ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Военная операция на Украине: а где плакаты, песни и листовки?

Владимир Иванов, histrf.ru   
05 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

Наша страна имеет богатый опыт идеологической и контрпропагандистской деятельности, собранный в годы Великой Отечественной. Там кладезь мудрости и умения работать и с противником, и с населением. Сейчас Россия проводит специальную военную операцию на Украине. Что наблюдаем? Нет ни плакатов, ни листовок, ни патриотических песен....

Специальной военной операции на Украине нужна мощная идеологическая поддержка

Как же демонстрируется людям значимость миссии российской армии по освобождению населения Донбасса?

В условиях военной спецоперации важный фактор составляет моральный дух нашей армии. В этом случае не будет лишним вспомнить опыт, обретенный нашей страной в годы Великой Отечественной войны. Именно психология и идеология, их тесная взаимосвязь имели решающее значение для противостояния агрессии немецко-фашистских оккупантов и их сателлитов.

«Вставай, страна огромная...»

По военно-учетной специальности я замполит батальона и давно нахожусь в запасе. Но мне кажется странным, что все как-то сразу забыли богатый опыт советских политруков в годы последней войны.

Самым массовым и очень востребованным в годы войны средством политической агитации был плакат. Он как действенное средство нашел себя еще в годы Первой мировой войны. В те далекие времена полиграфические возможности были куда слабее, а плакаты печатали огромными тиражами и отправляли с оружием и боеприпасами на фронт, расклеивали в населенных пунктах.

Грамотный плакат воспитывал в людях патриотизм и любовь к родине, помогал людям разобраться в сложной политической обстановке. 22 июня 1941 года уже к вечеру появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», который был опубликован на страницах газеты «Правда». Все плакаты, появившиеся в июньские дни 41-го, наглядно показывали и трагедию войны, и решали главную задачу – укрепление веры советских людей в победу. Плакаты, созданные в годы Отечественной войны, известны и по сей день, они продолжают оставаться символом своей эпохи и шедеврами изобразительного искусства.

Полтора месяца идет специальная военная операция на территории Украины, и за это время не появилось ни одного плаката, призывающего показать значимость миссии Российской армии по освобождению русского населения Донбасса.

Действительно, у нас в стране нет сегодня специальной организации, которая готовит и выпускает плакаты. Раньше было издательство ЦК КПСС «Плакат», но оно было таким раздражающим и пугающим для рвущихся к власти демократов, что его переименовали в 1991 году в издательство «Панорама», а вскоре и вообще закрыли. Я в течение 10 лет был членом художественного совета издательства, и не было ни одной значимой темы в стране, на которую не откликнулись бы художники издательства. Очень часто они без всякого заказа сверху приносили плакаты, отражающие и их точку зрения, и страны в целом. А сейчас? У меня большое сомнение, что об этом кто-то задумывался. В современных инструкциях про плакаты, видимо, ничего не сказано о действенности подобного вида искусства. А новый тип чиновника, по всей видимости, ждет команды сверху, а вот она опять запаздывает. Правда, все-таки прорывается инициатива снизу, и, мне кажется, стихийный плакат, появившийся как ответ на подвиг старушки с красным знаменем, вышедшей встречать нацистов, – яркий тому пример.

Сегодня очень бы пригодились плакаты, появившиеся в годы Великой Отечественной. «Родина-мать зовет!» М.И. Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси!» В. Г. Корецкого и сегодня не менее актуальны, чем 80 лет назад.

Нет специальной службы (комиссии, организации), координатора, которые взяли бы в свои руки идеологическое обеспечение этой специальной военной операции. Помогите чиновнику, возьмите ответственность на себя, освободите чиновника от страха принимать ответственность на себя. Такая организация (даже общественная) должна быть создана при президенте и должна быть наделена особыми полномочиями. Обывателя закормили телевизионными шоу, где умные дяденьки больше пиарят себя, чем рассказывают о ходе боевых операций. А вот наши враги давно взяли плакат на вооружение. Из репортажей о боевых действиях мы видим, что в каждом захваченном вражеском блиндаже находят плакаты-призывы: «Убей русского!», «Русского на гиляку!». Удачно придуманы символы союзных войск «Z» и «V», но и они должны иметь идеологическую поддержку.

Очень нужен плакат на тему «Русской весны» и «Защиты русского населения Донбасса». Он должен быть очень простой, понятный, красочный и выразительный. Такой плакат должен находиться в каждом новом освобожденном населенном пункте, в каждой больнице, в каждом центре, куда эвакуируются мирные люди. Это может быть изображение простого подснежника, пробивающегося сквозь снег, дым и огонь. Поверьте, такой плакат принесет больше пользы, чем все выступления некоторых функционеров... Никто не отменял и такую форму идеологической и политической работы, как листовки.

И еще один момент, который вызывает неподдельную тревогу и беспокойство. Многие наши «звезды подмостков» осудили решение правительства и сбежали из родной страны, которая ведет поистине освободительную войну за свой народ и за свои идеалы. Можно подумать, что в стране не осталось здоровой творческой интеллигенции. За это время в стране не появилось практически ни одной песни, которая отвечала бы тем патриотическим задачам, о которых неоднократно говорил наш президент Владимир Владимирович Путин.

24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война», а 26 июня на Белорусском вокзале перед отправлявшимися на фронт войсками с этой песней выступил Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. Только в этот день песню исполнили пять раз.

Вот такая песня нужна нам всем сегодня. Именно с такой песней в бой с нацистами пойдут и войска Российской армии и народная милиция Луганской и Донецкой республик. Сегодня труднейшее для страны время, и оно требует максимального напряжения всех сил, в том числе и идеологических. Патриотизм просто так не вырастет на пустом месте, он требует постоянной, кропотливой и очень умной работы. Кто мешал нашим командирам от телевидения уже с первых дней военной операции объявить конкурс на хорошую патриотическую песню и каждую неделю представлять их на суд общественности? Можно посетовать, что нет уже ни Матусовского, ни Блантера, ни Александрова, но это все от лукавого. Замечательных композиторов и поэтов у нас – целая страна. Обратитесь к ним! Думаю, что у многих уже есть чем нас порадовать.

По мобильным телефонам уже распространяются песни народных авторов, рассказывающих о героизме наших солдат и офицеров, о зверствах нациков, об истинном патриотизме. Центральное же телевидение с завидным упорством не замечает происходящих событий. Кроме новостных каналов, практически ничего нет. За кадром остается отечественная поэзия. В годы войны стихи советских поэтов, таких как О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, могли воодушевить к действию целые дивизии. Зато каждую субботу и воскресенье наше телевидение обсуждает, что сказал Моргенштерн, как устроилась в Израиле госпожа Пугачева.

Тематика освободительной миссии Российской армии отходит на задний план. Западные страны приостановили экономическую деятельность в нашей стране, но никто не отказался от трансляций на наших телевизионных каналах. И там, как и прежде, герой – Рэмбо, а не русский солдат.

Кроме того, эфирное время по-прежнему получают «патриоты» европейской ориентации. У нас в свое время появился замечательный телеканал «Победа», который должен был напоминать российским гражданам о Великой Победе нашего народа в Отечественной войне. На самом деле менеджеры канала особенно не заморачиваются, они выбрали за образец пяток современных и не самых лучших сериалов о войне и крутят их каждый день. В нашей стране самая большая фильмотека по этой тематике, но, видно, эти ребята о ней ничего не знают или не хотят знать. Вот если бы лучшие фильмы о войне перемежались с документальными кадрами сегодняшних боевых действий, то эффект был бы куда больше.

Старики перестают смотреть этот канал, они изучили сериалы «Ликвидация», «Диверсанты» и «Штрафбат» наизусть, а ведь эти фильмы на канале крутятся по три-четыре раза в неделю. А где-то на полках пылятся «В окопах Сталинграда», «Они сражались за Родину». Кажется, что с первых дней проведения военной операции телевидение должно было измениться, хотелось бы, чтобы основной темой стала гражданская, патриотическая позиция, но все осталось по-прежнему. Война идет, где-то далеко, нас она не касается? Новые программы, где вы? Смещение позиций в сторону гражданского общества уже будет почти победой. За большими взрослыми делами мы забыли про школьников. Учителям не до формирования гражданской позиции у них. Задача их – не вложить знания, а вдолбить правила заполнения бланков ЕГЭ. Всю информацию о событиях школьникам пытаются внушить «фейковые программы» наших доброжелателей.

Мы имеем богатейший опыт идеологической и контрпропагандистской работы, наработанный в годы Великой Отечественной войны. Там кладезь мудрости и умения работать и с противником, и с населением. Если власти боятся возвращения политруков, то пора создавать своих комиссаров, называть их по-другому, но только надо начинать работать, упущенное время не вернуть.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».