ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

С чего начинал свою карьеру палач и сколько получал за свой жуткий труд?

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Июля 2023 г.
Изменить размер шрифта

На протяжении истории профессия палача всегда была прибыльной. Официальная зарплата выплачивалась властью. Дополнительные суммы выплачивали родственники или осужденные, желающие смягчить наказание. Существует множество документов, где указаны размеры реального вознаграждения, доплат и компенсаций, на которые мог рассчитывать опытный исполнитель смертных приговоров.

С чего начинал свою карьеру палач и сколько получал за свой жуткий труд?

В воспоминаниях Шарля Анти Сансона, известного палача из Парижа, упоминается «право горсти». В средние века это право существовало не только в Европе, но и на Руси. Вместо денежного вознаграждения палач получал оплату в виде натуральных продуктов, которые он мог свободно выбирать из городских лавках или из обоза. Ни торговцы, ни возницы не имели права возражать палачу, поэтому он мог брать столько продуктов, сколько хотел.

Если осужденный был богатым, то палач получал дополнительное вознаграждение за его быструю казнь или мягкие пытки. Чем больше вознаграждение, тем меньше страдал осужденный. После казни палач, согласно неофициальному правилу, забирал сапоги и другие ценные вещи у умершего. Их продажа также помогала палачу в хозяйстве.

Поскольку казни не проводились каждый день, палач занимался другими оплачиваемыми работами в свободное время. Он мог устроиться на уборку общественных туалетов, присоединиться к команде по ловле бродячих собак или работать охранником в борделе. Как указано в книге «От добермана до хулигана» М. Блау, благодаря своим отличным практическим знаниям анатомии, многие палачи могли работать врачами. Например, известно, что один палач из Данцига избавил будущую императрицу Екатерину II от сильных болей в спине.

Начиная с XVII века, жалование палачей стало регулироваться законодательством. В соответствии с Уложением 1680 года, каждый палач получал годовую зарплату в размере 4 рублей из «губных неокладных доходов». К 1742 году, выплаты на одежду и питание выросли до 9 рублей 95 копеек в год. Однако, эта зарплата была условной, поскольку на 10 рублей в середине XVIII века можно было купить только 12 пудов хлеба или 12-13 ведер водки.

Во времена Николая I, чтобы повысить престиж одной из самых непопулярных профессий, годовые зарплаты палачей значительно увеличились. Вольные палачи, работавшие в Москве или Петербурге, получали от 300 до 400 рублей в год. В губернских городах их зарплаты были ниже — от 200 до 300 рублей в год. Однако, если учесть, что в то время стоимость хорошей дойной коровы не превышала 5 рублей, заработки палачей выглядели очень хорошо. Кроме того, палачи также получали различные доплаты и компенсации: например, 58 рублей на покупку государственной одежды, ежемесячные выплаты на питание и деньги на командировки, если им приходилось работать в других городах.

Несмотря на хорошую оплату, работа палачом оставалась не популярной. В соответствии с Боярским уложением 1681 года, в профессию могли вступать добровольцы из числа свободных посадских жителей, а согласно Положению 1833 года, даже уголовников принимали на эту должность. Если среди заключенных не было добровольцев, их вербовали в палачи принудительно. Однако срок такой принудительной работы был ограничен тремя годами. Палачам-уголовникам не полагалось жалование, им выдавалась только двойная норма пищи и комплект арестантской одежды.

Обычно в палачи вербовались уголовники, которым назначили самые жестокие телесные наказания. После такого наказания выживало немного людей, и вербовка давала возможность сохранить жизнь — за согласие стать палачом наказание отменяли. В книге «Палачи и казни в истории России и СССР» В. Игнатов приводит пример с бежавшими из уссурийской тюрьмы в 1801 году каторжанами. Восьмерых преступников поймали и приговорили к дополнительным срокам и жестоким телесным наказаниям. Через год в живых остался только один — тот, кто согласился работать палачом.

Один из известных палачей до революции был Комлев. В 1875 году этот житель Костромы был приговорен к 20 годам за грабеж. За несколько попыток побега с каторги он получил еще 35 лет. Потом его наняли в качестве палача в одной из тюрем Сахалина. О Комлеве ходили легенды – он был невысоким, но очень сильным, и умел мастерски использовать кнут. Заключенные знали, что если они хотят остаться живыми после наказания от Комлева, им нужно подкупить его. Администрация подозревала, что палач берет деньги у осужденных, но так и не смогла это доказать.

Комлев получал деньги не только за нанесение слабых ударов. Существует случай, когда каторжане собрали 15 рублей, чтобы он убил одного из приговоренных к смерти. В 1892 году ему было приказано наказать беглых Губаря и Васильева, которые взяли с собой заключенного, чтобы съесть его по дороге. При их задержании в их сумках были найдены обжаренные человеческие останки. Беглецы были наказаны всего 48 ударами кнутом на каждого, что считалось очень мягким наказанием (смертельное наказание состояло из 200 и более ударов). На сходке возмущенные каторжане приговорили Губаря к смерти (факт людоедства Васильева не был доказан). И Комлев, получив хорошее вознаграждение, показал всю свою мастерство, убив Губаря, хотя внешне порка двух заключенных не отличалась.

Кроме того, Комлеву было разрешено уйти в отставку после 1894 года. Он использовал заработанные деньги, чтобы приобрести свой собственный дом, что было мечтой для многих ссыльных переселенцев.

Однако не все палачи достигли такого состояния, как Комлев. Многие из них продавали ценные предметы, принадлежавшие казненным. И некоторые даже не стеснялись продавать орудия пыток. История не сохранила имени московского палача, который летом 1832 года продал пару кнутов из своего «пыточного арсенала». Палач-предприниматель смог заработать целых 500 рублей благодаря тому, что через посредника нашел хорошего покупателя. Князь Экмюльский, сын маршала Даву, стал обладателем этой «русской экзотики».

Вывезенные в тайне русские кнуты вызвали сильное впечатление в Европе. Когда Николай I узнал об этом, он был очень раздражен. Он приказал создать специальные шкафы для хранения этих орудий и выдавать их только под подпись. Были введены более строгие правила относительно поврежденного или изношенного инструмента — его запрещалось дарить или продавать под угрозой серьезного наказания. Даже показывать его посторонним было запрещено. Ненужный инструмент сжигали или закапывали рядом с могилами на кладбище для заключенных.

В течение примерно года, новички-палачи изучали секреты своей профессии у более опытных товарищей. Им предстояло овладеть навыками обращения с различными инструментами наказания и пыток, такими как плеть, кнут, розги и кошки-девятихвостки (плети с девятью хвостами, украшенными крючьями на концах). Новичкам необходимо было освоить механизм работы с палками-батогами и научиться наносить клеймо на приговоренных.

Ученик должен был тренироваться ежедневно, сначала на манекене, а затем на живых людях, которые были приговорены к пыткам или смерти. Вначале он помогал палачу-учителю, присутствуя на казни и выполняя мелкие задания, чтобы привыкнуть к крови и крикам. Новичок начинал свою карьеру палача с порки плетью, а затем, демонстрируя свои навыки и хладнокровие, продвигался к порке кнутом и, в конечном итоге, к казни.

Комлев, упомянутый выше, в свои пенсионные годы занимался обучением новичков основам эффективного казнения или продления мучений. Неизвестно, сколько денег требовал он за свои услуги, но его ученики в конце XIX века платили ему по пятаку за каждое повешение.

***

Интересно, как у палачей было с психикой? Не снились ли им по ночам их жертвы? Или профессия рано или поздно становилась обыденностью, а приговоры и исполнение – конвейером?

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.