байкал» и «Амур». Отметины от пуль и осколков на стенах вагонов и бортах платформ красноречиво свидетельствовали о боевом прошлом. Их планировалось снять с вооружения, что и было позже сделано. Однако министр обороны России Сергей Шойгу, который во время контртеррористической операции на Северном Кавказе возглавлял МЧС, еще тогда отмечал работу бронепоездов как полезную и перспективную. Это и решило их судьбу. Сегодня, насколько можно судить по высказываниям военных, БП сохранены для сопровождения составов со строительными и военными грузами, прикрытия инженерных и саперных частей, быстрого восстановления рельсового полотна. Они могут быть чрезвычайно эффективны в локальных асимметричных и гибридных войнах — против банд террористов, для обеспечения безопасности железных дорог, для поддержки саперов и вывоза раненых.

Как известно, опыт постройки и применения бронепоездов в свое время пригодился при создании БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексов «Молодец» с ракетами РС-22 (SS-24 «Скальпель»). Ракетный поезд с виду представлял собой состав рефрижераторов. Только приглядевшись, можно было обнаружить, что «рефрижераторы» были метра на полтора длиннее обычных.

«Молодцы» сняты с вооружения в 2005-м. Но с прошлого года идут разработки нового БЖРК — «Баргузин». На нем разместят шесть ракет типа «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж». На рельсы он встанет в 2020 году. Вполне возможно, Шойгу, держа в уме совершенствование диверсионных средств предполагаемого противника, задумал усилить охранение новых БЖРК с помощью бронепоездов. Поставят на них реактивные системы залпового огня (РСЗО), оперативно-тактические комплексы «Искандер», гаубицу «Мста», усилят противодиверсионные группы, замаскируют, и ищи ветра в поле.

Кстати, и тащить такие поезда есть кому. В стратегическом резерве на случай ядерной войны у Российской армии есть... паровозы. Не все переплавили на иголки. Достоинство паровоза в том, что он может работать автономно — при наличии воды и топлива (угля, дров, солярки, мазута). У тепловозов и электровозов органы управления могут быть уничтожены воздействием электромагнитного импульса — одного из факторов ядерного удара. Паровоз же для такого воздействия неуязвим — у него нет электроприборов и электрических цепей.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.