История России: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» |
200 лет со дня основания лицея в Царском Селе
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А. С. Пушкин. 19 октября 1825 года В октябре 1811 года в Царском Селе по указу Александра I открылся первый в нашем Отечестве лицей. Это стало знаковым событием для всех просвещённых людей того времени, потому что в создании этого высшего учебного заведения были заложены идеи будущей реформации России. Инициатором его открытия был граф М. М. Сперанский, член Государственного совета, действительный статский советник. Лицей должен был стать одним из звеньев разработанного им плана коренных преобразований, в основе которых лежали ограничение самодержавия выборными органами и постепенное уничтожение крепостного права. Для осуществления задуманного требовались широко образованные чиновники, убеждённые в необходимости реформ. Гуманный характер педагогических идей молодых профессоров, ориентированных на уважение к личности учеников, поощрение среди лицеистов чести и товарищества – всё это создавало особую атмосферу, особый – лицейский!– дух. Кроме передовых идей, лицеисты усваивали отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию, независимость суждений и поступков. Воспитанники лицея, по мысли М. М. Сперанского, должны были в будущем занять видные государственные должности. При этом они были выходцами из небогатых дворянских родов, для того чтобы быть независимыми от крупных, имеющих власть кланов. Во многом так и вышло, во всяком случае, первый набор в полной мере отвечал этим замыслам. В числе первых выпускников были: основоположник современной русской литературы Александр Пушкин; министр иностранных дел, канцлер Александр Горчаков; тайный советник, сенатор Александр Карнилов; член Государственного совета Модест Корф; тайный советник, посол России в Бразилии Сергей Ломоносов; советник Московской комиссии по сооружению храма Христа-Спасителя Дмитрий Маслов; адмирал, сенатор Фёдор Матюшкин; выборгский губернатор, тайный советник Фридрих Стивен; поэт и издатель Антон Дельвиг; декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбеккер… Конечно, невольно приходит на ум мысль, что если бы подобное учебное заведение было открыто не императором, а по частной инициативе где-нибудь в провинции, то даже при наличии лучших преподавателей вряд ли выпускники лицея смогли добиться больших высот, особенно на государственной службе. С другой стороны, ничего не известно о каком-либо попечительстве со стороны власти в течение их дальнейшей жизни и карьеры. Вероятно, выпускникам лицея дали первую возможность, «вывели на дорогу», а дальше они шли по ней с достоинством, присущим их личным качествам. Впрочем, огромное значение имели, как это впоследствии отмечали сами бывшие выпускники, добрая воля руководства лицея и высочайший профессионализм преподавателей. Так, первым директором Царскосельского лицея был В. Ф. Малиновский – выпускник Московского университета, дипломат, литератор, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Он был сторонником промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М. М. Сперанского. 20 августа Василий Малиновский открыл «Памятную книгу лицея», сделав первую запись. Он думал о том, что необходимо «раскрыть в детях мысленность» через изучение различных предметов, что даже прогулка после учения и та должна стать примером того, «как отдых после труда приятен – как в праздности скука одна», а «раскрывши мысленность, приучать к различию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения и не говорили…» Василий Фёдорович умер в 1814 г., поэтому первые выпускники заканчивали лицей при новом директоре, коим стал Егор Антонович Энгельгардт. Он от всей души воспринял высокогуманный девиз Малиновского «общая польза», который нёс в себе понятие о назначении человека, целью жизни которого должно стать стремление приносить пользу, служа Отчизне и народу. Энгельгардт говорил: «… доколе человек не умер, он должен иметь беспрестанно в виду великую цель – споспешествовать общему благу». Напутственное слово Е. А. Энгельгардта воспитанникам выпуска Пушкина было таково: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за неё; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Интересно, что особое значение Энгельгардт придавал развитию доброжелательности, теплоты по отношению друг к другу, всех тех чувств, что идут не от холодного рассудка, а от сердца, он называл эти качества «чувством сердца». В одном из писем он писал, что самое большое, что можно пожелать «лицейским» – это сохранить «чувство сердца», ибо «… в сердце заключается всё достоинство человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная расчётливая голова знает только по имени и теории». И действительно, очень сердечное, тёплое братство сложилось между первыми учениками лицея, настолько прочное по духу, что даже из жизни они уходили парами. Сильверий Броглио погиб в Греции, сражаясь против турецкого ига в 1820 г., в этом же году в Италии скончался Николай Корсаков. Пушкин и его лицейский соперник по поэтическому творчеству Алексей Илличевский умерли в 1837 г. Золотые медалисты Владимир Вольховский и Александр Горчаков в 1941 г… Всего 8 пар, то есть 16 из 29 человек. Своих преподавателей первые выпускники лицея также всегда вспоминали с благодарностью и любовью. Наибольшим почтением среди них пользовались Николай Кошанский и Александр Куницин. Доктор философии и свободных искусств Н. Ф. Кошанский был в Царскосельском лицее профессором российской и латинской словесности. Самый молодой по возрасту из профессоров лицея, он, тем не менее, единственный из преподавателей лицея имел учёную степень. Будучи человеком передовых взглядов, он, безусловно, сыграл огромную роль в развитии воспитанников, особенно их литературных знаний и дарований. Так, к примеру, Иван Пущин рассказывал: «Как теперь вижу послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четверостишья, которые всех нас восхитили… Кошанский взял рукопись к себе…» Адъюнкт-профессор А. П. Куницин преподавал в лицее нравственные и политические науки. Он закончил своё образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени – самостоятельным теоретиком права. В черновике стихотворения «19 октября», написанного Пушкиным в 1825 году в честь годовщины лицея, есть строки, посвящённые Куницину, строки признания его высоких заслуг: Куницыну дань сердца и вина! Он создан нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена… В окончательной редакции текста поэт убрал эти строки, вероятно, боясь ими обидеть других преподавателей или умалить их заслуги.
В Иркутске значимая дата не осталась незамеченной – в Музее декабристов состоялся вечер, посвящённый этому событию. В гостиной Марии Николаевны Волконской горели свечи, звучала музыка. На уникальном рояле фирмы Lichtental (1931 г.), принадлежавшем М. Н. Волконском, играл известный иркутский пианист Юрий Исаев. В исполнении вокалистки Галины Григорьевой прозвучали знаменитые романсы, написанные на стихи Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева. Так, лицейский товарищ Пушкина Михаил Яковлев написал на его стихи три романса, два из которых – «Элегия» и «Зимний вечер» – прозвучали для гостей памятной встречи. Также в программе были романсы Шереметьева («Я вас любил») и Глинки («Не пой, красавица, при мне») на стихи Пушкина. Прозвучали произведения Ф. П. Шуберта, В. А. Моцарта, И. С. Баха, А. Е. Варламова, С. В. Рахманинова. Конечно, не обошлось в этот вечер без поэзии и прозы, посвящённой лицею (А. Пушкин, А. Дельвиг, Ю. Тынянов, отрывки из писем И. Пущина). Произведения звучали в исполнении мастера художественного слова Александра Чернышёва и студентов Иркутского театрального училища Романа Брянского и Вадима Парыгина.
|
|