ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Америкнский журналист рассуждает о "двух Ельциных"

Изменить размер шрифта

elcin

Долгие годы в народном сознании образ Бориса Ельцина был связан с двумя яркими картинами. В одной из них, которая на прошлой неделе фигурировала буквально в каждой статье-воспоминании, он стоял на танке возле так называемого Белого дома, где в советские времена размещался российский парламент. То был Ельцин-народный защитник, борец с путчистами, устроившими переворот против Михаила Горбачева в августе 1991 года, и человек, уничтоживший советскую диктатуру.

Вторая картина — из октября 1993 года. Там тоже есть и Белый дом, и танк. Но на сей раз танк бьет прямой наводкой по зданию парламента, который вскоре закоптился от огня. После многочасового обстрела немногочисленные перепуганные депутаты вышли с поднятыми руками, и их быстро увезли прочь. Было такое впечатление, что менее чем за два года национальный герой превратился в кровавого деспота.

Конечно, картина 1993 года несправедлива по отношению к Ельцину. В ходе той конфронтации именно он призывал провести выборы с целью выхода из политического тупика; именно он настаивал, что Россия должна, наконец, отбросить правила и институты советской эпохи, став современной демократией. Хотя его демонстрация силы была шокирующей, вслед за ней последовало принятие новой конституции и непрерывная череда парламентских и президентских выборов. И напротив, в Белом доме тогда окопались депутаты-экстремисты и их приспешники, мечтавшие о вооруженном революционном восстании. Если бы в противостоянии с Ельциным они взяли верх, или если бы им удалось воодушевить других на насильственное противодействие новому режиму, можно только догадываться, где бы сегодня была Россия (вряд ли в качестве победителей они бы так быстро помиловали своих врагов, как простили их самих после поражения).

В октябре 1993 года Борис Ельцин был почти полностью прав. Однако его победа имела трагические последствия для российской демократии и даже для него самого. Он очень сильно растратил легитимность той победы, которую одержал в 1991 году, когда стоял на танке.

Многим из нас в то время казалось, что Ельцин переживет эти неудачи. В статье, которую я написал о нем в номере Foreign Affairs за январь/февраль 1994 года, я утверждал, что новые российские институты подверглись трем серьезным испытаниям: политика силы, политика денег и политика патриотизма. Каждое из них представляло потенциальную угрозу демократии. Ельцину пришлось сделать так, чтобы «силовые министерства» прежнего советского государства не выступали против нового порядка, чтобы решающие рычаги экономической власти не вернулись под контроль государства, чтобы демократию не отождествляли преждевременно с национальным упадком и унижением.

К концу 1993 года стало предельно ясно, что распад Советского Союза оказался очень тяжелым испытанием для простых российских граждан. Вместе с тем, казалось, что отмеченные мною в статье угрозы демократии под руководством Ельцина взяты под контроль. Против него не выступала ни клика полковников, ни сеть военизированных кланов и сообществ. Командная экономика была сломлена навсегда. А такая цель, как возрождение империи, обладала ничтожной вдохновляющей силой.

Все именно так и было: структурные угрозы российской демократии были слабы. Но в своем анализе я упустил то, насколько слаб к 1993 году стал сам Ельцин, и насколько сильно он тогда зависел от тех форм власти, в которых отсутствовала реальная народная поддержка.

Пожалуй, ни армия, ни КГБ не представляли для него угрозы, но у него не было особого стремления реформировать их и возможности не пускать их в Чечню — либо в аэропорт Приштины. Он ослабил силы советской управленческой элиты, но не сумел дисциплинировать ее олигархических преемников — как не сумел победить в борьбе за переизбрание без их помощи и содействия. Ему не нужно было беспокоиться о том, что ультранационалист Владимир Жириновский придет к власти на волне неоимпериалистических настроений — но он часто полагался на (кто-то говорит, покупал) голоса Жириновского в Думе.

После 1993 года западные аналитики и политические деятели продолжали надеяться, что все нормализуется, и что Россия прекратит перескакивать из одного политического или экономического кризиса в другой. Мы думали, что Ельцину как-то удастся сохранить ее единство и целостность. Мы не понимали, насколько безнадежно он был ослаблен ошибками, которые допустил на самом первом этапе постсоветского строительства. Ельцин был человеком из народа, и он не стал созывать досрочные выборы в 1991 году, когда люди подавляющим большинство оказали бы ему поддержку. Он был политиком от природы и не стал создавать политическую партию как фундамент своей власти. Он был инстинктивным демократом, который в итоге оказался не в состоянии править полностью демократическими методами.

Танк и Белый дом в 1991 году, или танк и Белый дом в 1993-м — вердикт истории о Борисе Ельцине будет зависеть от того, как она сумеет примирить два этих образа. В этой по всей видимости трагической истории одного Ельцина будут сопоставлять с другим. Но пройдет время, и когда мы увидим, в каком направлении движется Россия, его личные недостатки и стратегические ошибки могут показаться нам не такими болезненными и серьезными, как сегодня. Если Россия в 2017-м будет очень похожа на Россию 2007-го, то люди прекратят жаловаться на ельцинские слабости и причуды, придя к выводу, что их страна просто обречена быть авторитарной на долгие годы вперед. Либо, если в России через 10 лет появится плюралистическая политика, и она станет похожа на современное европейское государство, будет легче смотреть на 1991 и 1993 годы как на важные шаги вперед. Эту заслугу захочет присвоить себе Путин. Но Ельцин тоже получит свою долю — и даже больше.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.