В режиме божьих птах |
Зоя ГОРЕНКО, журналист |
26 Июля 2019 г. |
В регионе прошел пятый фестиваль колокольного звона «Байкальский благовест», посвященный памяти святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, всея Сибири чудотворца. Завершился этот ежегодный праздник Крестным ходом-сплавом по Иркуту и Ангаре от села Шаманка до Успенского храма в Иркутске. Своими впечатлениями и размышлениями после оного делится журналист Зоя Горенко. На старте«Софрониевский сплав» старше самого фестиваля, его придумала Светлана Николаевна Гладкова еще в 2012 году. Но долго мне не удавалось по разным причинам поучаствовать в нем. Нынче получилось, во второй раз! В Шаманку мы приехали 17 июля, в день памяти святых царственных страстотерпцев. Позади у звонарей была уже целая фестивальная неделя. Они звонили на колокольнях церквей Шелехова, Иркутска, Слюдянки, Култука, передвижная звонница оглашала площади городов и селений. Они знакомились с новыми материалами о колоколах, о стилях и манерах, спорили, делились опытом. А кроме того – приводили в порядок звонницы на местах, развешивали колокола, давали консультации. И, невзирая на душевный подъем, физически уже подустали. Особенно организаторы, из которых первый – руководитель Школы церковных звонарей «Благовестник» при Спасском храме Иркутска Александр Ипполитов, в прошлом наш брат-журналист. Но назвался груздем – полезай в кузов, назвался звонарем – лезь на колокольню. Хотя, нет, «лезь» – это не про них. Они же птицы. Так Саша сказал, вещая позже с колокольни в Мамонах: «Во звоне мы свободны, как птицы. И мы всегда в полете!». Вот и сейчас, отряхнув крылышки, они уже взлетают на деревянную колоколенку, самозабвенно предаваясь любимому делу. Нынче их на фестиваль приехало 29, меньше, конечно, чем в прошлом году. Но ведь то был год юбилея святителя Софрония, и был президентский грант на проведение фестиваля. А нынче всё своими силами и средствами. На сплав попали не все. Но главное – восточные гости были тут! Миссия выполнима!– Мы изначально задумывали этот фестиваль с целью продвижения культуры колокольного звона на восток, – рассказывал Александр Геннадьевич. – В западных областях нашей страны, понятное дело, с этим легче: сохранились какие-то традиции, более доступны научные исследования, консультанты. Да просто-напросто там больше храмов, монастырей, колоколен, людей, в конце концов. И это даже вплоть до Новосибирска и Красноярска. А вот уже нам в Иркутске пришлось начинать всё с нуля... А дальше – пуще, даже в больших городах в лучшем случае работают звонари-самоучки. Хотя часто это очень самобытные, талантливые мастера. И в первый год нам удалось заполучить таковых аж из Петропавловска-Камчатского! Но все же больше нас посещали гости с запада – из Москвы, даже Минска, из западных сибирских центров. И только вот сейчас добились приезда представителя из соседнего Улан-Удэ. Это юный совсем звонарь, 14-летний отрок Виталий Русинов, познававший наше искусство по интернету. А еще, паче чаянья, только Божьим благоволением, к нам прибыли двое настоящих «восточных» гостей: Ольга Кудряшова из Хабаровска и иерей Роман Пичуев из Нерчинска. Оле удалось достать какой-то удивительно дешевый молодежный билет на самолет, а отец Роман ехал сюда с семьей на отдых и оказался по совместительству звонарем! Казак, священник, звонарьОтца Романа я заприметила на бульваре Гагарина у памятника царю Александру III, когда там проходило одно из мероприятий фестиваля. Да и трудно было его не заметить и не отличить. Священник в «цивильной» рясе и в шляпе, в чертах лица и разрезе глаз – явная «азиатчинка». «Буддист, что ли?» – даже предположила подруга. О, эти слова бы на ум ей не пришли, увидь она нерчинского гостя во время сплава! Здесь он был явлен в камуфляже и казачьей папахе, с которой его смуглое лицо находилось в несомненной гармонии. И надо было видеть его радость, когда в Баклашах на берегу нас встретил атаман местной станицы Владимир Андреевич Каминский. Возле поклонного креста в память раскулаченным крестьянам после молебна отец Роман произнес короткую, но прочувствованную проповедь о связи поколений, о нашей ответственности за историю современности, о необходимости христианского общения. А в разговоре со мной признался, что вначале с некоторым недоверием и даже скептицизмом отнесся к приглашению поучаствовать в фестивале. – В колокольном деле я, как и многие, самоучка. Совершаю положенные звоны, но не более. И думал: ну, что я там особенно нового узнаю? А потом-то, когда познакомился со всеми, когда увидел, услышал их, не только мнение, но и состояние мое кардинально изменилось. У каждого звонаря – своя энергетика, своя внутренняя сила, свой неповторимый рисунок, свой дух. И ты понимаешь, слушая их, как можно звонить, как можно жить! А кроме того, здесь, в Иркутске, я смог по-новому взглянуть на личность святителя Софрония, который являлся ведь епископом не только Иркутским, но и Нерчинским. К сожалению, у нас в Забайкалье такого почитания и внимания, какое оказывается святителю в Иркутске, нет. Но теперь, я надеюсь, будет... Покровитель звонарейИ еще об одном госте хочется сказать отдельно. Еще два года назад это был просто звонарь из Новокузнецка – Виталий Выдриганов, один из первых участников фестиваля, откликнувшийся на приглашение иркутян. Он, подобно нашему Александру Ипполитову, семь лет назад в Кемерово организовал свою школу, вернее курсы – «Кузнецкая звонница». – У нас в епархии тогда действовало около 100 храмов, – рассказывал он. – И почти половина – вообще без колоколов, а другие молчали, потому что на них некому было звонить. И когда он услышал об иркутских коллегах, которые также решили сначала просто ликвидировать проблему, а потом и заняться развитием колокольного звона как искусства, тут же откликнулся. А в прошлом году диакон Виталий принял монашество. Новое имя, которое ему дали при пострижении (естественно, без всяких предложений и пожеланий со стороны постригаемого), – Софроний. Да, в честь святителя Софрония, которого впору уже называть покровителем звонарей. На ясный огонь, моя радость...Крестный ход-сплав начался, как всегда, с молебна в храме, освящения наших плавсредств на берегу и стартового фотографирования. Изначально в путь отправились 78 человек! Впереди – руководитель сплава – протоиерей Павел Телегин, с крестоходным фонарем на лодочке. Вот за ним мы и должны были следовать неуклонно. Мы – это экипаж нового большого рафта, на который в разное время набивалось от 10 до 14 человек, так что он походил порой на Ноев ковчег. А за нами строй мелких судов, и в конце – наша гордость и краса – катамаран с новеньким мотором и чудесной двухлетней звонницей! На нем, в основном, как раз звонари, по очереди оглашающие речной простор и сухопутные окрестности звоном, звоном, звоном! Заслышав его, люди на берегах замирают, приставляют ладонь-козырек ко лбу, высматривают источник чудных звуков, а потом машут, машут руками. Мы причаливаем к ним – в Мотах, Введенщине, Баклашах. Идем крестным ходом к поклонным крестам, а во Введенщине и к часовне у кладбища, проводим молебны. В Мотах отец Павел вручает местной библиотеке только что вышедшие книги о святителе Софронии «Горящий к Богу огнем любви неугасимыя...» К сожалению, к вечеру этого дня состав флотилии резко уменьшился. Но не потому, что кто-то не выдержал тягот (их не было), а просто деловые люди разъехались по делам. Огромное им спасибо, что все же один день не пожалели на молитвенный ход. Китой и АнгараПо сравнению с прошлым годом экипаж рафта обновился на 90 процентов. Большинство – люди уже имеющие опыт сплава. А главное – нам дали капитана. Так и не знаю его фамилии. Брат Александр. Благодаря его умелому командованию мы не кружились на виражах и не застревали на корягах. И восхитительно точно заходили в «гавани» под хоровой невольный победный крик «Ура!». Самый ответственный отрезок пути – вход в Ангару и дальнейшее следование по ней. Эх, думаю, недаром красавица-Ангара отвергла Иркута, предложенного ей в женихи батюшкой-Байкалом. – И правду сказать, по сравнению с ней – это просто шаловливый мальчишка. На Ангаре сразу меняется воздух, ногу с лодки уже не спустишь – вмиг замерзнет. Осознание ледяной глубины под резиновым днищем тоже быстро охлаждает недавнее оживление при выходе на простор, при звуках приветственных звонов с колоколен Спасского и Богоявленского храмов. Здесь надо быть предельно внимательными и послушными воле командира. И мы целых полчаса были чуть ли не образцами смирения. Хотя и с комментариями...
КирпичикиНапоследок скажу о самом длительном пешем крестном ходе, который мы совершили в Мамонах, от берега к храмам. Их там два – один в стареньком приспособленном помещении и второй – строящийся, кирпичный. Он очень заметно поднялся над землей по сравнению с прошлым годом. Там, среди незавершенных стен, под прикрытием пленки перед иконой святителя Софрония, доставленной из Знаменского монастыря, батюшки отслужили молебен. После все тихонько удивляются и хвалят отца Григория Гудина, который, надо же, в такое время где-то добывает средства на строительство. И все сходятся во мнении: «Святитель Софроний помогает». Конечно, без спонсоров в таком деле трудно обойтись, и они, наверняка, есть. Но и народная денежка тоже не последнюю роль играет. И мы видим уже уложенные в стены «именные кирпичики» с именами людей, их приобретших. Кстати, цена на такой кирпичик – «сколько сможете», хоть тысячу, хоть 50 рублей. А имя ваше будет увековечено не только материально, но и в молитвах. Пока стоит на земле этот храм, будут молиться люди, а если вдруг он разрушится, это будут делать ангелы, которые никогда не покидают алтарь. Ведь жизнь не ограничена материальными рамками. И об этом тоже рассказал нам колокольный звон, которым радостно делились наши птицы – звонари!
|
|
|