ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Маргарита Ковынева, culture.ru   
06 Апреля 2022 г.
Изменить размер шрифта

Наши предки верили, что лечиться можно не только травами и заговорами, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках, использовали в обрядах и повседневной жизни. Как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье?

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Небесная громовая стрела от сильной боли

В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках, например в «Благопрохладном вертограде».

Часто деревенские знахари лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям, в него превращалась молния, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.

Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви

Алмаз в древних лечебниках описывали как камень твердый и крепкий, который не горит в огне и не поддается разрушению. Отмечали, что эти минералы не бывают крупнее лесных орехов, а находят их в арабских странах. Считалось, что алмаз защищает воина от врагов и нечистой силы, носить его следовало на голове или на оружии. Также, по поверьям, он отгонял дурные сны и помогал распознавать яд: если поднести минерал к отравленной пище или напитку, камень изменит цвет или запотеет.

Также в травниках упоминался магнит. Особо отмечалось, что его добывали в Индии. Из-за способности притягивать предметы его применяли в любовной магии. Верили, что, если жена носит магнит при себе, она будет мила мужу. Существовала даже примета, как проверить верность супруги: положить камень жене под подушку. Верная — во сне обнимет мужа, а неверная — упадет с кровати.

Еще в фольклоре встречался волшебный алатырь — бел-горюч камень. Его использовали в любовных и приворотных заговорах. По легенде, алатырь находится на острове в центре океана или же лежит на дне морском. Владимир Даль в Толковом словаре писал, что алатырь — это, вероятно, янтарь.

Заговор на любовь

На море на Океане есть бел-горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги.

Из книги Михаила Забылина «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

В народных сказках встречались драгоценные камни и металлы. Сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг дополняли сияние золота и серебра, украшали одежду героев, головные уборы, оружие и подчеркивали красоту сказочного быта. Часто с ними сравнивали облик персонажа, например «глаза как изумруды» или «как сапфиры».

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства

Металлы в народе связывали с потусторонним миром, с лечебной магией, их наделяли силой оберега. Обработка металла, как и выпечка хлеба, считалась сакральным, таинственным делом. Главными в народной культуре считали золото, серебро, железо и медь.

Золото символизировало богатство, красоту, долговечность и удачливость. В фольклоре оно упоминалось часто: в текстах заговоров, в песнях и колядках. Металл соотносили с огнем и светом, что нашло отражение в загадке «Что горит без пламени?». В другой загадке — «Полна коробочка золотых воробышков» — его сравнивают с горячими печными угольками.

В старинных сказках дорогой металл символизировал также иной, потусторонний мир, тридесятое государство, далекую волшебную страну. В ней возвышались золотые дворцы, а герой должен был привезти оттуда золотохвостого оленя или златогривого коня. Жители этой земли имели и другие драгоценные атрибуты иного мира: колесницу, трон, оружие, перо жар-птицы.

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный...

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

В некоторых районах России девушкам на совершеннолетие дарили платок, украшенный золотной вышивкой — узором из позолоченных нитей. Считалось, что он не только защищает хозяйку, но и продлевает ее молодость, сохраняет здоровье и красоту. В Великий четверг на Страстной неделе «умывались с золота» или «с серебра»: в воду клали золотой предмет или серебряную ложку. Верили, что это тоже помогает сохранить здоровье и цветущий внешний вид, а еще — притягивает богатство.

Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебною силою. Доставляя человеку много жизненных удобств, металлы эти представлялись ему божественным даром.

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Серебро, как и золото, символизировало чистоту, красоту и здоровье — в основном потому, что потемневший металл легко можно было очистить. Также его использовали в обрядах для хорошего урожая и достатка в доме. По предметам из серебра определяли судьбу человека. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описывал народную примету: если серебряный предмет, который принадлежал военному или страннику, потускнел, значит, человек погиб или попал в опасную ситуацию.

Кроме драгоценных металлов в народных заговорах упоминали железо. Его прочность соотносили со здоровьем. Железные иглы, топоры, ножи, подковы и замки с ключами часто служили людям оберегами. Считалось, что железо чуждо колдовству. Потому железными орудиями не выкапывали на Ивана Купалу магические травы, иначе, по легенде, они теряли свойства.

Волшебные свойства металла связывали с потусторонней силой, как и кузнецов, которые с ним работали. Сложное кузнечное дело для селян было подобно колдовству: мастера с помощью огня переводили железо из одного состояния в другое и создавали новые предметы, без которых не обходилось ни одно хозяйство.

Современный рынок волшебных услуг тоже активно использует металлы и камни. Только много в обществе магов и чародеев шарлотанов, которые просто-напросто могут надуть своего клиента. Деньги человек потратит, метталы и золото в обрядах будут присутствовать, а в итоге ничего из желаемого и ожидаемого не произойдет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?