ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Кандидаты геол.-мин. наук ДЁМИНЫ Тамара и Анатолий   
Изменить размер шрифта

alt

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена, их притокам и далее по тропам к Охотску. Позднее начались поиски путей для развития успешного торгового обмена России со странами Востока. Южный путь товарообмена осложнялся серьёзным препятствием – дорогу преграждал Байкал и его южное обрамление гор. Трудность преодоления данных преград была очевидной, но другого пути не было. После нелёгких поисков был выбран наиболее удобный путь, по которому впоследствии и была проложена дорога через хребет Хамар-Дабан.

История строительства дороги начинается в начале 18 столетия, когда, согласно Кяхтинско-Китайскому мирному договору, сибирская внешняя торговля с Китаем была разрешена. В это время и была организована Кяхтинская торговля с Монголией и Китаем. Всё общение велось через Кяхту и Иркутск; в последнем находилась таможня. Потоки караванных торговых грузов устремились к Иркутску, но своенравный Байкал был не предсказуем. Внезапные штормы и особенно ветер «сарма» грозили бедой в летнее судоходное время, а в условиях ледостава и вскрытия льда продвижение по озеру вообще прекращалась на несколько месяцев. Назрела необходимость строительства круглогодичной дороги через хребет Хамар-Дабан. В связи с этим были неоднократные правительственные распоряжении к иркутским генерал-губернаторам в 1769, 1781, 1782 годах. Но строительство дороги по разным причинам не осуществлялось. Только в начале сентября 1795 года Иркутский губернатор И. Т. Нагель представил в Сенат Российского правительства план и смету на строительство дороги через Хамар-Дабан в южной части Байкала. Понимая значимость этого пути как для торговых сношений со странами Востока, так и для деловых связей с Нерчинскими заводами в Забайкалье, этот план был одобрен Сенатом, а 15 июля 1796 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве новой «ближайшей и удобнейшей дороги от Иркутска до Кяхты».

В 1797 году были проведены изыскания Кругоморской дороги через хребты Хамар-Дабан и Малый Хамар-Дабан, и начались организационные и подготовительные работы к её строительству. В это время на юго-западе Байкала село Култук стало перевалочным пунктом: организована таможня, и решались вопросы найма рабочей силы и снабжения строителей различными материалами и продовольствием. Это способствовало появлению в деревне новых поселенцев из европейской части России: из Великого Новгорода, станиц Дона и других мест. В народной памяти некоторых старожилов Култука остались в памяти такие фамилии первых поселенцев, как Война, Шолонин, Бурмакин. Они- то и начали обживать и строить первые дома вдоль берега Байкала. Так появился Новый Култук на самом берегу Байкала, а старая деревня Култук, как отмечает Э. Г. Лаксман (1786 г), состояла из «восьми дворов» на р. Култучной (в районе остановки железнодорожной электрички Вербный). К 1823 году вдоль побережья Байкала стоял стройный ряд домов. Так, путешественник Алексей Мартос отметил: «Селение лежит при западном окончании моря. Култук построен правильно, в нём 21 дом; одна улица расположена параллельно изгибу моря. Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы водятся во множестве». Значительная часть грузов необходимых для стройки поступала водным путём, по озеру и в связи с этим в Култуке на берегу Байкала был построен причал (напротив станции Култук Кругобайкальской железной дороги).

В строительстве дороги в основном принимали участие рабочие из Тункинской долины – буряты и некоторая часть переселенцев из западных районов России. Руководил работой иркутский землемер А. А. Дедов, а его помощниками были офицеры-инженеры Деканор и Камков. Строительные работы начались вблизи р. Култучная, на правом её склоне и далее по хребту Комаринскому. Предстоящая прокладка трассы была необычайно сложной. Она начиналась восточнее железнодорожной станции Слюдянка-II вблизи переезда через Восточно-Сибирскую железную дорогу и моста через р. Култучная (Московский тракт) у подножья Тальской гривы – водораздел между реками Култучная и Талая. Первый серпантин Кругоморской дороги срезан при строительстве нового тракта Култук – Слюдянка (фрагмент Московского тракта) в 1943 году. Второй – вблизи подножия правого склона р. Култучная в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. На месте третьего и части второго серпантинов в 1942 году была проложена выемка при строительстве новой горной железной дороги Иркутск – Слюдянка-II. Здесь дорога поворачивает в южном направлении к Тальской гриве, где хорошо сохранилась часть третьего и четвёртый серпантины. На этом участке дорогу пересекает ЛЭП, которая была построена в 1955 году. Пятый серпантин неплохо сохранился и хорошо фиксируется каменно-грунтовой насыпью с глыбами камней на повороте серпантина дороги. А шестой – пологий и протяжённый в своем конце по северному склону Тальской гривы выходит зигзагами вверх по склону на её водораздел, где она сочленяется с современной лесной дорогой. Эта дорога проходит по Тальской гриве между реками Талая – Бурутуй, а далее после седловины она поворачивает на юг-юго-восток и прослеживается по границе, разделяющей Похабинскую гриву и Шаманскую гряду и следует по Камаринскому хребту между долинами рек Похабиха – Бол. Быстрая, а затем между реками Бол. Быстрая – Слюдянка. Далее вблизи Хамар-Дабанской метеостанции дорога продолжается между реками Подкомарная – Слюдянка. Краткие описания некоторых фрагментов дороги Комаринского хребта мы находим в работах А. Л. Чекановского, И. Д. Черского, В. А. Обручева, А. В. Хопта и учащихся Култукской средней школы под руководством С. В. Снопкова.

Первая почтовая станция (станок) Хамар-Дабанской дороги – Казачья поляна, или Слюдянская находилась в 30 км от села Култук в седловине первого левого верховья р. Слюдянка на водоразделе рек Слюдянка – Подкомарная. Этот первый отрезок Хамар-Дабанской дороги был построен к сентябрю 1797 года. Затем строительство дороги было продолжено на реках Спусковая, Утулик, Шубутуй и др. Наиболее сложным и трудным был участок по р. Спусковой. Здесь были построены сложные инженерные сооружения каменных террас, которые сопровождали 23 серпантина с перилами по крутой горе вдоль р. Спусковой от метеостанции «Хамар-Дабан» до р. Утулик. Современник этих сооружений, Верхнеудинский исправник М. М. Геденштром отмечал, что Хамар-Дабанская дорога «ведена зигзагами, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти… На устойчивость перил на дороге потребовались тысячи брёвен». В конце декабря 1827 года декабрист И. Д. Якушкин обозревал Кругоморскую дорогу, когда ехал отбывать 20-летнию каторгу в Забайкалье. Вот что он пишет: «Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством. Везде, где она проходила мимо обрывов, были поставлены надолбни; через все потоки и речки были очень исправно построены мосты, даже некоторые крутизны были срыты». Реликты изгнивших этих сооружений и заросшие мхом и кустарником каменные укрепления серпантинов нами обнаруживались на этом участке и гати по р. Шубутуй при геологических исследованиях в 1958–1959 годах. Мы часто использовали эту дорогу при перевозке грузов на лошадях вьючно.

От зимовья Шубутуй (в верховье реки) дорога продолжалась в верховье р. Снежной (хутор Байри), далее по гольцам к почтовой станции Шибет, затем переваливала через хребет Малый Хамар-Дабан и вела к почтовой станции Джида. От станции Джида трасса проходила вдоль рек Джида и Селенга к Кяхте, вдоль которой находился ряд постоялых дворов. Весь Хамар-Дабанский путь проходил по дикой тайге и горам с крутыми склонами, частыми бродами через реки с быстрым течением, что осложняло путь торговым караванам. В полноводье рек Утулик, Шубутуй, Снежной и других нередко путешественникам приходилось пережидать по нескольку дней, пока не прекратится дождь и не спадёт высокий уровень воды в реках. На этих реках нередко проявляются такие преграды и в наши дни. Так, мы, выполняя полевые геологические работы на реках Утулик, Безымянная, Шубутуй, Бол. Быстрая, пережидали иногда непрерывные дожди в течение 4–5 дней. Уровень воды в реках быстро повышался, и переход через них был очень затруднителен. Рельеф здесь сильно расчленён глубокими врезами рек. Растительность представлена преимущественно хвойными деревьями с многочисленными зарослями кедрового стланика, который затрудняет проходимость по склонам рек Утулик, Безымянной, Шубутуй, Бабха, Солзан и др. Геологические маршруты по физическим условиям были самыми трудными при сравнении их с забайкальскими, западно-монгольскими, центрально-афганскими и другими.

Строительство дороги закончилось в 1805 году, но при её эксплуатации постоянно велись ремонтные работы. Этому способствовали сложные природные условия: таяние мощного зимнего снежного покрова, проливные летние дожди, которые разрушали построенную дорогу. Поэтому приходилось восстанавливать мосты, смытые бурными потоками вод в полноводье, укреплять и подновлять размытые водой серпантины и дополнительно строить гати в необходимых местах.

Кругоморскую дорогу активно использовали торговые караваны около 40 лет с момента её постройки. На смену ей пришли другие пути сообщения: Игумновская дорога по р. Хара-Мурин, затем от села Мысовая горная дорога к р. Удунга и далее к Гусиному озеру, а с 1860 года – тракт вдоль восточного побережья Байкала и левобережья р. Селенги к Верхнеудинску (Улан-Удэ). А в 1979 году завершилось строительство нового асфальтированного тракта (фрагмент Московского тракта) вдоль восточного берега Байкала от города Слюдянки.

В настоящее время Кругоморская дорога является чудесной, привлекательной туристической тропой, где можно наслаждаться с пика Черского лучезарными бликами Славного моря, обрамлением гор Приморского хребта и отрогами гор Восточного Саяна, необыкновенной красотой и величием гор Хамар-Дабана, названных в 1766 году академиком Э. Г. Лаксаманом «сибирскими Альпами». Он их полюбил навсегда. Он обнаружил здесь «минералогический клад» (сейчас описано более 250 минералов), прожил в Иркутске в течение девяти лет и постоянно рвался к «сибирским Альпам», к минералогическим кладам Южного Прибайкалья. Он буквально был очарован красотой лазурита, флогопита, байкалита, апатита и другими минералами. Об этом он писал в письме от 18 ноября 1786 года академику П. С. Палласу: «Я до безумия, до мученичества влюблён в камни Сибири».

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам