ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Сейчас знакомятся в интернете, а раньше женихи съезжались на балы невест

Мария Соловьева, culture.ru   
02 Августа 2021 г.
Изменить размер шрифта

От бала невест и сватовства до девичника в бане и путешествия по Европе — ниже пойдет рассказ о свадебных традициях у дворян и купцов в XIX веке. Узнайте, сколько лет прошло от помолвки Александра Пушкина с Натальей Гончаровой до их свадьбы, когда родительское благословение перестало быть обязательным и почему у Софьи Толстой не было приданого.

Сейчас знакомятся в интернете, а раньше женихи съезжались на балы невест

Брак — цель каждой барышни

Удачная партия в конце XVIII — начале XIX века считалась главным в жизни женщины. Мемуаристка Екатерина Андреева-Бальмонт писала, что в те годы «замужество было целью каждой барышни», а девочек воспитывали так, чтобы из них получились хорошие матери и жены. В то время ходила пословица: «Девица родится, как замуж сгодится». Много внимания в воспитании девушек уделялось этикету, ведению домашнего хозяйства. Выходили замуж в 17–18 лет — это было необычно по сравнению с предыдущим столетием, когда женами становились с 13 лет.

А вот мужчины в XIX веке не спешили жениться: многие решались на брак только к 30 годам. Герой одной из первых прозаических рукописей Пушкина рассуждал, что большинство его современников видят в свадьбе либо приданое, либо степенную жизнь, либо «женятся просто так, потому что им 30 лет», и при этом размышлял: «Я жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью, моими роскошными привычками».

Бал невест

В XIX веке самым популярным способом найти себе пару было посещение бала. В столице проходили ярмарки невест: так называли званые вечера, на которых знакомились будущие супруги. В Москву съезжались невесты и женихи со всей России. Приготовления были очень серьезными. Специально для вечера шились наряды, приглашались парикмахеры. Девочек на бал начинали водить еще до вступления в возраст невесты. Например, Веру Харузину, дочь богатого купца, впервые готовили для бала в 15 лет и специально для этого сшили белое платье с розовыми лентами, сделали модную прическу со спиралевидными локонами.

Бал был чуть ли не единственной возможностью насладиться общением с противоположным полом. «Барышни топтались вместе с молодыми людьми посреди комнаты, смеялись, перекидывались шутками, дразнили друг друга», — вспоминала Харузина о своем опыте званого вечера.

Практичные женихи и родители обращались к услугам свах. Хорошая сваха не только искала невесту по запросу, но и предоставляла данные о происхождении и состоянии будущего супруга или супруги. Именно так обрел жену владелец кондитерской фабрики Алексей Абрикосов: он специально искал богатую невесту, чтобы дать размах производству. Сваха подобрала ему Агриппину Мусатову — дочь парфюмерного фабриканта, и не прогадала. Деньги Абрикосов пустил в оборот и стал успешным купцом.

К концу века невесты стали более самостоятельными и могли сами решать свою судьбу. Во многом повлияло на это стремление женщины стать более независимой, получать образование и выходить на работу. К примеру, вторая жена Федора Достоевского Анна Сниткина сначала работала у писателя стенографисткой, а уже потом стала его женой.

Сватовство

В XIX веке дворяне сватались по-деловому. Весь процесс напоминал переговоры и представлял собой беседу (или несколько бесед, в зависимости от сложности ситуации) жениха с родителями.

Переговоры могли затянуться надолго. К примеру, от момента сватовства Пушкина к Наталье Гончаровой до самого торжества в 1831 году прошло два года. Поначалу у поэта не заладились отношения с тещей. Пушкин жаловался другу Плетневу: «Я бесился. Теща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила меня, и черные мысли мной овладели». Еще раз свадьбу отменили из-за карантина в период эпидемии холеры. «Я бешусь. Наша свадьба, по видимому, все убегает от меня, и эта чума с ее карантинами, — разве это не самая дрянная штука, какую судьба могла придумать?» — писал Пушкин своей будущей супруге.

После того как жених получал согласие родителей, он часто появлялся в доме будущей супруги и они много времени проводили вместе. Девушка переходила в новый статус, другим женихам наведываться в гости уже было несолидно. Если же жених отказывался посещать невесту, то страдала не только репутация девушки, но и всей семьи, такой поступок мог навсегда рассорить семейство с молодым человеком.

С благословения батюшки и матушки

Сейчас знакомятся в интернете, а раньше женихи съезжались на балы невест

Формально согласие родителей не требовалось уже в XVIII веке — еще Петр I издал указ, по которому никто не мог принуждать к браку. Но в реальности родительский авторитет был очень силен: молодожены стремились получить благословение родителей на брак. В больших семьях были свои правила. Если в семье было несколько дочерей, то необходимо было соблюдать порядок: этика не позволяла младшей сестре выходить замуж раньше старшей. Так, Лев Толстой, выбирая себе невесту, сначала ухаживал за старшей дочерью московского медика Андрея Берса Елизаветой. Но в итоге пошел против правил морали и этики и женился на младшей Софье. За это отец лишил Софью приданого.

Но уже во второй половине XIX века все чаще традицию, по которой родители решали судьбы молодых, всерьез не воспринимали. Героиня романа «Анна Каренина» княгиня Щербацкая была уверена: «В наше время уж пора оставить эту старину. Ведь молодым людям в брак вступать, а не родителям; стало быть, и надо оставить молодых людей устраиваться, как они знают».

Мальчишники и бани

Свои традиции были и у приготовлений к свадьбе. Женихи проводили мальчишники. Пушкин перед свадьбой устроил ужин для своих друзей и организовал поход к цыганам, где они пели песни под гитару и размышляли о будущем.

Девушки организовывали девичники. Коллекционер Петр Щукин вспоминал такую московскую примету: «В Москве была традиция хорошо вымыться в Сандуновских банях, да чтоб невесту в конце банной процедуры окатили чистой водой из серебряной шайки».

А писательница Мария Каменская в своих «Воспоминаниях» рассказывала про «форменный девичник»: невеста с подругами ходила в баню, «пели свадебные песни, и пили, и ели, и плясали, как сумасшедшие».

Ко дню свадьбы молодым специально готовили торжественные наряды. К середине XIX века белое платье для невесты стало обязательным. В сборнике «Правила светской жизни и этикета» писали: «Платье невесты должно быть белое, у людей достаточных — из тяжелых модных шелковых материй; у менее достаточных — из кашемира, альпага или кисеи. Вуаль из тюля, и чем он длиннее, тем красивее». Для того чтобы новая семья жила в достатке, в туфли невесте клали золотые монеты — чтобы она в браке ходила по золоту. Женихам полагалось быть в «парадном костюме»: для светских лиц — это были черные фраки с белыми галстуком и перчатками, для военных — праздничная форма.

Утром — в церковь, вечером — в Европу

Свадебный день был расписан по минутам: с утра — венчание в церкви, после него — праздничный обед.

Венчание в XIX веке, в отличие от нашего времени, было ритуалом, закрепляющим брак юридически. На венчании обязательно присутствовали свидетели (поручители), головы молодых покрывали церковными венцами, в конце обряда священник надевал кольца, которые предварительно, за несколько дней до свадьбы, приносил в церковь жених.

Свадебный банкет проводили дома. Жениха и невесту после венчания встречали с хлебом-солью. Сохранились воспоминания предпринимателя Николая Варенцова о свадьбе его сестры Ольги: «Новобрачные, прибывшие после венчания в церкви, были встречены хором певчих в красных с позументом камзолах, и вместо цветов перед каждым кувертом лежала роскошная белая атласная бонбоньерка с конфектами, с выгравированными золотом вензелями имен новобрачных, с датой дня их свадьбы».

В богатых семьях свадебное пиршество отличалось размахом: горячие и холодные закуски, фрукты, мороженое, шоколад, торты. На свадьбах играли оркестры и выступали артисты. Интересно, что пир на весь мир в честь свадьбы устраивали и менее зажиточные люди. К примеру, на женитьбе мещанина Николая Шилова подавали десять разных блюд, при этом, с гордостью отмечал жених, «все в чисто русском вкусе, без всяких супов и соусов». К финалу торжества приносили десерт: торт или сладкий пирог, который резали молодые и угощали гостей.

После пиршества молодые отправлялись в путешествие. На рубеже XIX–XX веков было особенно модно отправляться в свадебный тур в Италию и Францию, некоторые молодые пары ехали на вокзал сразу после банкета. Семьи, чьи финансовые возможности не позволяли совершить поездку в Европу, отправлялись за город. Так поступили, к примеру, герои «Анны Карениной» Левин и Кити, которые «после ужина в ту же ночь уехали в деревню».

Сейчас вступление в брак часто не окружается церемонностями. Прагматичное молодое поколение предпочитает делать свадьбу по минимуму и лучше отправиться путешествовать. А некоторые парни и девушки вообще расписываются и своим родителям... высылают фотографию свидетельства о браке. Ну, так, чтобы в куре дел были.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.