ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Помню и люблю

Нина УСТЕНКО   
09 Мая 2021 г.
Изменить размер шрифта

0605 3 1a

Послевоенное поколение – озорное, отчаянное и памятливое. Оно, как земля после дождя, впитало всё, что накопилось в душах и сердцах людей, прошедших войну. К этому поколению принадлежу и я. И кажется иногда, что я вместе с отцом и его боевыми друзьями была на фронте. Так ощутимо близко воспринимали мы с братом рассказы о той Великой войне. Эта страница истории нашей страны и жизни наших отцов и матерей до сих пор с моим поколением.

Помню и люблю

На фронтовых дорогах. Мой папа В. Ф.Устенко в 1982 году. В. Ф.Устенко в 1961 году.

«Ах, как годы летят – мы грустим, седину замечая», – поётся в песне. Эти слова очень точно отражают бег времени. Вот уже поседели виски у моих послевоенных сверстников, а отцы наши – молодые, красивые – смотрят с фото военных лет.

«8.12.43 г. Дорогой Тосик!

Привет с фронта. Сегодня, имея свободное время, решил написать тебе небольшое письмо.

Главное то, что сильно скучаю по тебе, так что выразить невозможно. Вот уже несколько месяцев встречаюсь с тобой в своих снах. Если ты читаешь газеты, то знаешь, какое теперь положение на фронте, какие задачи у союзников и у нас...»

В письмах с фронта можно проследить светлую и преданную любовь моего отца к моей маме, которую он пронёс до их золотой свадьбы. Письма шли из разных мест, где он воевал, – РСФСР, Украины, а потом из Польши, Чехословакии, Германии.

А встретились они с мамой в Иркутске. Двадцатипятилетний украинский паренек приехал в Сибирь в 1934 году после окончания Зиновьевского техникума по распределению Народного комиссариата «поднимать» тяжёлое машиностроение. Студентка мединститута (позже врач Маратовской поликлиники) и молодой техник-конструктор полюбили друг друга. Отец очень хорошо рисовал и играл на фортепьяно. Дома хранятся его картины, которые он дарил маме ещё в 1937 году.

Папа с мамой в 1937 году

Папа с мамой в 1937 году

В ноябре 1941 года отец уходит на фронт. Он находится в действующей армии: Южный фронт, Юго-Западный, 1-й и 4-й Украинские фронты. Войну закончил в Чехословакии в 146-й артиллерийской Киевской Краснознамённой ордена Суворова бригаде. В семейном архиве до сих пор хранятся подлинные документы тех лет: письма с фронта жене и сыну, военные фотографии боевых действий, друзей-однополчан, статьи из газет, где писалось об отце, и многие другие реликвии.

При взятии чехословацкого городка Поличка отец был ранен, и здесь же погиб его друг Иван Разумовский – отчаянно красивый парень из Белоруссии, Сейчас там открыт мемориал, а в 1966 году мэрией города был поставлен памятник русскому солдату, на открытие которого был приглашён и мой отец.

«Победа уже близка», – писал отец в марте 1945 года, а в июле в городе Поличка открывается выставка картин художников-самоучек со всех частей и соединений 18-й армии. О картинах моего отца и других солдат писала в то время газета «Красная звезда». «Образцы славы» – так называлась заметка.

А ещё в этом городе живёт семья Милки Фалт (ей сейчас 91 год). Она помнит, как июльским вечером русский солдат на фортепьяно играл ей с сестрой военные марши и песни. Это был мой отец. Позже мы переписывались с этой семьей, и уже взрослые сестры присылали свои фотографии.

После войны отец всю оставшуюся жизнь посвятил воспитанию рабочих кадров для нашей Иркутской области. 27 лет он был директором СПТУ № 46 (позже лицей № 46). Училище было создано два года спустя после окончания войны. Первыми его учащимися стали триста ребят, лишившиеся в годы войны своих родителей. Они приехали сюда из детских домов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Новым этапом становления училища был переход на подготовку трактористов-машинистов. Страна ощутила острую потребность в механизаторских кадрах для сельского хозяйства, и выпускники училища стали пополнять коллективы машинно-тракторных и специализированных станций, колхозов и совхозов Иркутской области. В посёлках и деревнях электромонтёры проводили первые линии электропередач. Во многих далёких посёлках после войны ещё не было электричества. Жизнь шла, отогревались души людей.

Отец, прошедший войну и видевший страдания детей, как никто понимал своих воспитанников. Он никогда не кричал на них. Он уважал их личность. Чтобы как-то отогреть души ребят, он создаёт в училище изостудию, которой руководит сам, и духовой оркестр. Картины, написанные его воспитанниками, долгое время украшали стены училища.

Я не пишу о наградах отца. У него их достаточно – и орденов, и медалей. Не пишу и о его общественной деятельности. Я написала о нём как о человеке, который научил меня и внуков любить жизнь и людей. А статья – это память сердца о моём отце, о моём дяде, о всех ветеранах войны, которых я знала, помню и люблю.

  • Расскажите об этом своим друзьям!