ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Монастырь, штраф или каторга: с иностранцами на Руси было лучше не водиться

По инф. cyrillitsa.ru   
21 Сентября 2021 г.
Изменить размер шрифта

На Руси до XVIII века церковь категорически запрещала контакты населения с иностранцами. Поэтому, романтическая история для женщины, влюбившийся в иноземца могла закончится очень плачевно.

Монастырь, штраф или каторга: с иностранцами на Руси контактировать не приветствовалось

Пожизненная изоляция в монастыре

С XI века Церковный Устав Ярослава Мудрого строго регламентировал все нормы брака и отношений полов в Киевской Руси. Ввиду того, что ни в те времена, ни позднее иноверцы не были диковинкой, нашлось в Уставе место и для разъяснения последствий для тех, кто вступит с ними в контакт. Документ запрещал любое (!) близкое общение с иностранцами. Даже есть и пить с «некрещеными иноязычниками» возбранялось. Если же ситуация вынуждала разделить с ними трапезу или иностранец «ради Бога» просил пищи, то Устав обязывал «исполнить христианский долг» и накормить страждущего, но чтобы он имел собственную посуду. Запрещалось отдавать дочерей за иноверцев, брататься с ними, кланяться, целоваться и обниматься при встрече.

Статья 19 Устава гласила, что за «пребывание» с иудеем или мусульманином русская женщина подвергалась церковному суду. Вердикт судей был однозначен – постриг и навечная ссылка в монастырь. Если женщина была замужней, то до отправления в монастырь, муж имел право жестоко выпороть ее розгами. Такие же права имел отец в отношении незамужней девки. Для девушек и вдов, кстати, наказание было серьезнее. Если их замечали в блуде с иноверцами, не просто заключали в монастырь, но наказывали церковных покаянием. Епитимия заключалась в посажении на хлеб и воду и «несметном количестве земных поклонов», то есть непрерывном замаливании греха.

Порка, отсечение головы и сожжение

Автор книги «Быт и нравы Древней Руси» В. Долгов справедливо замечает, что «чужаков» нередко считали колдунами, хотя, конечно, волхвами на Руси были не только иноверцы. «Чужаки» отличались от «своих» и по внешнему виду, и по манере поведения, и по образу жизни, умели делать то, о чем на Руси слыхом не слыхивали, поэтому им нередко приписывали возможности, которые превосходят человеческие. Первые наказания за колдовство, изготовление «зелий», «чародейство» и «волхвование» были закреплены в Уставе Ярослава Мудрого. Мужьям, изобличившим жен в причастности к колдовству, в том числе и в связи с иноземцем-колдуном, разрешалось от души выпороть отступницу.

Юрист-историк С. Лукьянов в статье «Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве» приводит пример самосуда из Никоновской летописи, когда в 1227 году четырех волхвов после самосуда новгородцы сожгли на костре. В 1411 году жители Пскова сожгли 12 женщин, обвинив из в «насылании мора». Наряду с остатками язычества новые ереси проникали из Европы – от приезжающих иностранцев, поэтому наказание за причастность к колдовству к 17 веку ужесточилась. Женщинам, обвиненным в связях с колдуном, запросто могли «отсечь голову». Во времена царствования Анны Иоанновны обвиненных в сношении с колдунами сжигали, секли кнутом или ссылали на «тяжкую работу навечно» в монастырь.

Денежный штраф и каторга

Отделаться денежным штрафом в Древней Руси удавалось тем женщинам, которых обвиняли в блуде с иностранцами. Во времена Петра Первого «интердевочек», искавших плотских утех и заработка среди иностранных офицеров и солдат, попросту раздевали донага и выгоняли из полка с позором. Если же выяснялось, что жадная до приключений женщина состояла в браке, ее не просто выдворяли из полка, но судили и отправляли на каторгу. При Екатерине Второй за «постыдное ремесло» упекали на полгода в смирительный дом, а при Павле Первом «развратных женщин» принудительно отсылали в качестве работниц на Иркутские фабрики.

Сейчас контактировать с иностранцами у нас никем не запрещается и никому не возбраняется. И дружить можно, и в брак вступать. Во втором варианте стоит хорошенько подумать – все-таки разные уклады, традиции, законодательные моменты у государств. Вспомнить о несчастных матерях, которые бьются за то, чтобы общаться со своими детьми при препятствии этому папами-иностранцами. Любящее сердце, конечно, не хочет видеть подводных камней в браке с заграничными мужчинами, но надо, обязательно надо включать голову.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».