ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Реконструкция памятника Минину и Пожарскому: деньги собирали всей страной

Инга Бугулова, rg.ru   
06 Ноября 2022 г.
Изменить размер шрифта

На Красной Площади завершили реставрацию памятника Минину и Пожарскому — последний ярус строительных лесов сняли 31 октября, в преддверие Дня народного единства. Сложнейшие работы велись почти два года и вновь стали настоящим символом объединения страны: средства на восстановление легендарного монумента собирали всей Россией, как и 200 лет назад на его создание.

В Москве завершена реконструкция памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому объект без преувеличения уникальный. Это первый скульптурный памятник в Москве вообще, первый, в композиции которого изображен выходец из простого народа, и первый, выполненный по невероятной для того времени технологии, — выплавления из восковой модели за один прием. За более чем два столетия ни одной комплексной реставрации знаковый монумент не подвергался, а потому и обращение с ним требовало не только золотых рук, но и особенных условий. Так, например, демонтировать и переместить скульптуру из-за ее состояния оказалось невозможно, и тогда прямо над ней, на Красной Площади возвели павильон-мастерскую. Исследования памятника, работы над ним — все это проводили здесь. Сами фигуры при помощи крана осторожно передвинули на реставрационный стол.

— Мы открываем памятник в преддверие государственного праздника — Дня народного единства, и это символично, — отметила зампред правительства РФ Татьяна Голикова. — Важными событиями отмечены практически два этапа по 200 лет: сначала герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, возглавившие народное ополчение во время Смуты, а потом 1818 год — год открытия памятника, который невозможно было не связать с победой русского воинства в войне 1812 года. Сейчас мы снова переживаем сложный, но знаковый период для России, и завершение реставрации — это и связь времен, и призыв к консолидации общества.

Министр культуры РФ Ольга Любимова рассказала, что общая стоимость столь сложных реставрационных работ составила 50 миллионов рублей, 30 из них — средства ведомства.

— Но все же самое важное — вклад простых людей. Народный сбор Государственный исторический музей (ГИМ) объявил в 2018 году, и сотни желающих жертвовали с помощью переводов, выясняли, как еще можно поучаствовать и внести свою лепту. И эти порой совсем небольшие деньги — теперь прикосновение к уникальному событию и история для каждой семьи, — уверена министр.

В свое ведение памятник у собора Василия Блаженного ГИМ принял в 2016 году. С этого времени, отмечает директор музея Алексей Левыкин, и можно отсчитывать новую историю монумента — подготовка к реставрации началась практически сразу же:

— А сами работы начались два года назад — мы начинали в холодную погоду со снегопадом и завершаем сегодня снова со снегом. Мне запомнился очень трогательный, но в то же время очень серьезный момент, когда памятник, вес которого 18 тонн, отделился от своего постамента и вставал на рабочий стол. Мы опасались, стояли затаив дыхание, но все получилось.

Самой большой проблемой оказалось основание памятника — оно почти полностью корродировало. Не лучше дело обстояло и с самими скульптурами Минина и Пожарского: коррозии подверглись их каркасы, из-за чего оболочка стала трескаться. Теперь эти дефекты устранены. Удалили реставраторы и остатки формовочной смеси, которая тоже вызывала разрушительные процессы, — 172 килограмма из фигуры Минина и 282 килограмма из фигуры Пожарского. А еще — вернули наушину шлема, утраченную в начале 2000-х.

Были, конечно, и открытия. Например, благодаря реставрации букв памятной надписи «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лъта 1818» (текст, кстати, составил император Александр I) обнаружилось, что монумент изначально планировали открыть на год раньше — отверстия металлических накладок сделаны в конце под цифру 7, а не 8. Однако визит императора в Москву тогда не состоялся. Автор проекта реставрации Павел Котельников шутит: мастера иногда чувствовали себя следователями, шаг за шагом выясняя, что и как происходило с памятником на протяжении всей его длительной жизни.

Сейчас увидеть памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади, долгое время скрытый от глаз, может любой желающий, монумент уже полностью освобожден от всех реставрационных конструкций. Ожидается, что в День народного единства, 4 ноября, его также осмотрит Владимир Путин.

Справка

Памятник Минину и Пожарскому, возглавившим в 1612 году народное ополчение и освободившим Москву от польских интервентов, создан известным русским скульптором Иваном Мартосом (вместе со своими помощниками он работал над ним в дни Отечественной войны 1812 года). Отливка в бронзе выполнена литейным мастером Василием Екимовым. Торжественное открытие состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. Изначально скульптура стояла на Красной Площади напротив здания Верхних торговых рядов, а в 1931 году его переместили на территорию Покровского собора. Исследования памятника проводились, начиная с 1950-х, уже тогда отмечалась необходимость реставрации. В 2016 году монумент был передан Государственному историческому музею.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.