ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

На Тихоокеанском рубеже

Л. П. СЕРГЕЕВА   
05 Июля 2018 г.
Изменить размер шрифта

 

Совсем немного прошло времени, как мы отметили 73-ю годовщину Дня Победы той страшной и незабываемой войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Я хочу рассказать о двоюродном брате Черных Василии Михайловиче и его жене Черных (Зудиной) Вере Ивановне, которым пришлось быть свидетелями войны на Тихоокеанском рубеже.

ww tihookeansk

Шёл 1939 год. На дальневосточном направлении было неспокойно – под боком у Советского Союза находился один из союзников фашистской Германии – милитаристская Япония.

В 1943 году 17-летнего юношу из Иркутска мобилизовали по комсомольскому призыву на Дальний Восток, где во Владивостоке формировали корабельные команды для перевозки грузов через Тихий океан. Ребят «с нуля» обучали морской профессии, а позднее задействовали в помощь местным морякам. «После всех проверок тридцать ребят во Владивостоке распределили по судам, на которых из США, Канады и других стран союзников к нам шли интенсивные поставки товаров по программе ленд-лиза (военной техники, боеприпасов, продовольствия)», – вспоминал Василий Михайлович.

Ленд-лиз – это программа гарантированных расчётов. Но объёмы необходимых товаров тогда были столь высоки, что возникла нужда в большом количестве дополнительных транспортных судов. Для этого на судоверфях США в кратчайшие сроки освоили производство морских судов типа «Либерти». Стараниями американских судостроителей от закладки и до спуска на воду корабля водоизмещением 15 000 тонн уходило всего полтора месяца.

«Мы с ребятами по возрасту не подходили под призыв в армию, поэтому нас привлекли для приёмки этих транспортных судов», – делился воспоминаниями по этому поводу Василий Михайлович.

За одним из таких построенных транспортников «Либерти» он и отправился в первое плавание порта Сан-Франциско.

Плавание по Тихому океану до американских берегов в один конец занимало 25–26 суток. В Сан-Франциско наши моряки загружали положенным грузом принятый корабль, которому присвоили русское название «Брянск». Маршрут «Брянска», как и многих советских транспортников, проходил через Камчатку, по Охотскому морю, через пролив Лаперуза между островами Сахалин и Хоккайдо. Здесь, проплывая мимо бездействовавших японских военных кораблей, морские грузовики выходили в многодневное плавание по открытому океану.

«Судовые командиры составляли запрос, какой груз необходимо подготовить для доставки в Советский Союз, а затем отправлять на фронт. Девятый пирс порта Сан-Франциско вообще выделили для приёма советских судов. Генеральным грузом для нас считалось продовольствие, им было заполнено больше половины судна. Продукты грузили вниз трюма, а сверху – остальной необходимый груз, в том числе негабаритный (военная техника и др.). Были корабли, которые грузили только продуктами. Загрузка должна производиться не более десяти дней и – обратно. Точное число таких походов туда и обратно до окончания войны сейчас трудно указать, только их было много», – рассказывал о тех событиях Василий Михайлович.

По его рассказам, товарообмен был очень высокий, поэтому порты Владивостока, Сан-Франциско, Филадельфии и Портленда были невероятно загружены всю войну. На тихоокеанское направление приходилась почти половина всего военного кругооборота между союзниками в 1941–1945 годах, так как данный маршрут был относительно безопасным. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в четыре раза больше Мурманска и почти в пять раз больше Архангельска.

Относительная безопасность тихоокеанского маршрута обеспечивалась формальным нейтралитетом между СССР и Японией в годы войны. Поэтому перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а товарно-транспортные суда ходили только под советским флагом.

«На наши грузовые суда японские военные в открытую не нападали, но всячески пытались мешать транспортным потокам и подстроить какую-нибудь «подлянку». Море было обманчиво безопасное, оно таило множество неприятных сюрпризов. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и периодически советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Боевых столкновений между нашими и японскими войсками не было до середины 1945 года. В основном они воевали с американцами. Бои между ними были серьёзные. Наши суда не были беззащитными: по периметру корабля располагались крупнокалиберные пулемёты типа «Орликон», которые мы могли использовать при нападении на нас. Но нападения всё же были, и в эфире проскакивали сигналы SOS от пострадавших или тонущих кораблей», – продолжал свой рассказ брат.

К рассказам подключилась и его супруга Вера Ивановна, тоже участница войны, которая жила в то время во Владивостоке. Она осталась без родителей в тринадцать лет: в 1939 году отца арестовали по 58-й, политической, статье, но освободили в 1940-м; в 1941 году за два дня до начала Великой Отечественной он умер, а мать вскоре заболела туберкулёзом. Не помогли ей и благоприятные климатические условия – переезд в Красноярский край. Веру приютила подруга мамы. Через полтора года проживания Вера пошла учиться в ремесленное училище и в 15 лет стала механиком телеграфа, работала на станции в городе Артём, недалеко от Владивостока, на КПП военной станции, а когда началась комсомольская мобилизация, напросилась на флот.

Так она оказалась на транспортном корабле «Тарас Шевченко», который был задействован в августе 1945-го для высадки советского десанта на Курильские острова, занятые японскими войсками.

«Практически всю войну Владивосток находился на прифронтовом положении, был в постоянной готовности, в постоянном ожидании войны, начиная с 1938 года. Японцы постоянно нарушали наши границы, часто объявлялась тревога, и тогда они прятались в убежища», – вспоминает Вера Ивановна.

Но для жителей Владивостока война не закончилась в мае 45-го. Впереди была полномасштабная битва с японскими милитаристами. Активные боевые действия на Тихоокеанском побережье СССР пришлись на конец лета 1945 года, положив конец Второй мировой войне. В ходе наступательной операции наши солдаты добивали японцев, встречая смерть в последних боях великой войны.

Вера Ивановна за несколько месяцев до окончания войны 16-летней девчонкой успела послужить на судне, который перевозил продукты и технику для фронта, а 10 мая 1945 года корабль отправился в рейс в США, побывав в Индии и многих других странах.

«Страшно на корабле, конечно, было. Случалось, противник топил наши суда. А если корабль тонул, то погибали все – деваться некуда было в открытом море. Бывало, судно попадало в шторм. Качало так, что ноги поднимало выше головы, скатерти и тарелки летали по каютам», – вспоминала Вера Ивановна.

С будущим мужем Василием Вера познакомилась во время плавания на корабле «Михаил Кутузов» в октябре 1949 года, а в 1950 году они поженились, перебрались в Иркутск, где родились две дочери. В 2014 году они отметили 64 года совместной жизни в кругу дочерей, зятьёв, внучек и правнучки, родных и близких.

Жаль, но в 2015 году Василий Михайлович ушёл в мир иной. А Вере Ивановне скоро будет 90 лет.

«Рецепт совместного долголетия: трудолюбие, лёгкий нрав, любовь и прежде чем от жизни что-то получить, нужно отдать», – говорит Вера Ивановна.

А боевой и трудовой их путь отмечен многими наградами.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам