ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Ученые задаются вопросом: как сохранить у стариков интерес к жизни?

Изменить размер шрифта

babyshka moda

В последнее время существенно возрос интерес к проблеме пожилых людей, что логично. Процент пожилого населения неукоснительно растет, и ключевая задача — сделать так, чтобы человек условной категории "кому за..." не просто доживал свою жизнь, а мог с полным правом назвать ее полноценной и интересной. В этом плане именно психологические аспекты играют важную роль.

Психологи, которые сравнивали американских и российских пенсионеров, отмечают, что никаких различий именно по самому ощущению счастья у них нет. Да, есть проблемы со здоровьем, разного рода экономические трудности, но чем человек становится старше, тем более счастливым он себя чувствует. Одно из возможных объяснений этому заключается в том, что старость — это не просто взрослость с набором недомоганий. Также, как и ребенок — это "не глупый взрослый". Просто необходимо понимать, что он по другому функционирует, воспринимает мир.

Раньше была популярна парадигма "трех Д". Под старостью подразумевались деменция, деградация и депрессия. Сегодня с таким "букетом" стремятся распрощаться. Сложность состоит и в том, что люди, достигнув 60-65 лет, до последнего не хотят чувствовать себя на свой возраст. Они всячески противопоставляют себя остальным пенсионерам. Но это вызывает дискомфорт. Ведь такое поведение говорит об одном: человек не может принять свою жизнь с теми событиями, достижениями, которые ее наполняли. Еще один момент — рост субъективных и объективных факторов по мере развития человека. С каждым прожитым годом жизненный опыт накапливается. Он становится своеобразной призмой, через которую человек начинает воспринимать происходящее. Поэтому для пожилого возраст, по большому счету, не является некой абстрактной цифрой в паспорте, с которой можно соглашаться или нет. Человек может и в условные 75 лет чувствовать себя прекрасно и так же выглядеть, а может и в предпенсионные 50 ощущать себя дряхлым стариком.

Как рассказала кандидат психологических наук, старший преподаватель факультета психологии СПбГУ Ольга Стрижицкая, в этом плане важна способность выстраивать собственную траекторию развития, находить внутреннею силу, которая бы позволила пожилому человеку делиться приобретенными навыками, опытом. Тем более, что требования со стороны общества к пожилым людям снижаются. Соответственно, внутренняя активность становится определяющей в деле сохранения позитивного эмоционального настроя.

Одна из острейших проблем пожилых людей — одиночество. Зачастую оно бывает добровольным, поскольку пенсионеры принимают решение ограничить круг своего общения, дабы оградить себя от стресса и негатива. Они предпочитают иметь дело лишь с теми, кто их поддерживает.

Непростая задача — обучение пожилых людей. Есть мнение, что обучить человека, за плечами которого "целая жизнь", в принципе не возможно. Он, условно говоря, закостенел, и работать с ними нет смысла. В этом плане, как отметила Стрижицкая, у пожилых людей многое связано с мотивацией, пониманием того, зачем необходимо обучение. Так, например, существует масса примеров, когда бабушки и дедушки, чьи родственники проживают за границей, могут оперативно освоить Интернет, с нуля выучить иностранный язык. Им просто необходимо иметь оперативную связь со своими детьми, внуками.

С другой стороны, пожилая женщина, у которой внук живет в соседнем подъезде, не то что не сочтет нужным освоить компьютер, но и мобильным телефоном не станет пользоваться. Ей проще пройти это расстояние собственными ногами и посмотреть, как обстоят дела — так оно еще и интереснее.

Доцент СПбГУ, психолог "скорой помощи" Марина Петраш рассказала, что в пенсионном возрасте важный фактор приобретает межличностное общение с коллегами. Важно быть значимым для окружения. Ощущать, что твой опыт передается молодому поколению. Чувствовать себя наставником, у которого за плечами богатый жизненный и профессиональный опыт. "Я наблюдаю, за профессионалами преклонного возраста. Поражаешься их активностью и оптимизмом. Я спрашиваю их: "А зачем, для чего вы работаете?" Да, пенсия небольшая, хочется подработать, но в целом им хочется себя реализовать, передать свои знания и умения. Они говорят: "Мы хотим быть в профессиональном социуме, мы хотим общаться, мы хотим ощущать себя значимыми". Никаких жалоб и стенаний. С этих людей хочется брать пример", — отметила Петраш.

Аспирант кафедры психологии Елена Даведюк, отмечает, что в последнее время наблюдается интересная тенденция. Находиться в домах престарелых уже не становится чем-то постыдным. Более того, в обществе даже поощряется, когда внуки и дети отправляют своих дедушек и бабушек в эти дома. Дело в том, что пожилой человек оказывается в социуме, что вынуждает его быть активным. Так, в петербургском доме-интернате №1 был проведен эксперимент. Его постояльцы были разделены на три группы. Одна занималась спортом — скандинавской ходьбой, вторая творчеством — лепкой из глины и рисованием, а третья практиковала духовную цигун, которая подразумевает и серьезные физические нагрузки на организм. Во всех трех случаях у пожилых людей возникали соревновательные моменты. Даже те, кто еще недавно не мог встать с постели из-за давления, буквально бежали на занятия. Причем все происходило на добровольных началах.

"Первые свои группы я собирала, как говорится, добровольно-принудительно, договорившись с главврачом. Она просто обошла людей и сказала, кто должен прийти. Зато потом, посмотрев на то, что происходит, стали подтягиваться и остальные. Кто-то даже говорил: "А почему вы меня сразу не позвали заниматься?" Дальше мы сравнили отношение к жизни обитателей нашего самого простого дома престарелых с ощущениями работающих пожилых людей, а также тех, кто сидит с внуками. Так вот, с точки зрения удовлетворенности жизнью между ними нет никакой разницы", — рассказала автор эксперимента.

Специалисты отмечают, что в соседней Финляндии даже завидуют россиянам, особенно женщинам, которые в 55 лет могут выйти на пенсию и начать заниматься собой. Работа европейских ученых зачастую сконцентрирована на том, чтобы придумать, как побольше выжать из человека пенсионного возраста, как заставить его продолжать карьеру. Это практичный подход. Позитивный же подход заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых пожилой человек не просто захочет продолжать работу, а ему это будет еще и интересно.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!