ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Непростая история Дальней авиации в СССР

Сергей Антонов, histrf.ru   
12 Апреля 2023 г.
Изменить размер шрифта

5 апреля 1946 года в Советской Армии была воссоздана Дальняя авиация, ставшая составной частью ядерной триады. Сегодня командование Дальней авиации структурно входит в состав Воздушно-космических сил России. Но так было не всегда, и порой из военного словаря исчезало даже само понятие «дальняя авиация».

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Фото с сайта recrut.mil.ru

Одной из трех важнейших составляющих российских сил ядерного сдерживания, так называемой ядерной триады, с конца 1940-х годов была и остается стратегическая авиация. Наши стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Ту-95, Ту-160 и Ту-22М в последние годы возобновили активные полеты. Русские «медведи» и «блэкджеки» гордо демонстрируют флаг отечественных ВВС в небесах над обоими полушариями Земли, и судя по нервной реакции Запада, как и прежде, воспринимаются там как серьезное оружие.

Сегодня командование Дальней авиации — а именно так на языке военных называются воздушные силы ядерного сдерживания — структурно входит в состав Воздушно-космических сил России. Но так было далеко не всегда, и порой из военного словаря исчезало даже само понятие «дальняя авиация». В последний раз такое случилось в конце войны, когда вместо Авиации дальнего действия, подчинявшейся непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, появилась просто 18-я воздушная армия ВВС РККА. И лишь через полтора года, 5 апреля 1946 года, на базе этой армии вновь была воссоздана Дальняя авиация Вооруженных сил СССР.

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Дальний бомбардировщик Ер-2 — одна из самых удачных и оригинальных машин,
    стоявших на вооружении Авиации дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования. Источник: http://www.airwar.ru

От «Ильи Муромца» до Пе-8

Днем рождения дальней авиации сегодня официально считается 23 декабря 1913 года, когда в свой первый испытательный полет отправился самый большой на тот момент самолет в мире — «Илья Муромец», созданный гениальным русским авиаконструктором Игорем Сикорским. Задуманный как пассажирский самолет, «Илья Муромец» с началом Первой мировой войны превратился в первый и самый мощный многомоторный бомбардировщик в мире.

Увы, события первой четверти ХХ века не позволили России удержать заслуженное первенство в сфере тяжелой многомоторной авиации. Его пришлось возвращать невероятными усилиями, и на это ушло почти двадцать лет. Лишь с середины 1930-х годов советские летчики на самолетах конструкции Андрея Туполева и Павла Сухого начали совершать дальние и сверхдальние перелеты. Знаменитые полеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через весь Советский Союз в Америку, в том числе и через Северный полюс, знаменитый полет женского экипажа самолета «Родина» во главе с Валентиной Гризодубовой — все эти достижения имели и далеко идущие практические цели. Понимая неизбежность скорой мировой войны, советское руководство делало все, чтобы доказать потенциальным противникам и союзникам: наши самолеты могут достать врага где угодно.

Высокими темпами в то время развивалась и сама авиационная техника. Если в первые годы после Гражданской войны советские авиаторы вынуждены были довольствоваться морально и технически устаревшими «Муромцами» и иностранными машинами типа «Юнкерса ЮГ-1», то уже в конце 1929 года на вооружение был принят первый советский тяжелый бомбардировщик ТБ-1. Вслед за ним появились ТБ-3 и ДБ-3, а уже накануне Великой Отечественной войны —дальние бомбардировщики Ер-2 и Пе-8.

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Советский дальний бомбардировщик Пе-8, доставивший в США наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, на американском аэродроме, июнь 1942 года. Источник: http://www.airwar.ru

Это позволило еще в 1930-х годах создать в составе советских Вооруженных сил такое необычное формирование, как Армия особого назначения — воздушную армию, ставшую прообразом дальней авиации как рода войск. Просуществовали они недолго, до 5 ноября 1940 года, когда впервые в отечественной истории была создана дальняя бомбардировочная авиация Главного командования.

Дальняя бомбардировочная

Недавно появившейся дальнебомбардировочной авиации выпало совершить первые боевые вылеты в первый же день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года, когда она отправилась на бомбежку скоплений немецких войск непосредственно на государственной границе СССР. После этого советские дальние бомбардировщики наносили удары по целям на территории оккупированной Польши, Румынии и самой Германии. А в конце лета 1941 года впервые бомбили вражескую столицу — Берлин. Тяжелые бомбардировщики Пе-8 и Ер-2 из состава 81-й дальней бомбардировочной дивизии вылетели с аэродрома Пушкин под Ленинградом 10 августа и той же ночью обрушили свой бомбовый груз на столицу Германии, а с середины сентября такие налеты летчики дальнебомбардировочной авиации стали выполнять регулярно. Бомбардировки Берлина группой Евгения Преображенского в 1941-м продолжались целый месяц. Сейчас РВИО создает музей Героя Советского Союза генерал-полковника Преображенского на его родине, в городе Кириллове Вологодской области.

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Маршал Георгий Жуков и командующий Авиацией дальнего действия генерал-полковник Александр Голованов на Брянском фронте, июль 1943 года. Источник: https://persons-info.com

Но обстановка на советско-германском фронте в первый период войны и существенные потери авиатехники вскоре привели к тому, что дальнебомбардировочная авиация стала использоваться не по своему прямому назначению, а фактически в роли фронтовой. В этом смысле показателен знаменитый эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мертвые», где тройка тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 вынуждена была бомбить мост непосредственно у переднего края днем и без прикрытия истребителей. Таких примеров было немало, и стоит ли удивляться, что уже к августу 1941 года потери в дальнебомбардировочной авиации достигли 65%.

В этот момент Ставка Верховного главнокомандования пошла на радикальные меры: дальняя бомбардировочная авиация была переформирована и 5 марта 1942 года превратилась в Авиацию дальнего действия (АДД), сохранив подчиненность непосредственно ставке. При этом она превратилась в самостоятельный род войск, который уже нельзя было использовать как попало, в угоду обстановке.

Командующим Авиацией дальнего действия стал уникальный человек — генерал-майор Александр Голованов, один из тех людей, кто накануне войны ратовал за создание дальнебомбардировочной авиации. Это человек пользовался уникальным доверием со стороны Сталина, что позволило ему после назначения на новую должность быстро превратить АДД в эффективный боевой инструмент. И не только боевой: тяжелые бомбардировщики авиации дальнего действия были единственными машинами в Советском Союзе, способными преодолевать трансконтинентальные и трансокеанские маршруты. Поэтому именно они выполняли многие политически значимые полеты, такие, например, как доставка советской делегации во главе с Иосифом Сталиным на Тегеранскую конференцию в 1943 году или полет главы Наркоминдела Вячеслава Молотова в Англию и США по вопросам союзнической поддержки летом 1942 года.

Примечательно и то, что в том же 1942 году в состав АДД вошел, например, Гражданский воздушный флот — «Аэрофлот», многие летчики которого выполняли совсем не гражданские задания, доставляя грузы партизанам, перебрасывая советских военных советников и военные грузы в Южную и Восточную Европу. Вероятно, на том, чтобы активно использовать гражданский флот и включить его в состав Авиации дальнего действия, настоял сам Александр Голованов, который до начала 1941 года работал именно в ГВФ и даже заслужил титул «летчика-миллионера», то есть имевшего налет в миллион километров.

«С армией вы и, болея, справитесь»

Но в начале декабря 1944 года Авиация дальнего действия, несмотря на очевидную успешность ее боевого применения, внезапно подверглась коренной реорганизации. Трудно сказать, почему Ставка Верховного главнокомандования приняла такое решение. Как писал в своих воспоминаниях «Дальняя бомбардировочная...» сам Александр Голованов, виной тому стала его внезапная болезнь, ставшая следствием гигантской перегрузки: «Осенью 1944 года в состав АДД были введены воздушно-десантные войска. К обсуждению вопроса, в чьем подчинении должны быть воздушно-десантные войска, кто их должен готовить, я не привлекался. Последовал вызов в Кремль, где присутствовало уже командование воздушно-десантных войск и где в это время находился маршал Тито, прибывший из Югославии. Мне было объявлено, что решено ввести воздушно-десантные войска в АДД, а мне, как командующему, возглавить это дело. Уйдя с головой в решение вопросов подготовки и предстоящего использования воздушно-десантной армии, прорабатывая возможные варианты ее применения в предстоящих наступательных операциях, я незаметно для себя перешел опять на ненормированный рабочий день, что в самом непродолжительном времени и сказалось на моем здоровье. В ноябре опять начались сильные приступы оставившей было меня болезни, и я в конце концов оказался на постельном режиме в Соснах под Москвой. Видя, что я не в состоянии вести нормальную, по моему пониманию, работу, не могу лично докладывать Верховному и решать нужные вопросы, счел невозможным для себя руководить возложенным на меня объемом работы и обратился с просьбой к Сталину освободить меня от занимаемой должности. Решение для меня пришло совершенно неожиданное. Аэрофлот был передан в Совет Министров СССР, воздушно-десантная армия возвращена в наземные войска, АДД преобразована в 18-ю воздушную армию, а я назначен ее командующим, а также членом Военного совета и заместителем Главнокомандующего ВВС. Некоторое время спустя позвонил Верховный и, справившись о здоровье, сказал:

— Без дела вы пропадете, а с армией вы и, болея, справитесь. Думаю, что и болеть будете меньше».

Совершенно иную версию выдвинул в своих воспоминаниях «Что было – то было» Василий Решетников, который в 1969-1980 годах командовал Дальней авиацией, а в годы войны был обычным летчиком АДД. По его мнению, «командующий ВВС А. А. Новиков уже давно тяготел к тому, чтобы АДД — эту мощную ударную силу — не только подчинить себе, но и привлечь для боевых действий днем, поскольку воздушные армии фронтов не так уж были сильны ударными средствами, зато располагали несметными массами истребительной авиации, способной прикрыть боевые действия дальних бомбардировщиков с максимальной надежностью, исключающей боевые потери от атак истребителей противника». И в итоге, полагает Василий Решетников, маршал авиации Александр Новиков сумел добиться своего, и детище Александра Голованова – Авиация дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования – превратилась в 18-ю воздушную армию, не имевшую в своем названии даже слова «дальнебомбардировочная».

Рождение Дальней авиации

В таком урезанном варианте советская дальняя авиация просуществовала недолго. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки и очевидная ставка бывших союзников по антигитлеровской коалиции на дальнюю авиацию как средство доставки нового оружия вынудили советское руководство пересмотреть решение о ликвидации Авиации дальнего действия. В результате 3 апреля 1946 года Совет министров СССР принимает секретное постановление, касающееся судьбы дальней авиации, а два дня спустя, 5 апреля появляется приказ заместителя министра Вооруженных сил СССР об объявлении выписки из этого совершенно секретного постановления, согласно которой на базе 18-й воздушной армии воссоздавалась дальнебомбардировочная авиация, но уже под другим названием – Дальняя авиация Вооруженных сил СССР.

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Первый советский самолет-носитель атомной бомбы Ту-4, поступивший на вооружение советской дальней авиации в 1948 году. Источник: http://www.airwar.ru

Как писал в своих мемуарах назначенный командовать новой структурой Александр Голованов, в то время уже главный маршал авиации, «18-я воздушная армия просуществовала весьма недолго, ранней весной 1946 года она была вновь преобразована в стратегическую авиацию, но получила уже новое название. Дальняя авиация существует и по сей день, что естественно и закономерно. Можно лишь удивляться, как могли тогда снять с частей и соединений даже название дальнебомбардировочных. Сама жизнь показала нелепость такого мероприятия, ибо между бомбардировочной фронтовой авиацией и стратегической – Дальней авиацией существует серьезное различие, серьезная разница как в их боевом применении, так и в их задачах и целях. Сейчас это вопрос бесспорный, а в те времена это не все понимали». Справедливость этой оценки подтвердило время. Сегодня возможности Дальней авиации ВВС России — то есть стратегической авиации страны — на порядки превосходят те, которыми Дальняя авиация СССР обладала в 1946 году.

Заслуги отечественной Дальней авиации четыре с половиной года назад были увековечены памятником в честь 100-летия создания Дальней авиации, стоящим на аллее Девичьего поля в Москве. Открытие монумента, установленного по инициативе командования, Военного совета и Совета ветеранов Дальней авиации при поддержке Российского военно-исторического общества, состоялось 12 ноября 2014 года. Он был создан на пожертвования ветеранов и офицеров Дальней авиации, а также организаций и предприятий России и просто неравнодушных к отечественной истории граждан.

Непростая история Дальней авиации в СССР

  • Памятник в честь столетия дальней авиации России, установленный в Москве на аллее сквера Девичьего поля в 2014 году. Источник: https://livejournal.com

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.