ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Очень приятно, царь»: как во главе России встал 16-летний Михаил Федорович

Юрий Борисёнок, histrf.ru   
09 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

3 марта 1613 года Земский собор утвердил кандидатуру Михаила Фёдоровича в монархи. В своём юношестве 404 года тому назад он положил начало трёхвековой династии. И в его 32-летнем правлении нетрудно обнаружить немало поучительного.

 «Очень приятно, царь»:  как во главе России встал 16-летний Михаил Федорович

  • Фото с сайта  fb.ru

Где-то с конца 1980-х династию Романовых у нас перестали называть «проклятым царским режимом» и вспомнили, что опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» ранее называлась «Жизнь за царя». Ныне любовь к монаршей фамилии, чьё нахождение на троне не больно благополучно закончилось ровно сто лет тому назад, имеет избирательные формы. То в разных обличьях всплывёт совершенно невероятный в 1917-м культ личности Николая II, то любителя древностей Леонида Гозмана перемкнёт крепкая мужская страсть к Александру II, то сериальным сочинителям привидится Екатерина II с благостным ликом Марины Александровой. Того же царя, что у Глинки в опере, обычно если и поминают, то мимоходом, в рифму с новым праздником 4 ноября.

Самодержца звали Михаилом Фёдоровичем, и в юношестве своём положил он 404 года тому назад начало трёхвековой династии. И в его 32-летнем правлении нетрудно обнаружить немало поучительного.

Разумом не дошёл?

Появление на троне 16-летнего двоюродного племянника последнего Рюриковича – умершего в 1598-м Фёдора Иоанновича – с лёгкой руки Василия Осиповича Ключевского привычно изображается даже не в оперном, а почти в опереточном ключе.

Особенно запоминается вот этот фрагмент из 43-й лекции его «Курса русской истории»: «Есть известие, будто бы Ф.И. Шереметев писал в Польшу кн. Голицыну: “Миша-де Романов молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден”». То есть главную роль в появленни и именно этого кандидата сыграл прагматизм избиравших: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте». Не упустил из виду Ключевский и элемент случайности при выборе монарха: «Сам по себе и Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нём сошлись такие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество».

На самом деле если и было в первом Романове что из оперетты, то внешность (уж больно похож прижизненный портрет на народного артиста СССР Николая Николаевича Трофимова) да длительные поиски невесты, только на 30-м году жизни увенчавшиеся браком с 18-летней дочерью дворянина из Мещовска Евдокией Стрешневой.

Само же более чем 30-летнее царствование оказалось и длительным, и позитивным. Утомлённая длительной Смутой, страна постепенно продвигалась в сторону стабильности и нормальности – в том виде, в котором их понимали люди, одобрившие кандидатуру юного Михаила.

Землёй поставленный

Решение Земского собора 1613 года было событием ключевым, стоящим в одном ряду с недавним, времён прошлой осени, изгнанием из Москвы подзадержавшихся там гостей из Речи Посполитой. Смута всё ещё продолжалась, но стала подобна туману и принялась убывать. Безвластие, безначалие и просто бардак надоели очень многим участникам событий, и решение вопроса о стабильном присутствии понятного всем лица на троне было серьёзным шагом вперёд. Серьёзным настолько, что в своём ёрническом повествовании от Гостомысла до Тимашева Алексей Константинович Толстой (коему в нынешнем году ровно 200 лет исполняется) при описании собственно избрания Михаила был непривычно не склонен шутить:

Вернулися поляки, Казаков привели; Пошёл сумбур и драки: Поляки и казаки,

Казаки и поляки Нас паки бьют и паки; Мы ж без царя как раки Горюем на мели.

Прямые были страсти – Порядка ж ни на грош. Известно, что без власти Далёко не уйдёшь.

Чтоб трон поправить царский И вновь царя избрать, Тут Минин и Пожарский Скорей собрали рать.

И выгнала их сила Поляков снова вон, Земля же Михаила Взвела на русский трон.

В том-то и дело, что на защиту страны выступила «земля», «основные люди» – то самое общество, об отсутствии которого в России не извёл тонну бумаги только самый ленивый либерал. Народное недовольство активно проявилось ещё до того, как в августе 1610 года бояре-олигархи, они же «семибоярщина», призвали на русский престол королевича Владислава, а польско-литовский гарнизон обосновался в Кремле.

Большой русский историк Сергей Фёдорович Платонов описывал это возмущение весьма актуальным и сегодня стилем: «Когда олигархия осуществилась, то олигархи с Шуйским во главе вдруг очутились лицом к лицу с народной массой. Они не раз для своих целей поднимали эту массу; теперь, как будто приучась к движению, эта масса заколыхалась, и уже не в качестве простого орудия, а как стихийная сила, преследуя какие-то свои цели. Олигархи почувствовали, что нити движений, которые они привыкли держать в своих руках, выскользнули из их рук, и почва под их ногами заколебалась. В тот момент, когда они думали почить на лаврах в роли властей Русской земли, эта Русская земля начала против них подниматься...»

Именно такой «землёй» и был избран 16-летний юноша Михаил, в стране появились законная власть и новая династия. И хотя выход из порожденного Смутой глубочайшего кризиса занял ещё долгие годы, главное было сделано: разрушение государства было остановлено, а русское общество проявило себя способным к консолидации и самостоятельному историческому творчеству. В последнее трудно поверить, если заглядывать в версию, давно и упорно пропагандируемую, к примеру, Ричардом Пайпсом и Збигневом Бжезинским. Однако при обращении к событиям Смуты сказка о деспотической, бесконечно отсталой и ни на что кроме тирании не способной России оказывается решительно никуда не годной.

Время жить и время умирать

Этой сознательной общественной силе, вытащившей из безвестности на трон Мишу Романова, не могли противостоять ни самозванцы, ни разгулявшиеся в смутные годы казаки, ни лучшие полководцы Речи Посполитой – гетман коронный Станислав Жолкевский и гетман литовский Ян Кароль Ходкевич.

На Польско-Литовское государство теперь надвигалась куда большая беда, чем капитуляция осаждённого в Москве и обессилевшего от голода гарнизона. Московская авантюра стоила Варшаве утраты стратегической инициативы в многолетней борьбе за преобладание в Восточной Европе. Королевич Владислав так и не обосновался на московском троне, а его несчастный младший брат Ян Казимир меньше чем через полвека после освобождения Москвы вынужден был пережить захват русскими войсками столицы Великого княжества Литовского Вильно и переход под власть московского царя Смоленска и Киева.

Избавившись от внутренних неурядиц, Россия уже через столетие стала сильнейшей державой на пространстве Восточной Европы, чему не могли помешать и амбициозные шведы, в разгар Смуты позволившие себе захватить Великий Новгород. Отнюдь не случайно при Петре Великом в 1721 году совпали два больших события – победоносное окончание Северной войны и провозглашение России империей. Претензии Швеции на роль великой державы были утрачены навсегда, а Речь Посполитая в 1795 году после третьего раздела Польши и вовсе перестала существовать как государство (такое положение сохранялось 123 года).

И в 1913-м подданным империи Романовых явно было что праздновать, но конструкция оказалась неожиданно хрупкой и четырьмя годами позже себя исчерпала.

Спустя 74 года выяснилось, что две самые длительные и самые победоносные модели отечественной власти, 1613 и 1917 года рождения, очень похожи. На первый, поверхностный взгляд, прямо как в вечнозелёной песне у Юрия Антонова, «пришли ниоткуда, ушли в никуда». Ни в момент воцарения Михаила, даже без поправки на возраст и разум, ни в день первого заседания ленинского Совнаркома никто и гроша ломаного не дал бы за долговечность очередного проекта управления страной. А потом эта много пожившая власть празднует славный юбилей (300-летие, 70-летие), кажется сама себе непоколебимой, а потому самодержавной, однако через четыре года летящей походкой исчезает с исторической арены.

И в этой как бы случайной похожести – ещё одна из граней преемственности истории государства Российского. И возраст Миши тут в общем-то не при чём.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.