ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

А фараон-то голый

Изменить размер шрифта

tutanhomon

95 лет назад в египтологии произошло знаменательное событие — ​4 ноября 1922 года археологи обнаружили гробницу Тутанхамона. Считается, что эта находка пролила свет на многие загадки древней цивилизации, ученые написали по найденным артефактам бесчисленные трактаты. Но вопросы, ответов на которые никто не дал, все равно остаются.

7

История находки гробницы Тутанхамона

Официальная история крайне проста. Англичанин Говард Картер проводил раскопки в Долине Царей и внезапно обнаружил нетронутое подземелье. Там его взору открылись бесчисленные сокровища, пролежавшие в неприкосновенности долгие тысячелетия. Археологи засучили рукава. Правда, потом все умерли от таинственного «проклятия фараонов» — ​нечего грабить могилы.

Рельсы идут под землю

Академическая версия находки стройна и красива только на первый взгляд. Если начать разбираться в деталях, все выглядит куда более спорно.

Во-первых, пресловутая долина с захоронениями была известна с древних времен. Ценности растащили еще во времена фараонов, чего сами историки не отрицают. Однако склеп Тутанхамона каким-то чудом не пострадал, хотя располагался чуть ли не на самом видном месте.

Вход в гробницу Тутанхамона

Вход в гробницу Тутанхамона

Второй неприятный аспект связан с деятельностью самого Картера. Два года он копал именно там, прямо в Долине Царей, и ничего не нашел, а потом внезапно прозрел.

В-третьих, вскрытие гробницы обставили как грандиозное шоу, с привлечением ведущих мировых СМИ. Было заранее объявлено, что произойдет нечто грандиозное и эпохальное (откуда знали?), а всех сомневающихся буквально задавили авторитетом.

Говард Картер над гробницей Тутанхамона

Говард Картер над гробницей Тутанхамона

Четвертая проблема, наверное, главная — ​за без малого сотню лет никто почему-то не удосужился провести детальный анализ обнаруженных предметов. Например, исследовать состав металлов, чтобы определить, из каких они месторождений, как получены. Не менее интересна и обработка изделий, по характерным следам технологи умеют точно узнавать, каким именно инструментом пользовался мастер. То же касается красок, стекла, тканей... Однако ученые, получившие в свои руки бесценные артефакты, оказались на удивление нелюбопытными.

Взять, скажем, золото. В древности никакого аффинажа не было, ремесленники лепили из того, что было. То есть из найденного материала, который чистотой не отличался. В Египте золото добывали на территории современного Судана, там металл имеет очень специфические примеси. При желании происхождение материала для многочисленных украшений установить несложно. То же самое с медью и железом — ​достаточно воспользоваться спектрометром.

«Анализы проводились, и прежде всего самим Говардом Картером. Результатами тогдашних исследований пользуются по сей день», — ​говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН Роман Орехов.

Есть и иной взгляд на проблему.

«Египтологи говорят — ​мы умеем читать иероглифы, значит, нам больше ничего не надо. Но техника не стоит на месте, неоднократно предлагалось провести исследования с помощью современного оборудования, но официальные историки этих анализов панически боятся, возможно, из-за того, что будет обнаружен не тот результат, который необходим. И затеявший этот эксперимент исследователь тут же попадет в «альтернативщики», то есть получит в мире египтологии «черную метку», — ​объясняет кандидат исторических наук, один из авторов сериала «Запретные темы истории», Андрей Жуков.

Андрей Жуков

Андрей Жуков

В 2006 году в Италии символ Рима — ​знаменитую капитолийскую волчицу — ​отдали на реставрацию, и специалист по металлургии Анна-Мария Карруба пришла к выводу, что скульптуру не могли сделать раньше VIII–X веков нашей эры. Специалиста поддержал профессор археологии Адриано Лареджино и другие маститые ученые. Попутно подняли историю «раритета», и оказалось, что хранящуюся в Капитолийских музеях волчицу разрекламировали при Муссолини. Тогда фашистский диктатор активно рядился в наследники славы Древнего Рима.

Такая же ситуация — ​с раритетами страны Та-Кемет. Фотографии рельсов узкоколейки, ведущей к еще не «открытой» могиле Тутанхамона, стали достоянием гласности уже в первой половине ХХ века. Тогда же появились и первые «альтернативные историки», утверждавшие, что перед публикой — ​мошенничество. Американец Теодор Дэвис обнаружил полость, впоследствии ставшую известной как гробница Тутанхамона, еще за несколько лет до «открытия», но внутри было абсолютно пусто. Именно туда, как считают оппоненты Картера, по договоренности с египетским правительством по железной дороге и завозились артефакты — ​как подлинные, относящиеся к иным эпохам и династиям, так, возможно, и новодельные. Да и сам британский археолог неоднократно путался в показаниях. Никто никогда не видел мифического мальчика, который якобы показал ему гробницу. А в сами эти подземелья, как впоследствии выяснилось, ученые спускались ранее, в том числе экспедиция самого Картера.

Но почему подлог до сих пор не раскрыт? Наверное, дело в том, что на древностях все очень хорошо зарабатывают. Это касается как англичан, так и египтян. Сокровища Тутанхамона ездят по всей планете и неизменно собирают аншлаги.

Соответственно, и так называемому «проклятию фараонов» — ​таинственной болезни, которая поразила коллектив археологической партии, — ​можно найти иное объяснение. Как известно, довольно скоро все коллеги английского археолога отправились в гости к Осирису, а вот сам он почему-то много лет спустя умер от рака — ​на 65-м году жизни.

«Медицине неизвестны случаи заболевания древними микроорганизмами, которые ждали свои жертвы многие тысячи лет. Яды тоже за это время успеют многократно разложиться, как и любые иные сложные химические вещества, прежде всего органического происхождения. Радиации в гробницах не обнаружено, поэтому я бы вообще не стал говорить о каком-то «проклятии фараонов». Его либо придумали и никто не умирал, либо люди скончались от чего-то иного», — ​считает терапевт Виктор Носов.

8

Смерти, увы, все-таки были. Согласно различным оценкам, более 30 человек, так или иначе связанных с «открытием» гробницы Тутанхамона, погибли. Первым ушел человек, профинансировавший поиски. Граф Джордж Эдвард Карнарвон внезапно умер в знойном Египте от воспаления легких. Быть может, потому, что уважаемому аристократу не очень понравились происходящие события?

Здесь пишем, здесь — ​не пишем

Египтология в целом — ​жестко структурированная система. Шаг вправо или влево тут карается совершенно безжалостным образом, один раз сформулированные постулаты незыблемы, несогласных моментально объявляют персонами нон грата, а чужих не пускают на порог.

Наиболее показателен случай с немецким инженером Рудольфом Гантенбринком, который в 1993 году решил исследовать вентиляционные шахты пирамиды Хеопса. Его наняли для бытовых дел, но специалист захотел помочь египтологам. Его робот UPUAUT, оборудованный телекамерой, пополз по внутренним каналам сооружения и открыл неизвестный ранее 60-метровый ход с дверью в конце. В ходах обнаружились заслонки, которые, судя по ряду признаков, некогда могли иметь сервоприводы. Быстро возникло понимание, что пирамида является сложным объектом, и его подлинного строения и назначения мы просто не понимаем. Но исследования развития не получили — ​Гантенбринка со всей возможной поспешностью выдворили из Египта с запретом на посещение этой страны.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Эта история — ​не исключение, просто она стала самой известной. Археологов, которые получили в Высшем совете по древностям Египта «волчий билет», более чем достаточно.

Совершенно не поддается логике и избирательность академических египтологов. «Возьмем, скажем, знаменитые «списки Манефона» — ​хронологию фараонов, которая лежит в основе всей египтологии. Их никто не пытается оспаривать, документ признается подлинным и верным. Вот только по какой-то неведомой причине от него отрезали 80 процентов летоисчисления, из 36 тысяч лет Египта оставили пяток. Факт не афишируется, а особо настырным объясняют: до первой династии фараонов в хронологии значились некие «боги» и «полубоги», этому мы не верим, сказки. Все остальное — ​не вопрос, истинно. И где логика? Здесь пишем, здесь — ​не пишем», — ​возмущается Андрей Жуков.

Диснейленд в пустыне

В начале 1990-х американский геолог Роберт Шох предложил свою версию времени сооружения Большого Сфинкса в Гизе. Являясь крупным специалистом по эрозии, исследователь констатировал, что каменного исполина точил вовсе не пыльный ветер. На теле колосса были обнаружены многочисленные вертикальные промоины. То есть статуя долгое время стояла под дождями, которые в тех краях были около семи тысяч лет до нашей эры. Геолог сделал действительно сенсационное открытие — ​установил, что Сфинкс значительно древнее, чем принято считать. Шоха выслушали, но не более. Однако выводы сделали — ​после того случая чужих на конференции египтологов перестали пускать. Наиболее «неудобные постройки стали закрывать для посещения туристами, а артефакты — ​убирать в запасники.

Пока что в музеях на всеобщее обозрение выставлен ряд предметов, которые совершенно не поддаются объяснению с точки зрения «классических» теорий, согласно которым древние жители страны Большого Хапи при помощи медного зубила и деревянного молотка филигранно обрабатывали материалы, мало поддающиеся современным твердосплавным и алмазным резцам. Особенно впечатляют похожие на шпульки катушки, мастерски выточенные из обсидиана и прочих твердых горных пород. Сегодня так не умеют, даже применяя станки с ЧПУ. Почему? Спросим египтологов.

Анубис в образе собаки

Анубис в образе собаки

«Да, сейчас мы этого не умеем. Но все изделия, которыми мы восторгаемся, это результат многолетнего труда, тяжелой ручной работы. Только так они могли достичь подобных результатов, а точные измерительные инструменты им были не нужны. Применяли только медные орудия труда и различные абразивы. Вспомните знаменитый «мексиканский» хрустальный череп, он примерно из той же исторической эпохи, над ним сегодня до сих пор ломают голову. Но его тогда сделали — ​просто умелыми руками и усердием», — ​считает Роман Орехов.

К сожалению, при всем желании и титаническом трудолюбии поверхность ручной работы все равно будет «гулять». На древнеегипетских артефактах такого не наблюдается, плоскости там ровные, как луч лазера. Что же касается хрустального черепа, то исследователи из Нewlett-Рackard вынесли странный вердикт — ​«эта проклятая штуковина просто не должна существовать». О какой-то ручной работе речь даже не шла.

На пирамидах и соседних сооружениях пока еще можно найти следы огромных многометровых «болгарок», титанических буров, гигантских фрез и прочих инструментов, при помощи которых были построены пирамиды и так называемые «храмы». Блоки (до 300–500 тонн) скреплены стяжками из никелевого сплава с температурой плавления около 2000 градусов.

«Пирамиды возводились не столько как гробницы, это было бы слишком. Их строили для утверждения мировой гармонии и стабильности. Проект существовал недолго, всего 150 лет, потом сил у фараонов на это перестало хватать. И начали возводить сооружения попроще», — ​таково мнение Романа Орехова.

«В настоящий момент египетские памятники активным образом «реставрируют». Сфинкса, кстати, оштукатурили еще около 20 лет назад — ​после того, как Роберт Шох опубликовал свои сенсационные открытия. Все неудобные улики уничтожаются. Я последний раз был в Египте в январе этого года, своими глазами видел, как из пирамиды Джосера делают «диснейленд», ей даже совершенно новую облицовку кладут, 70 процентов новодела — ​как вам такое? В каирском музее тоже идет работа. В запасники утащили знаменитую «птичку» — ​древнеегипетскую модель самолета с вертикальным оперением. Ту самую, которая, как оказалось, умеет отлично летать», — ​рассказывает Андрей Жуков.

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера

Никакого заговора древнеегипетских жрецов, потомки которых якобы дожили до наших дней и хранят «запретные знания», нет. Есть огромная индустрия заработка на пирамидах, Сфинксе и Тутанхамоне. То, что при этом страдает все человечество, мошенников не волнует.

Между тем древние технологии могли бы послужить людям. Российская организация «Лаборатория альтернативной истории» как раз занималась поиском утерянных знаний, и осенью прошлого года наметился реальный успех. В первом приближении был разгадан состав сплава, при помощи изделий из которого в Древнем Египте резали камень, как масло. Однако случилась трагедия — ​руководитель проекта Андрей Скляров умер 15 сентября 2016 года от инфаркта.

— Интерес к Древнему Египту не иссякает по сей день, — уверена старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Дюжева. — Несмотря на появление новых методов исследования, в египтологии остается много нерешенных проблем. Да и сама личность Тутанхамона, начиная с открытия его гробницы, до сих пор остается загадочной.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.