ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

"Догнать и перегнать": как создавался Ту-144

Изменить размер шрифта

avia 7

Заслуженный конструктор России Алексей Игнатов, по его словам, «родился как конструктор при работе над Ту-144». Сейчас трудно себе представить, что от начала проектирования в 1963 году до первого полёта прошло всего пять лет. Фантастические темпы! Для своего времени это был, как сейчас принято говорить, абсолютно «инновационный» самолёт. Да и сегодня, оставайся Ту‑144 на крыле, это была бы уникальная машина. Тем более что в мире кроме Ту-144 и британо-французского «Конкорда» нигде больше так и не создали коммерческий сверхзвуковой авиалайнер. В общем-то и Ту-144 появился во многом благодаря европейскому самолёту.

tu 144 55

Догнать и перегнать!

Не стоит повторять глупости, что агенты КГБ выкрали секреты «Конкорда». В 1956 году работу над сверхзвуковым пассажирским лайнером начали англичане (проект Bristol 223), затем французы взялись за проект среднемагистрального Super-Caravelle. Столкнувшись с массой технологических проблем, странам для создания подобного самолёта пришлось объединить усилия, что и было объявлено в 1962 году на авиасалоне в Фарнборо. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» («Согласие»). Как англичане и французы при работе над проектом сумели не запутаться в метрах и футах – загадка. Пишут, что вся документация дублировалась в двух системах измерения.

Консорциум не стал наводить туман секретности, демонстрировал модели авиалайнера на выставках. Поэтому не удивительно, что 16 июля 1963 года вышло Постановление Совета министров СССР по созданию отечественного сверхзвукового пассажирского лайнера. Мы отставали уже на шесть лет! А взлетели первыми, 31 декабря 1968 года, опередили «Конкорд» на два месяца. Понимая, что самолёт может преподнести любой сюрприз, впервые в истории на пассажирскую машину установили катапультные кресла для экипажа.

Как в те годы работали, рассказывает Алексей Игнатов:

– Взлететь первыми была задача из задач. Вся работа велась под контролем Министерства авиационной промышленности. На «Туполеве» было проведено техническое дооснащение предприятия кульманами, чертёжными досками. Оборудовали новые рабочие места, и со всего Советского Союза: из Ташкента, Таганрога, Киева в ОКБ были откомандированы конструкторы. Но руководили этой сборной командой ведущие туполевские специалисты и, само собой, сам Андрей Николаевич.

Естественно, была подключена наука. В ЦАГИ продували сотни моделей и элементов конструкции, рекомендации института легли в основу обводов самолёта, определили внешний облик. ВИАМ создавал новые сплавы из авиационного алюминия и титана, технологии сварки титановых деталей. До 20% металла в конструкции самолёта – титан, что уже было революцией в авиастроении.

– Отличительная особенность самолёта – адаптируемое крыло, новое слово в авиации. Оно саморегулировалось для обеспечения минимального аэродинамического сопротивления, изменяло профиль в зависимости от скорости полёта. Передняя кромка крыла на малых скоростях для создания подъёмной силы была S-образной, а на больших скоростях и сверхзвуке она вытягивалась, и крыло становилось прямым.

Обшивка самолёта в полёте на сверхзвуке сильно грелась от трения о воздух, до 175 градусов, это так называемый аэродинамический нагрев. Металлурги этот вопрос решили. Сварка титана потребовала найти новый технологический приём в виде отжига титановых конструкций.

– При точечной сварке конструкции коробились, их «вело». Нашли, как этого избежать, – все элементы фиксировали специальными устройствами, мы их называли «рубильниками», в том положении, которое они должны занимать, и отправляли в вакуумные печи. И деталь принимала требуемые формы и размеры. Создавались сверхзвуковые аэродинамические трубы, стенды. Я, молодой конструктор, при ставке 80 рублей в месяц зарабатывал по 240! С полной отдачей по полторы смены.

– Что-нибудь заимствовали у «Конкорда»?

– Всё это враньё. Аэродинамические формы диктуют скорость полёта до 2500 км/ч.

За двумя Махами погонишься...

Одно из изобретений самолёта – переднее горизонтальное оперение. Небольшие складные крылышки изрядно добавляли подъёмной силы при взлёте и посадке, при достижении определённой скорости – складывались. Их прозвали «заячьи уши». К слову, первый опытный самолёт «заячьих ушей» не имел. Последующие за ним машины строили с учётом его испытаний, на них вносили значительное количество изменений. И эти ушки позволили снизить по сравнению с тем же «Конкордом» посадочную скорость на 15%, самолёт мог совершать посадку в 17 аэропортах страны. А для «Конкорда» специально достраивали полосы.

Для начала Ту-144 должен был выполнять по два рейса в день Москва – Алма-Ата, но на практике летал всего раз в неделю. Штатная навигационная система лайнера на маршруте три с лишним тысячи километров выводила самолёт к аэродрому назначения с точностью плюс-минус 500 метров. Без спутниковой навигации! Дальше лететь не мог, двигатель НК-144 был патологически прожорлив, часовой расход топлива – почти 40 тонн. Аэропорты к Ту-144 не были готовы, каждый полёт парализовал работу воздушной гавани Казахстана – самолёт требовал внимания и серьёзного технического обслуживания. Эксплуатацию лайнера сопровождало множество мелких отказов, самолёт постоянно модернизировался. Две авиакатастрофы, к счастью, не на регулярных рейсах с пассажирами. Одна в 1973-м на авиасалоне в Ле-Бурже, вторая – в 1978-м, вынужденная посадка под Егорьевском горящего самолёта во время испытательного полёта. Надо понимать, лайнер стал раздражать руководителей гражданской авиации и Минавиапрома.

Значительно позже Ту-144Д (эта модификация с двигателем РД-36-51А уже вышла на заданную в техзадании дальность и приемлемую надёжность) возили срочные грузы и почту в Хабаровск. Но потом и их поставили на прикол – министр гражданской авиации Борис Бугаев посчитал, что дорогостоящие игры с пассажирским сверхзвуком надо кончать. Пытались пристроить лайнер в армию, в морскую авиацию, в качестве постановщика помех, но из этой затеи ничего путного не вышло.

И что? Затрачены огромные средства, созданы самолёт и технологический задел. Но можно не сомневаться, что множество технических решений с Ту-144 перешли на гордость дальней авиации – стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, производство которого сегодня восстановлено в Казани.

Следующее поколение сверхзвуковых пассажирских самолётов могло стать куда более доступным для массового использования. Но не стало – оно существует лишь в эскизах конструкторов. И всё же неплохо помечтать, как долететь из Москвы до Хабаровска за три с небольшим часа, как это делал Ту-144Д, вместо обычных восьми? Знаменитый АНТ, Андрей Николаевич Туполев, говорил так: «Это не новый самолёт, это новый виток в развитии авиационной науки и техники, это новый виток в технологиях, в производстве». Будем ждать и мечтать.

По инф. «Аргументы Недели»

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.