ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Кощунство и ахинея»: фильм на НТВ о летчике Александре Мамкине

Людмила Жукова, дочь ветерана 105-го авиаполка ГВФ, lgz.ru   
14 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

«Основано на реальных событиях», – с первых кадров заявили создатели четырёхсерийного фильма «Мамкина звёздочка» (режиссёр Александр Балахонов, сценарий Сергея Суржикова). Но от исторической реальности в сериале только Ф.И.О. Александра Петровича и то, что он, спасая сирот Полоцкого детского дома, сгорел заживо, а также то, что сообщили создатели бегущей строкой в конце фильма: «За беспримерный подвиг Александр Мамкин был представлен к званию Героя Советского Союза, но свою звезду так и не получил». Всё остальное – неправда, неуместная фантазия! Как говорят нынче – фейк!

«Кощунство и ахинея»: фильм на НТВ о летчике Александре Мамкине

  • Кадр из фильма

Лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ выполняли полёты к окружённым нашим частям, а с 1942-го к партизанам – на легкомоторных безоружных У-2 и Р-5. Везли туда, в спасительной тьме ночи, через светящуюся разрывами снарядов и лучами прожекторов линию фронта боеприпасы, медикаменты, газеты. Обратными рейсами вывозили раненых. Но в апреле 1944 г. полк получил растревожившее всех задание – вывезти 186 воспитанников Полоцкого детского дома, которых спасли от участи стать донорами для гитлеровских вояк и умереть партизаны отряда им. Щорса, назвав эту операцию «Звёздочка». Партизаны тайно вывели ребят из села, в котором квартировал фашистский гарнизон. Несли на руках, натянув им на озябшие ножки свои рукавицы, завернув их лёгкие тельца в свои телогрейки. Не успели откормить в отряде, как фашисты начали против партизан масштабную карательную акцию. Детей решено было вывозить авиацией на Большую землю срочно, несмотря на раскисающие от апрельского мокрого снега посадочные площадки. Задание поручили двум лётчикам полка – Дмитрию Кузнецову и Александру Мамкину, летавшим на Р-5 – они вместительнее У-2 вдвое.

В ночь с 11 на 12 апреля, как сообщает в донесении командир 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105-го полка майор В.Г. Косяк, «гвардии лейтенант Мамкин, девятым рейсом вывозя очередную партию пассажиров, подвергся нападению истребителя, самолёт загорелся. Обгорая сам, лётчик пересёк линию фронта и пролетел в огне и чаду кабины 6 км по знакомому маршруту над частоколом леса – вслепую...» Как объяснял мне мой отец (командир 1-й партизанской эскадрильи), мастер ночных и слепых полётов Мамкин, зная скорость Р-5 (модели П-5) – 165 км в час и помня расстояние от линии фронта до ледяной глади озера Болныря – 6 км, превозмогая боль от жгущего тело огня, смог посадить горящую машину на краю озера. Василий Косяк заключает: «Какое мужество и силу воли имел лейтенант Мамкин! За гибель друга-героя лётчики поклялись отомстить врагу своей гвардейской боевой работой». Отомстили. Недаром полк награждён орденом Александра Невского, а участвуя в освобождении Литвы, получил наименование Паневежского.

К сожалению, истинная биография крестьянского парня Саши Мамкина не воодушевила кинотворцов на создание шедевра: школа в селе Репьёвка на Воронежчине, работа в колхозе, поступление в Орловский финансово-экономический техникум и бегство от перспективы бухгалтерской работы в Балашовскую школу пилотов гражданского воздушного флота...

«Смешным самолётиком» называет У-2, на который своей волей пересадили с Р-5 авторы фильма лейтенанта Мамкина, некая киношная девица. Авторам фильма кажется смешным полотняно-фанерный У-2, ибо не знают, что в «прейскуранте» гитлеровцев оценивался наш сбитый истребитель в тысячу марок, а У-2, летавший в их тыл, к партизанам, – в две тысячи. Потому и охотились за безоружными «рус-фанер» немецкие асы по всей линии фронта.

Не зная многого о той священной войне, авторы фильма придумывают драматическую версию: круглый сирота Мамкин мечтал стать истребителем. Воевал в Испании. Там, как уверяет выдуманный киношниками командир Василий Иванович, он так лихо «накуролесил» или «пошалил», как говорит о себе сам кинолётчик, пролетев в Барселоне под мостом, как Чкалов, что вернулся домой без наград. Но командиры наперебой восхваляют Мамкина как известного аса, хотя асом называли истребителей за сбитые 10 самолётов врага, за это же число побед они получали «золотую звёздочку». И фейковый Мамкин с нескрываемой завистью смотрит на такую «звёздочку» на груди какого-то пилота, имея на своей лишь гвардейский знак.

Однако реальный Александр Мамкин был награждён орденом Отечественной войны, медалью «Партизану Отечественной войны» и оружием – наганом с благодарственной надписью от партизан. 6 апреля 1944 г., как свидетельствует наградной лист, он представлен к ордену Красного Знамени – за 74 полёта в тыл врага. Через пять дней совершил свой подвиг и 17 апреля скончался от несовместимых с жизнью ожогов. Но приказ о присвоении ордена, поступивший в полк через неделю после похорон, сочли посмертным – за подвиг. Потому, когда штаб полка (с опозданием!) 28 июня 1944 г. отправил представление на звание Героя Советского Союза, вероятно, из штаба авиации дальнего действия, куда входили авиаполки ГВФ, летавшие в тыл врага, пришёл ответ безнадёжный: «Дважды за один подвиг не награждают».

Но командование полка знало о представлении к ордену при жизни! Почему не подали «представление на Героя» вторично, почему не прояснили ситуацию? Помню ответ комполка Е.Т. Клуссона на встрече полка в большом застолье, под хмельком: «У меня в полку много орлов было, потому мне, как их командиру, должны были дать «звёздочку» первому, а уж потом – остальным». Слаб человек. Не все сильны духом и телом, как Мамкин.

«Кощунство и ахинея»: фильм на НТВ о летчике Александре Мамкине

  • Александр Мамкин

Но отказы на множество ходатайств с просьбой признать героя Героем от однополчан, спасённых детей, земляков, а недавно от губернатора Воронежской области, депутатов Госдумы порождают множество слухов. То в Союзе писателей услышала, что Мамкину «не дают Героя», потому что «всё-таки у него кто-то в самолёте сгорел», хотя фамилии всех 10 «детей Мамкина», как себя называли спасённые сироты, известны. Ходили слухи и о репрессиях в семье Мамкиных, и это неправда! Вот и фильм с каламбурным названием «Мамкина звёздочка» показался некоторым моим друзьям диверсией, продолжающей глумление недавних лет над нашими героями – Матросовым, Космодемьянской, молодогвардейцами...

Киношный Мамкин, каким-то чудом вдруг переведённый в полк истребителей, не может забыть, что обещал детдомовцу Саше, своему тёзке, вывезти его на Большую землю. Прибывает вроде в свой бывший полк и узнаёт, что операция «Звёздочка» свёрнута из-за раскисшего аэродрома и предположения, что, наверное, погибли уже и партизаны, и дети, т.е. облыжно обвиняется генерал Баграмян, который только и мог свернуть. Да и лететь в тыл за детьми, как вздыхают выдуманные командиры, без аса Саши просто некому! От «безысходности» и отчаянной отваги киношный Мамкин угоняет У-2 со стоянки, обучает неумех-партизан, как устроить взлётную полосу на болоте – наложив настил, гать...

Из множества других нелепых и порочащих лётчика-героя эпизодов его биографии два особо кощунственны. Мать реального Мамкина Секлетея Тимофеевна, оставшись вдовой после смерти мужа от тифа, растила одна трёх сыновей и дочь. А мать киношного Мамкина сожгли заживо вместе с избой не то кулаки, не то комиссары в 1920-е годы. И несколько раз в фильме киношного Мамкина (и нас вместе с ним) ужасает видение горящей матери в проёме окна... Нас будто готовят к «огненному рейсу», но очень странно – от противного. Придуманный Мамкин признаётся: «Я очень боюсь огня. Когда вижу пламя – вхожу в ступор». Это деревенский-то мальчик, с детства умеющий разжигать русскую печь, сидевший у костра в ночном, а на войне, будучи мастером ночных и слепых полётов, садившийся в тылу на разожжённые условным знаком партизанские костры? В детском доме ему, по фильму – круглому сироте, зовущему во сне мамку, дали эту фамилию. Ну каково эту ахинею видеть племяннику лётчика Мамкина Басову Анатолию Петровичу, капитану 1-го ранга в отставке, и двум его сыновьям?

Второе безобразное кощунство – роман киношного Мамкина с придуманной лётчицей Верой из полка «ночных ведьм» Евдокии Бершанской. Комэска Веру авторы заставляют сделать аборт от аса у какой-то повитухи, похожей на Бабу-ягу. На самом деле Саша в кармане гимнастёрки носил фотографию красивой девушки со светлыми косами, но о своей личной жизни в полку не распространялся.

Предвижу, что кто-то из зрителей фильма скажет, мол, авторы имеют право на вымысел, снимая художественное кино. Только представьте, если о вас или вашей матери или отце лихие ребята сочинят оскорбляющую биографию? Представьте и нынешнего молодого зрителя, который, посмотрев фильм, будет уверен, что знает теперь всё, и другим будет рассказывать про перипетии судьбы Мамкина! Борис Полевой гораздо бережнее отнёсся к боевой биографии лётчика Маресьева, но и то изменил ему фамилию на Мересьев...

К сожалению, не признаёт никаких этических норм нынешний «синематограф». Так иронично почему-то называют в фильме смелую женщину-кинооператора Марию Сухову. Это она, оказавшись в командировке у партизан, сняла последние минуты жизни на земле Александра Мамкина, а вскоре и сама погибла. Но сохранились те кадры с партизанской площадки – плечистый лётчик в комбинезоне и шлеме с очками из плексигласа надо лбом, стоя на крыле, усаживает в кабину детей, говорит что-то ободряющее, наверное, просит не бояться. Он знает, что довезёт их до своих, что бы ни случилось... И это – реальное историческое событие. О нём обычно рассказывают на ТВ в Международный день защиты детей 1 июня.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».