Какие раньше были корабли у Черноморского флота и кого брали в моряки? |
Александр Мащенко, Геннадий Мельник, pnp.ru |
23 Мая 2022 г. |
Черноморский флот родился через несколько дней после присоединения Крыма к России — 2 (13) мая 1783 года. В этот день одиннадцать судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федора Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту, где еще месяц спустя, 14 июня, под руководством лейтенанта Дмитрия Сенявина были заложены первые каменные постройки Севастополя. Какими были первые корабли Черноморского флота, легко ли было на них воевать и что составляет основу боевой мощи моряков-черноморцев сегодня? Феномен УшаковаВ 1783 году Крым и Севастополь стали важнейшим форпостом на Юге России. Османская империя не хотела смириться с потерей полуострова и в 1787 году попыталась вернуть его силой. Так началась Русско-турецкая война, в ходе которой недавно родившийся Черноморский флот под командованием адмирала Федора Ушакова нанес несколько сокрушительных поражений численно превосходящему флоту Османской империи. Самые громкие виктории были одержаны у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года, у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) того же 1790 года и при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 года. Еще большую славу Ушаков снискал в войне с Францией. В 1798-1799 годах в ходе средиземноморского похода моряки-черноморцы освободили Ионические острова, штурмом взяв остров Корфу. За видимой легкостью одержанных побед скрывается титанический труд и героизм матросов и офицеров, рассказал нашему изданию эксперт по военно-морскому флоту, доктор исторических наук Кирилл Назаренко. Дело в том, что парусный флот требует большой массы хорошо высушенного дерева. Чтобы получить такой строительный материал, нужно не менее 20 лет сушки. Поэтому все, что было построено на Черном море при Екатерине Великой, было сделано из сырого леса. «Флотоводца Ушакова потому и считают великим, что он умудрялся одерживать победы на плохих кораблях, — пояснил историк. — То есть конструктивно они были хорошими, но поскольку сделаны из невысушенной древесины, были тяжелее и медленнее турецких и французских кораблей». В бортах очень быстро появлялись щели, из которых постоянно просачивалась вода. Чтобы служить на таком корабле, в трюме постоянно приходилось держать команду и откачивать воду. К тому же они очень быстро гнили. За пять — семь лет корабль превращался в труху. У турок же были очень качественные корабли, к тому же средства, которые выделяла Высокая Порта на свой флот, не шли в сравнение с нашими. «Стоимость одного турецкого корабля была в четыре раза выше русского, — отметил эксперт. — В 80-е годы XVIII века турки широко приглашали французских инженеров, которые им строили совершенные в техническом смысле корабли». Кого брали в моряки?В отличие от России турки вербовали в моряки матросов торгового флота, которые имели большой опыт мореплавания. На российский же флот набирали рекрутов. «Конечно, человек, который в жизни не видел ни моря, ни реки, на флот не попадал, — пояснил Кирилл Назаренко. — На корабли в первую очередь старались брать волжских татар, архангельских поморов, жителей Вологодской, Олонецкой губерний, которые имели опыт плавания по озерам». Самая главная проблема в том, что научить управлять парусником невозможно на теоретических занятиях. Чтобы парусный корабль стал эффективной боевой машиной, и офицеры, и матросы должны обладать большим практическим опытом. Например, капитан корабля должен был хорошо чувствовать ветер и понимать, как он изменится через несколько минут, через час, чтобы вовремя подать команду. Матросы, получив команду убрать или поставить какой-то парус, действовали самостоятельно. Переспрашивать, а уж тем более переговариваться между собой во время любых парусных маневров, было запрещено. Иначе на корабле бы стоял такой шум, что капитана никто не услышал бы. «Такие навыки получить без постоянной практики невозможно. В Европе с практикой было проще: английский и французский флот плавал давно и много, то есть круглый год. А в России на Балтике в то время плавали три месяца в году. На Черном море побольше — до 8-9 месяцев», — отмечает историк. До 1797 года служба на Российском флоте была бессрочная. Только Павел I установил 25-летний срок службы. Еще один минус морской службы того времени — это то, что все всегда были мокрыми, рассказывает Назаренко. Высушить одежду и высохнуть самому в стесненных условиях было невозможно. Офицеры и матросы неделями и месяцами ходили в мокрой одежде, что для наших современников, привыкших к просторным кубрикам и кают-компаниям, немыслимо. «По меркам эпохи кормили там очень хорошо, — рассказывает эксперт. — Если крестьяне того времени были вынужденными вегетарианцами, то матрос каждый день ел мясо и рыбу». Порции были такими большими, что матросы все не съедали. Более того, они могли отказаться от добавки и получить за нее денежную компенсацию. Зарплаты были тоже высокими, например жалованье матроса первой статьи превышало жалованье сержанта сухопутной армии. На нашем сайте читайте также: По инф. pnp.ru
|
|