ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Есть знамя – есть завод»

Беседовала Наталья ВОЛИНА   
03 Октября 2020 г.
Изменить размер шрифта

0210 20 1a

Датой создания Иркутского завода тяжелого машиностроения (ИЗТМ) заводчане считают начало ХХ века, когда в 1907 году с Дальнего Востока на окраину Иркутска была перенесена обозная мастерская. «Иркутская обозная мастерская учреждена для исправленiя и приведенiя въ порядокъ обозовъ войсковыхъ частей Сибирскихъ округовъ и изготовленiя разного рода предметовъ обозного довольствiя на образованiе запасовъ» – так написано во «Временном положении № 167 по Главному Интендантскому Управленiю» от Марта 21го дня 1907 года».

В цехе ИЗТМ

В цехе ИЗТМ

Так и было сначала – в мастерской выпускались патронные двуколки, хозяйственные походные кухни, лазаретные линейки, парные повозки. В 1920-е годы это уже сельскохозяйственный завод. Позже он передается «Союззолоту», и здесь начинают изготавливать буровое оборудование, скреперы, вагонетки, дражные части. По-настоящему завод стал развиваться и расти с лета 1929 года, когда был заложен фундамент первой мартеновской печи. Газета «Власть труда» 18 июня 1929 года сообщала: «С этого момента в Восточной Сибири зарождается крупная индустрия».

7 августа 1930 года впервые в заводских документах появляется новое название завода – имени В. В. Куйбышева. В 1932 году там трудилось более 2 тысяч человек в 12 цехах: сталелитейном, кузнечном, модельном, прокатном, чугунолитейном, механосборочном и др. Возводились ТЭЦ, заводоуправление, поликлиника, Дом культуры. С 1940 года на заводе стали изготавливать оборудование для предприятий черной металлургии (для домен и мартенов).

Завод рос, выполняя все более технологические задачи, создавая вокруг инфраструктуру, давая возможность жить и трудиться тысячам горожан. С тех пор разные изменения претерпевало производство. Но ИЗТМ всегда был местом, где ковались штучные кадры, где человека труда уважали.

Сегодня заводу уже 113 лет. С ним связано много судеб наших земляков. Именно поэтому ко Дню машиностроителя в Музее истории Иркутска имени Сибирякова совместно с сотрудниками завода была подготовлена выставка.

– Раньше все мероприятия мы проводили в Доме культуры завода, где располагался и наш музей, – рассказывает Вера Фомина, ветеран труда и почетный работник ИЗТМ, нынешний хранитель музея, как она шутит, «директор на общественных началах». – До меня музеем заведовала Хава Наумовна Геллер, и при ней в музее сохранилось много предметов и различной информации про завод 30–40-х годов и военного времени. А собирали экспозиции для музея на общественных началах наши пенсионеры. И, надо отдать им должное, они собрали богатейшую коллекцию. Раньше всех новобранцев завода первым делом отправляли в музей, и молодые люди понимали, куда они пришли работать, какая мощь, какая славная история у завода!

В 1945 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а Государственный комитет обороны оставил на вечное хранение переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата тяжелого машиностроения.

На фронт в начале войны ушли 520 человек, и к станкам встали женщины и подростки. В период 1941–1942 гг. в Иркутск из Донбасса эвакуируется Старокраматорский завод тяжёлого машиностроения, который вошёл в состав ИЗТМ. Производство было перестроено на выпуск военной продукции: мин, авиабомб, миномётов.
За 1942–1943 гг. завод обеспечил оборудованием 52 мартеновские печи, 31 коксовую батарею, в 1944–1945 гг. снабжал оборудованием освобождённые районы Украины, шахты Донбасса.
К концу войны мощности завода выросли в полтора раза, он впервые освоил выпуск легированных сталей, горячий прокат меди.

За годы войны 467 заводчан-воинов были награждено боевыми орденами и медалями, а 3776 работников завода медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Трое заводчан стали Героями Советского Союза: Г. В. Баламуткин, В. И. Давыдов, А. Ф. Шаманский.

В. М. Фомина на фоне того самого легендарного знамени 1945 года

В. М. Фомина на фоне того самого легендарного знамени 1945 года

– Когда я вышла на пенсию, – продолжает свой рассказ Вера Михайловна, – то председатель совета директоров ИЗТМ Марк Петрович Глухов поручил мне заниматься музеем. – «Если есть знамя, значит, есть и производственная единица», – сказал он мне тогда. И вот уже много лет я выполняю эту миссию». А на заводе я проработала более 40 лет, хотя в юности хотела, как мой папа, быть сыщиком. (Отец Веры Фоминой – легендарный иркутский сыщик Михаил Фомин, на счету которого раскрытие сотен грабежей и убийств в 20–60-х годах ХХ века, подполковник милиции. – Прим. авт.). Но после нархоза осела в финансовом отделе завода. И все эти 40 лет прошли при заводе. Поэтому мы с заводчанами благодарны музею города Иркутска за то, что свой профессиональный праздник можем отметить, как и раньше, в музее. Своего помещения у нас нет, архив завода находится в фондах, но кое-что мы привезли сюда, и теперь у иркутян есть возможность прикоснуться к истории ИЗТМ. Особенно этому рады наши ветераны, у которых по настоящему-то и осталось три красных дня календаря – День Победы, Новый год и вот ещё День машиностроителя. Своих ветеранов мы не забываем. Вот и сейчас, например, председатель совета ветеранов Антонина Демьяновна Дроняева развозит подарки старейшим работникам завода…

Почти 45 лет отдал заводу и Виктор Зайцев, и сейчас говорит, что ни дня не пожалел, что когда-то 17-летним пацаном после окончания ГПТУ пришел на ИЗТМ.

Виктор Зайцев на стенде узнаёт себя

Виктор Зайцев на стенде узнаёт себя

– Полгода я проработал в модельном цехе, – вспоминает Виктор, – и едва только вник в профессию, как меня призвали в армию. Служил в Киргизии в погранвойсках, со своим псом Тимуром, а как только вернулся, сразу пошел устраиваться в свой модельный цех. Тогда наш начальник Николай Николаевич Гуманюк сразу мне сказал: «Возьму на работу, если заявление напишешь». Я не понял сначала, что за заявление, оказалось – на получение квартиры. Говорит, вот женишься, будешь потом бегать, а так давай, думай заранее о семье. Как в воду глядел, на заводе я вскоре встретил судьбу свою, жену Ольгу, тоже в нашем цехе работала.

Вскоре Зайцев стал лидером в комсомольско-молодежной бригаде и одним из лучших бригадиров. Вспоминает, что активных сотрудников на заводе всегда поощряли. Даже за границу, в Монголию, ГДР, отправляли делиться опытом.

– Очень активная жизнь была у наших ребят, – добавляет Виктор, – и мы всё успевали: спартакиады заводские проводили, в хор при ДК ходили, КВН и вечера отдыха организовывали. С ребятами, что в армию с завода ушли, связь поддерживали: о делах заводских писали, посылки отправляли. Люди же всегда ценят такое вот человеческое отношение к себе – многие потом вновь на завод возвращались.

В 90-е годы, когда крупным производственным предприятиям приказали сверху перестраиваться на ширпотреб, мебельный цех выпускал детскую мебель. Трудно представить, сколько маленьких людей видели сны по ночам в кроватках, которые собирали иркутские спецы.

– Для такой деликатной мебели ведь нужна хорошая древесина, сортовая, без сучков, – объясняет Виктор, – ну и душу надо вложить. А как же, ведь ребятишки там будут спать, значит, должно быть все отшлифовано как надо! Надежно и удобно. В бригаде у нас тогда работало в две смены 60 человек, выпускали до полутора тысяч единиц мебели. Наша продукция большим спросом пользовалась, она расходилась по городам Сибири, Урала и Дальнего Востока. Но и этого не хватало, ведь таким производством только в Иркутске занимались мы да мебельная фабрика «Байкал». Даже работнику завода сложно было купить кроватку. Помню, нам Вера Фомина в этих вопросах помогала – заботились всегда о заводчанах...

Когда готовилась эта выставка, большую помощь в её организации оказал С. И. Дубровин, директор Музея истории города Иркутска.

«Заводской парень» – директор Музея истории города Иркутска Сергей Дубровин

«Заводской парень» – директор Музея истории города Иркутска Сергей Дубровин

– Ну а как же иначе? – делилась своими впечатлениями Вера Михайловна. – Он же наш, заводской парень!

«Заводской парень» Сергей Дубровин вначале своей трудовой биографии проработал на ИЗТМ несколько лет. Дальнейшую судьбу он связал с комсомольской работой, государственной деятельностью, но именно там, на заводе, получил на всю жизнь свою рабочую закалку.

– Уважение к человеку труда я несу всю жизнь. И считаю, что нет ничего важнее для формирования человеческой личности, чем получить вот такой опыт общения с настоящими мастерами, заслужить, чтобы они тебе доверили важное дело. Получить их одобрение и поддержку в юном возрасте – дорогого стоит.
Старт моей трудовой биографии – это тоже пример того, как шло формирование рабочего класса, как на производстве помогали развитию и росту человека.

Мои родители работали на мебельной фабрике «Байкал», ну и я там «ошивался». Отец был электриком, часто брал меня с собой, и я старался помогать ему как мог – «когти» носил за мужиками, провода, воду – всё, что попросили по мелочам.

В 7 и 8 классах подрабатывал в мебельном цехе на упаковке и часто наблюдал, как простой кусок дерева в руках мастера вдруг превращался в нечто фантастическое. Например, в фигурную ножку для стола – в этом было что-то удивительное. Я уважал родительский труд, но особого пиетета к нему сначала не испытывал. Фабрика располагалась рядом с домом, как раз за забором, так что на работу я ходил, что называется, с черного хода. А потом как-то старший брат мне говорит, мол, – а ты со всеми рабочими через главную проходную зайди на фабрику. Я не понял сначала, зачем он меня отправляет туда, но когда как-то утром попал в общий людской поток, то в душе что-то шевельнулось. Почувствовал, что я – часть этого большого коллектива. И я не только здесь зарабатываю деньги – мы все вместе делаем большое важное дело! Помню, поделился этим ощущением с мамой, она улыбнулась и сказала, что тоже самое было с ней во время войны, когда она пришла на фабрику работать.

После школы поступил в иркутский политех на машиностроительный факультет. После первых курсов пришла пора идти на практику. Я в составе большой группы студентов попал на ИЗТМ. Но вместо практики (она длилась что-то около 20 дней) подписал трудовой договор на два месяца в качестве слесаря-ремонтника в ремонтный цех № 20. На следующее лето передо мной уже не стоял вопрос, чем заниматься. А через год и преддипломную практику решил пройти на заводе.

Вначале мужики, конечно же, ко мне присматривались – проверяли. Потом стали и на подмену, и старшим в смену ставить, и станки с ЧПУ доверять. К ноябрю уже выталкивали меня с завода со словами: «Иди дальше учись, студент». Оканчивал учебу в бюро сборки – это очень важный элемент производства. Оттуда к нам в цех как-то зачастил начальник бюро. Поговорил со мной раз-другой и позвал к себе в отдел. Так что диплом я писал абсолютно понимая тему – всё, чему меня учили, пригодилось. После защиты у меня уже был вызов на работу в ИЗТМ – так проходил советский «рекрутинг» новой силы на производство.

К молодым специалистам в то время было пристальное внимание, обязательно прикрепляли наставника, который уже на практике учил будущего инженера азам профессии. И меня на заводе многому научили. Зациклись я тогда чисто на производстве – у меня были бы неплохие перспективы стать хорошим специалистом в своей отрасли. Но мы же были еще и молодые, активно участвовали в общественной жизни коллектива: спортивные соревнования, выезды на сельхозработы, комсомольская работа, праздничные демонстрации. Я активно во всём участвовал и в итоге перешёл на другую жизненную дорогу.

Но то чувство общности с коллективом, чувство ответственности и патриотизма, что привили мне на ИЗТМ, осталось со мною на всю жизнь. А это, согласитесь, дорого стоит. И я за это родному заводу безмерно благодарен…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…