ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Людмила Прищепа: «Я горжусь своей магистралью!»

Изменить размер шрифта

После окончания Иркутского политехнического института я получила направление на работу в Иркутск. Вроде бы лучше и не придумать: распределение в областной центр, прекрасные перспективы. Но приехав летом к родителям в Усть-Кут, я узнала о начале строительства БАМа. Решение приняла незамедлительно: устроилась на работу в СМП-266.

Людмила Владимировна Прищепа

Людмила Владимировна Прищепа

В этом строительно-монтажном поезде было много знакомых, с которыми мои родители работали на строительстве железнодорожного пути Хребтовая – Усть-Илимская. Там же, на этой трассе в строительном посёлке Новая Игирма, я окончила среднюю школу. Как и многие молодые люди моего поколения, я была воспитана в духе патриотизма и великих свершений своей страны, и пропустить такую стройку просто не могла.

Из Усть-Кута на вертолёте мы прилетели на Таюру. Палаточный городок Звёздный встретил нас пронизывающим холодом. Так началась моя трудовая судьба на магистрали моей жизни. Думала, отработаю там два-три года, отдам, так сказать, свой долг стране и потом уже буду устраивать окончательно свою трудовую биографию. Тогда я ещё не знала, что БАМу я посвящу 28 лет своей жизни и лишь потом судьба снова вернёт меня в Иркутск.

На работу 19 сентября 1974 года меня приняли в качестве строительного мастера и дали в подчинение три бригады ребят, приехавших из Грузии, Кабардино-Балкарии, Воронежа. Хорошо, что вскоре вышло постановление правительства не отправлять молодых специалистов, изъявивших желание ехать на БАМ, по месту их официального распределения, а то многим из нас пришлось бы расстаться с мечтой – принять участие в стройке века. В Звёздном тогда из жилья были только палатки, а уже приближалась суровая сибирская зима. Поэтому в первую очередь нужно было строить жильё и подводить к нему тепло.

Встречаем первый поезд, декабрь 1975 года

Встречаем первый поезд, декабрь 1975 года

В первый же день, выдав кирзовые сапоги и бамовскую зелёную форму, меня познакомили с ближайшим объёмом работ: вот тебе бригады, вот участок теплотрассы, которую надо построить до наступления заморозков. А я до этого нигде на производстве не работала. Да и ребята мои строительных специальностей не имели – все они добровольцами приехали на БАМ по зову сердца вместе с отрядом имени XVII Съезда комсомола.

Нам ещё повезло, что мы попали на участок к опытным прорабам и хорошим руководителям – Валентину Петровичу Куликову и Валерию Павловичу Уласику. Во многом благодаря их мудрому руководству да ещё взаимовыручке всех бамовцев мы смогли справиться с поставленной задачей. Дело в том, что для рытья траншей под теплотрассу у нас совершенно не было техники – экскаваторы вообще были тогда на стройке в большом дефиците. Но они были у строителей Мостоотряда № 44, что строили рядом мост через реку Таюра, и они нас часто выручали. Так я познакомилась с начальником участка Анатолием Акимовичем Лукьянчиковым, начальником Мостоотряда № 44 Залманом Гершевичем Рониным, главным инженером Николаем Андреевичем Чернец, начальником производственно-технического отдела Александром Матвеевичем Полубояриновым. Все они были опытными специалистами, хорошими производственниками, да и просто настоящими отличными людьми, я у них многому научилась. И в то время, и позже, когда перешла на работу в эту организацию. Хорошо, например, запомнила одну срочную эвакуацию. Дело в том, что наша контора стояла в пойме Таюры, и при первом же паводке её начало затапливать. Да так быстро, что спасали нас на танкетке. Это было незабываемо.

Первый автодорожный мост через Таюру мы начали строить в январе 1975 года, а уже 1 мая по нему было пущено движение. Одновременно мы приступили и к строительству железнодорожного моста. Его тоже надо было сдать в сжатые сроки – к декабрю того же года.

Прорабом на строительстве мостов тогда работал Геннадий Владимирович Похилюк, а мастерами – Саша Лукин, будущий начальник Мостоотряда № 44 и Николай Загоровский – будущий начальник Мостоотряда № 97. На БАМе молодые специалисты быстро продвигались по служебной лестнице.

Начальство в приказном порядке настаивало мостовикам не вызывать на стройку жён. Мол, всё равно жить негде, да и работы для женщин нет. Но жёны мостовиков, как декабристки, ехали на БАМ покорять Сибирь вослед мужьям. И работы никакой не боялись. Многие трудились на БРУ – бетонно-растворном узле.

0706 18 2

Молодые строители БАМА

Работа была сложная и тяжёлая: строили мы наши первые мосты практически круглые сутки и в основном вручную. Пролётные строения монтировала опытная бригада Леонида Каскевича и Гиви Читанава. И мы со своим сложным заданием справились! А ведь для многих эти мосты были, как для меня, первыми. И вот 25 декабря 1975 года, в морозный зимний день, поезд с почётными пассажирами, среди которых был и космонавт Алексей Леонов, проследовал по нашему мосту! Радости нашей тогда не было предела. А потом был большой митинг в Звёздном, все – строители и гости – искренне ликовали. А потом были и другие мосты нашего БАМа...

В сентябре 1978 года из-за болезни сына мне пришлось переехать в Усть-Кут, в головное предприятие – трест «Мостострой-9». Там работала в производственном отделе – инженером, старшим инженером-куратором по строительству мостов, ведущим инженером по подготовке производства. Работа эта тоже не была простой: приходилось постоянно работать с заказчиками, управлениями автодорог, представителями железной дороги, часто ездить в командировки.

И это тоже, как и весь БАМ, было частью моей жизни, частью всей нашей страны и многих её граждан. Ведь эта магистраль века строилась трудом сотен тысяч людей. И государство к своим героям-строителям относилось уважительно. Бамовцы всегда знали, что о них страна заботится особо. Ведь такой дороги не было за весь советский период нашего государства. Не было такой великой стройки в истории нашей страны и позже. Да и других стран тоже. Это в годы перестройки недальновидные и ограниченные люди, а в основном злопыхатели на всё советское, назовут БАМ «дорогой в никуда». Но время показало и доказало, что БАМ, эта магистраль нашей жизни, очень важна и нужна сегодня, и будет ещё более востребованной в будущем. Так что ещё не одно поколение людей в нашей стране по-настоящему оценит работу бамовцев и скажет доброе слово о строителях 70-80-х годов XX века. И я лично горжусь своими медалями «За строительство БАМа», «За трудовое отличие», званием «Почётный транспортный строитель», полученными за участие в строительстве БАМа. Горжусь этой частью моей жизни!

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».