ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2020-06-17-06-24-03
Хотите послушать или прочитать стихи современных поэтов? Такая возможность есть. Поэтическое меню представлено обращением Всеволода Емелина к Владимиру Владимировичу по поводу режима самоизоляции в Москве, стихами Ивана Давыдова о слонах, Алексея Цветкова — о Давыде и Юрии, Александра Дельфинова — о...
2020-06-18-07-13-48
В конце 80-х, когда на просторах СССР задули «ветры перемен», и Михаил Тататута стал для нас «первооткрывателем» целого континента. Он рассказал о реальной, не придуманной пропагандой Америке. Он был первым журналистом, бравшим интервью у Элизабет Тейлор в её доме, и первым советским корреспондентом,...
2015-04-21-08-25-25
Один юноша задал Платону вопрос: — При каких условиях богатство является злом и при каких — добром?
2015-09-21-07-02-30
Когда Помпеи были разрушены вулканическим извержением, в полночь весь город был в огне, рушились дома и бежали люди. Город был богат, и каждый что-то нёс. Люди несли всё самое дорогое: кто-то нёс своё золото, кто-то — алмазы, деньги; учёные несли свои рукописи, книги — несли всё, что можно было...
2015-08-21-06-02-06
Как-то раз гуру спросил у своих учеников: — Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

МультиВход
 

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Кандидаты геол.-мин. наук ДЁМИНЫ Тамара и Анатолий   
24 Февраля 2012 г.
Изменить размер шрифта

alt

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена, их притокам и далее по тропам к Охотску. Позднее начались поиски путей для развития успешного торгового обмена России со странами Востока. Южный путь товарообмена осложнялся серьёзным препятствием – дорогу преграждал Байкал и его южное обрамление гор. Трудность преодоления данных преград была очевидной, но другого пути не было. После нелёгких поисков был выбран наиболее удобный путь, по которому впоследствии и была проложена дорога через хребет Хамар-Дабан.

История строительства дороги начинается в начале 18 столетия, когда, согласно Кяхтинско-Китайскому мирному договору, сибирская внешняя торговля с Китаем была разрешена. В это время и была организована Кяхтинская торговля с Монголией и Китаем. Всё общение велось через Кяхту и Иркутск; в последнем находилась таможня. Потоки караванных торговых грузов устремились к Иркутску, но своенравный Байкал был не предсказуем. Внезапные штормы и особенно ветер «сарма» грозили бедой в летнее судоходное время, а в условиях ледостава и вскрытия льда продвижение по озеру вообще прекращалась на несколько месяцев. Назрела необходимость строительства круглогодичной дороги через хребет Хамар-Дабан. В связи с этим были неоднократные правительственные распоряжении к иркутским генерал-губернаторам в 1769, 1781, 1782 годах. Но строительство дороги по разным причинам не осуществлялось. Только в начале сентября 1795 года Иркутский губернатор И. Т. Нагель представил в Сенат Российского правительства план и смету на строительство дороги через Хамар-Дабан в южной части Байкала. Понимая значимость этого пути как для торговых сношений со странами Востока, так и для деловых связей с Нерчинскими заводами в Забайкалье, этот план был одобрен Сенатом, а 15 июля 1796 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве новой «ближайшей и удобнейшей дороги от Иркутска до Кяхты».

В 1797 году были проведены изыскания Кругоморской дороги через хребты Хамар-Дабан и Малый Хамар-Дабан, и начались организационные и подготовительные работы к её строительству. В это время на юго-западе Байкала село Култук стало перевалочным пунктом: организована таможня, и решались вопросы найма рабочей силы и снабжения строителей различными материалами и продовольствием. Это способствовало появлению в деревне новых поселенцев из европейской части России: из Великого Новгорода, станиц Дона и других мест. В народной памяти некоторых старожилов Култука остались в памяти такие фамилии первых поселенцев, как Война, Шолонин, Бурмакин. Они- то и начали обживать и строить первые дома вдоль берега Байкала. Так появился Новый Култук на самом берегу Байкала, а старая деревня Култук, как отмечает Э. Г. Лаксман (1786 г), состояла из «восьми дворов» на р. Култучной (в районе остановки железнодорожной электрички Вербный). К 1823 году вдоль побережья Байкала стоял стройный ряд домов. Так, путешественник Алексей Мартос отметил: «Селение лежит при западном окончании моря. Култук построен правильно, в нём 21 дом; одна улица расположена параллельно изгибу моря. Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы водятся во множестве». Значительная часть грузов необходимых для стройки поступала водным путём, по озеру и в связи с этим в Култуке на берегу Байкала был построен причал (напротив станции Култук Кругобайкальской железной дороги).

В строительстве дороги в основном принимали участие рабочие из Тункинской долины – буряты и некоторая часть переселенцев из западных районов России. Руководил работой иркутский землемер А. А. Дедов, а его помощниками были офицеры-инженеры Деканор и Камков. Строительные работы начались вблизи р. Култучная, на правом её склоне и далее по хребту Комаринскому. Предстоящая прокладка трассы была необычайно сложной. Она начиналась восточнее железнодорожной станции Слюдянка-II вблизи переезда через Восточно-Сибирскую железную дорогу и моста через р. Култучная (Московский тракт) у подножья Тальской гривы – водораздел между реками Култучная и Талая. Первый серпантин Кругоморской дороги срезан при строительстве нового тракта Култук – Слюдянка (фрагмент Московского тракта) в 1943 году. Второй – вблизи подножия правого склона р. Култучная в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. На месте третьего и части второго серпантинов в 1942 году была проложена выемка при строительстве новой горной железной дороги Иркутск – Слюдянка-II. Здесь дорога поворачивает в южном направлении к Тальской гриве, где хорошо сохранилась часть третьего и четвёртый серпантины. На этом участке дорогу пересекает ЛЭП, которая была построена в 1955 году. Пятый серпантин неплохо сохранился и хорошо фиксируется каменно-грунтовой насыпью с глыбами камней на повороте серпантина дороги. А шестой – пологий и протяжённый в своем конце по северному склону Тальской гривы выходит зигзагами вверх по склону на её водораздел, где она сочленяется с современной лесной дорогой. Эта дорога проходит по Тальской гриве между реками Талая – Бурутуй, а далее после седловины она поворачивает на юг-юго-восток и прослеживается по границе, разделяющей Похабинскую гриву и Шаманскую гряду и следует по Камаринскому хребту между долинами рек Похабиха – Бол. Быстрая, а затем между реками Бол. Быстрая – Слюдянка. Далее вблизи Хамар-Дабанской метеостанции дорога продолжается между реками Подкомарная – Слюдянка. Краткие описания некоторых фрагментов дороги Комаринского хребта мы находим в работах А. Л. Чекановского, И. Д. Черского, В. А. Обручева, А. В. Хопта и учащихся Култукской средней школы под руководством С. В. Снопкова.

Первая почтовая станция (станок) Хамар-Дабанской дороги – Казачья поляна, или Слюдянская находилась в 30 км от села Култук в седловине первого левого верховья р. Слюдянка на водоразделе рек Слюдянка – Подкомарная. Этот первый отрезок Хамар-Дабанской дороги был построен к сентябрю 1797 года. Затем строительство дороги было продолжено на реках Спусковая, Утулик, Шубутуй и др. Наиболее сложным и трудным был участок по р. Спусковой. Здесь были построены сложные инженерные сооружения каменных террас, которые сопровождали 23 серпантина с перилами по крутой горе вдоль р. Спусковой от метеостанции «Хамар-Дабан» до р. Утулик. Современник этих сооружений, Верхнеудинский исправник М. М. Геденштром отмечал, что Хамар-Дабанская дорога «ведена зигзагами, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти… На устойчивость перил на дороге потребовались тысячи брёвен». В конце декабря 1827 года декабрист И. Д. Якушкин обозревал Кругоморскую дорогу, когда ехал отбывать 20-летнию каторгу в Забайкалье. Вот что он пишет: «Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством. Везде, где она проходила мимо обрывов, были поставлены надолбни; через все потоки и речки были очень исправно построены мосты, даже некоторые крутизны были срыты». Реликты изгнивших этих сооружений и заросшие мхом и кустарником каменные укрепления серпантинов нами обнаруживались на этом участке и гати по р. Шубутуй при геологических исследованиях в 1958–1959 годах. Мы часто использовали эту дорогу при перевозке грузов на лошадях вьючно.

От зимовья Шубутуй (в верховье реки) дорога продолжалась в верховье р. Снежной (хутор Байри), далее по гольцам к почтовой станции Шибет, затем переваливала через хребет Малый Хамар-Дабан и вела к почтовой станции Джида. От станции Джида трасса проходила вдоль рек Джида и Селенга к Кяхте, вдоль которой находился ряд постоялых дворов. Весь Хамар-Дабанский путь проходил по дикой тайге и горам с крутыми склонами, частыми бродами через реки с быстрым течением, что осложняло путь торговым караванам. В полноводье рек Утулик, Шубутуй, Снежной и других нередко путешественникам приходилось пережидать по нескольку дней, пока не прекратится дождь и не спадёт высокий уровень воды в реках. На этих реках нередко проявляются такие преграды и в наши дни. Так, мы, выполняя полевые геологические работы на реках Утулик, Безымянная, Шубутуй, Бол. Быстрая, пережидали иногда непрерывные дожди в течение 4–5 дней. Уровень воды в реках быстро повышался, и переход через них был очень затруднителен. Рельеф здесь сильно расчленён глубокими врезами рек. Растительность представлена преимущественно хвойными деревьями с многочисленными зарослями кедрового стланика, который затрудняет проходимость по склонам рек Утулик, Безымянной, Шубутуй, Бабха, Солзан и др. Геологические маршруты по физическим условиям были самыми трудными при сравнении их с забайкальскими, западно-монгольскими, центрально-афганскими и другими.

Строительство дороги закончилось в 1805 году, но при её эксплуатации постоянно велись ремонтные работы. Этому способствовали сложные природные условия: таяние мощного зимнего снежного покрова, проливные летние дожди, которые разрушали построенную дорогу. Поэтому приходилось восстанавливать мосты, смытые бурными потоками вод в полноводье, укреплять и подновлять размытые водой серпантины и дополнительно строить гати в необходимых местах.

Кругоморскую дорогу активно использовали торговые караваны около 40 лет с момента её постройки. На смену ей пришли другие пути сообщения: Игумновская дорога по р. Хара-Мурин, затем от села Мысовая горная дорога к р. Удунга и далее к Гусиному озеру, а с 1860 года – тракт вдоль восточного побережья Байкала и левобережья р. Селенги к Верхнеудинску (Улан-Удэ). А в 1979 году завершилось строительство нового асфальтированного тракта (фрагмент Московского тракта) вдоль восточного берега Байкала от города Слюдянки.

В настоящее время Кругоморская дорога является чудесной, привлекательной туристической тропой, где можно наслаждаться с пика Черского лучезарными бликами Славного моря, обрамлением гор Приморского хребта и отрогами гор Восточного Саяна, необыкновенной красотой и величием гор Хамар-Дабана, названных в 1766 году академиком Э. Г. Лаксаманом «сибирскими Альпами». Он их полюбил навсегда. Он обнаружил здесь «минералогический клад» (сейчас описано более 250 минералов), прожил в Иркутске в течение девяти лет и постоянно рвался к «сибирским Альпам», к минералогическим кладам Южного Прибайкалья. Он буквально был очарован красотой лазурита, флогопита, байкалита, апатита и другими минералами. Об этом он писал в письме от 18 ноября 1786 года академику П. С. Палласу: «Я до безумия, до мученичества влюблён в камни Сибири».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • 5 животных, которые, кажется, что не с нашей планеты
  • Венчание пожилых: есть возрастные рамки, но желающим навстречу идут
    Согласно церковном брачному праву, высший возрастной предел для венчания - это 60 лет для женщин и 70 для мужчин. Такой ценз был указан еще святителем Василием Великим и обусловлен он, в основном, тем, что одной из целей (хоть и не главной) брачного союза, определяется рождение и воспитание потомства.
  • Филолог Борис Ланин: Антиутопии — взгляд на то, что и так уже есть вокруг
    О важности антиутопий не только для литературы, но и для социума в целом состоялся разговор с исследователем антиутопий, филологом Борисом Ланиным
  • Все про «уколы красоты»: ботокс и филлеры
    В прошлый раз мы начали серию статей про косметические процедуры, относящиеся к группе «уколов красоты», которыми пользуются многие женщины элегантного возраста. Рассказав про биоревитализацию и мезотерапию, сегодня осветим популярнейшие разновидности уколов - ботокс и филлеры.
  • 5 самых опасных пород собак, запрещенных во многих странах мира
  • Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни
    В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.
  • Грустный комик Фрунзик Мкртчан: большой успех при огромной человеческой трагедии
    4 июля исполнилось бы 90 лет народному артисту СССР Фрунзику Мкртчяну. Его нельзя было ни с кем спутать: человек с большим носом, печальными глазами, но веселым именем – Фрунзик. «Солнце» – называли его друзья. А он отвечал: «Если солнце, то очень грустное».
  • Чернобыль: ликвидатор аварии «хватал» просто запредельные дозы
    Константин Чечеров – один из самых «радиоактивных» людей в мире, ученый, физик-ядерщик, старший научный сотрудник Института имени Курчатова, один из первых ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
  • 5 добрейших пород собак в мире
  • Раньше считалось, что свист может привлечь в дом нечистую силу
    Насвистывать любят многие. Существует даже такое музыкальное направление, как художественный свист. Но если вы засвистите в доме у русских, то рискуете вызвать как минимум раздражение. Вам тут же скажут: «Не свисти – денег не будет!» На Руси свистеть в доме издавна считалось дурной приметой.
  • Не все знают: какие народы, кроме евреев, тяготели к иудаизму?
    Во времена эллинизма, когда Палестина стала частью сначала обширной империи Селевкидов, потом Египетского царства Птолемеев, иудеи широко занимались прозелитизмом. Эллинистическое общество проявляло повышенный интерес к религии Ветхого завета. Последний был переведён на греческий язык в Александрийской академии наук по велению царя Птолемея II (285-245 гг. до н.э.). Но после взятия Иерусалима римлянами в 70 году н.э., вторичного разрушения храма Соломона и рассеяния иудеев по Римской империи и вне её, иудейские общины стали проявлять тенденцию к замкнутости.
  • «Стрыя» вы или «вуйна», а всё равно – тетка. Откуда пошло это слово?
    «Тетка» - одно из самых распространенных слов в лексиконе современного русского человека. Интересно, а откуда оно вообще взялось?
  • «Главная казачка Советского Союза»
    luchko klara Так называли блистательную актрису Клару Лучко. Она родилась 1 июля 1925 года в украинской деревне Чутово. Ее родители были крестьянами: отец возглавлял совхоз в селе Яковцы, а мать работала в колхозе в соседнем районе. Воспитанием будущей актрисы занималась ее тетя Акулина Лучко по прозвищу баба Киля.
  • Самые большие собаки-охранники
  • Родина
    Когда «железного занавеса», некогда отделявшего нашу страну от остального мира, не стало, наши граждане получили возможность массово выезжать за рубеж. И многие буквально хлынули туда. Что их влекло? Плод, бывший так долго запретным, представлялся им сладким? Или искреннее желание познакомиться с окружающим миром? Видимо, и то и другое. Может, это и неплохо, если только не ведёт к уничижению своей Родины.
  • Ложка: это сейчас только лишь для трапез, а раньше она и от нечисти защищала!
    Для русских ложка – это не просто прибор, чтобы щи похлебать, но и многофункциональная вещь, помогающая решать массу житейских проблем.
  • «По небу полуночи ангел летел». Конспект судьбы
    Этот очерк написан мною в девяностых годах прошлого столетия. Тогда он был опубликован в «Молодёжке». Недавно я нашёл его в своём архиве. Обычно не люблю перечитывать свои материалы, тем более давние. Но тут что-то торкнуло – перечитал. И понял – эти судьбы со временем стали ещё трагичнее. Главные герои, Людмила и Игорь Шешуковы, их жизни и дела, давно и прочно забыты. Не стало и остальных «действующих лиц и исполнителей» – Тамары Шешуковой, Эдуарда Володарского, Николая Караченцова, Людмилы Гурченко, Веры Глаголевой, Олега Борисова, Николая Рыбникова. Фильмы режиссёра Игоря Шешукова снова легли на полку. На этот раз на полку времени – с неё обычно не возвращаются. Но я думаю, что они были бы интересны и нынешним зрителям. По крайней мере, два из них: «Вторая попытка Виктора Крохина» и «Танк Клим Ворошилов-2». Да и «Преферанс по пятницам», «Последняя охота» и «Красная стрела» зрители стали бы смотреть, тем более что в двух из них снимался замечательный артист Кирилл Лавров. Кстати, все эти фильмы доступны пользователям интернета. Но главная моя забота – оживить память о наших замечательных земляках Тамаре Леонидовне, Людмиле и Игоре Шешуковых. Со времени первой публикации очерка прошло 27 лет. Выросло новое поколение читателей. Из старого многие или забыли, или ушли из жизни. Только поэтому я решился на то, чего никогда не делал – предложил опубликовать материал ещё раз.
  • «Не писать полностью, а вставить пропущенное»: люди теряют... навык письма!
    Норвежский экономист Эрик Райнерт как-то сказал, что бывают времена, когда знания и умения, прежде укоренившиеся и широко распространённые, забываются, словно их не было. И речь не о том, что преодолено поступательным движением цивилизации. Нет – просто забыто. Обронено по дороге к вершинам прогресса. Обнулилось.
  • Как прорастает тишина...
    0307 8 1 Александр Алексеевич Сокольников – мастер русского свободного стиха. Автор книг «Свиток одиночества», «Вне канона», «Наречьем облаков рисую ветер…» (Иркутск), «Кедровый посох» (Франция). Лауреат Всесоюзной премии имени Велимира Хлебникова, обладатель звания «Король верлибра». Лауреат премии губернатора Иркутской области в сфере культуры и искусства.
  • Самые огромные насекомые в мире!