ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Хор-Тагна старообрядческая

Изменить размер шрифта

Официальной датой образования села Хор-Тагна Тыретской волости Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Заларинский район Иркутской области) считается 1892 год. Основная масса населения приехала в 1908–1910 гг. – это «столыпинские» переселенцы европейской части Российской империи (Витебской, Могилёвской, Пермской, Херсонской и других губерний).

Село Хор-Тагна

Село Хор-Тагна

Так, в 1908 году в Хор-Тагну приехало 56 семей и чуть меньше на близлежащие участки: Георгиевский – 14 семей, Окинские Сачки – 12 семей, Толстый Мыс – две семьи. В последующем переселение продолжалось во все дореволюционные годы. Многие из этих переселенцев были старообрядцами, которые везли сюда свои трудовые навыки и глубокую религиозную культуру. Как правило, они старались селиться рядом со своими одноверцами, чтобы упростить процесс обустройства, организации религиозного быта и брачных вопросов.

Поселившиеся в начале XX века в Хор-Тагне и близлежащих населённых пунктах старообрядцы в основном принадлежали к беспоповскому поморскому согласию, получившему большое распространение на территории северо-западных губерний Российской империи. Интересно, что память о местах выхода иногда запечатлевалась в виде новых топонимов, которыми переселенцы называли места вселения. Примером может быть название Криваны, которым назвали новое место переселенцы из одноимённого местечка (сейчас территория Латвии). Другим интересным свидетельством является сохранившаяся в Заларинском краеведческом музее паспортная книжка переселенца на участок Георгиевский – Иванова Ивана Григорьевича. Этот документ был выдан 20 июня 1906 года Вышковским волостным старшиной Двинского уезда, который до революции относился к Витебской губернии, а с 1920 года отошёл к Латвии (Даугавпилсский уезд). В соответствующей графе этого документа указано, что его владелец является старообрядцем.

Старообрядцы-переселенцы 1909 г.: Бровкин Павел Ульянович 12.04.1860 г.р., с сыном Бровкиным Ефимом Павловичем, 15.04.1893 гр.р. и невесткой Бровкиной (Михайловой) Ириной Самсоновной, 19.12.1995 г.р.

Старообрядцы-переселенцы 1909 г.: Бровкин Павел Ульянович 12.04.1860 г.р., с сыном Бровкиным Ефимом Павловичем, 15.04.1893 гр.р. и невесткой Бровкиной (Михайловой) Ириной Самсоновной, 19.12.1995 г.р.

Как правило, переселенцы стремились как можно быстрее вписаться в местное крестьянское общество, чтобы получить земельный надел и начать вести полноценное хозяйство. Об этом свидетельствуют и архивные материалы, согласно которым, недавно переехавшие из западных губерний старообрядцы уже числились как крестьяне деревни Хор-Тагна. В частности, известно, что в 1909 году таковыми числились: Кузьма Антонович и Евдокия Кондратьевна Игнатьевы, Лазарь Кузьмич Игнатьев, Симеон Васильевич и Пелагея Ивановна Кормильцевы, Трофим Симеонович Кормильцев, Степан Васильевич и Татьяна Ивановна Кузынины, Агриппина Степановна Кузынина, Дорофей Ильич Васильев, Евдокия Васильевна Ильина, Василий Сидорович и Евдокия Лазаревна Александровы, Емильян Игнатьевич Максимов, Иван Васильевич и Мария Ивановна Филипповы, Никандр Леонтьевич и Матрона Никифоровна Исаевы, Наум Никандрович Исаев, Григорий Романович Савельев, Афанасий Степанович и Ольга Алексеевна Фокины, Варвара Афанасьевна Фокина, Яков Иванович Тихонов, Иулиания Варфоломеевна Васильева, Евстигней Яковлевич и Парасковья Ивановна Ивановы, Анна Евстигнеевна Иванова, Маркел Анисимович Васильев, Анна Анисимовна Васильева, Фёдор Степанович и Агафья Ильинична Амосовы, Филарет Фёдорович Амосов, Дорофей Ермолаевич Крюков, Ефросинья Никифоровна Бровкина, а также Лаврентий Парфёнов, Домна Васильева, Минодора Тарасова и другие. То есть в общей сложности известно об около двадцати старообрядческих фамилиях, которые переехали в Хор-Тагну к 1909 году. Также известно о Михее Васильевиче Дементьеве и Евдокии Петровой, семьи которых обосновались в деревне Кондратовке той же Тыретской волости. (ГАИО, Ф. 279, Оп. 1, Д. 3).

В дальнейшем количество старообрядцев росло как за счёт рождаемости, так и за счёт продолжающегося миграционного притока. В итоге, уже к 1913 году местная поморская община насчитывала 616 человек (115 семей). В основном они были расселены на участке Сачковском, который занимал девять вёрст в длину между реками Окой и Тагной. Получилось так, что поселенцы-новообрядцы расположились у реки Тагны, а старообрядцы – у реки Оки. Старообрядцы старались не общаться с последователями синодального православия и вели довольно закрытый образ жизни. Поэтому было решено рассматривать данный участок как «два самостоятельных участка, лишь получивших землю в одном отрубе» (ГАИО. Ф. 171, Оп. 1, Д. 14553). Вместе с тем сохранялись устойчивые связи со своими одноверцами. Например, поселенцы Тыретской волости имели связи со старообрядцами поморского согласия Осинской и Зиминской волостей Балаганского уезда, Верхоленской, Каченской и Илганской волостей Верхнеленского уезда, Тугутуйской волости Иркутского уезда, а также со старообрядцами Нижнеудинска и Иркутска. При этом наиболее активные связи были с мощной поморской общиной Иркутска, через которую осуществлялись связи не только с поморскими общинами Прибайкалья, но и других регионов. В качестве иллюстраций приведём два примера. Согласно архивным данным, поддерживалась связь (в частности, через Нестора Степановича Мурачева) с деревней Таскино Минусинского уезда Енисейской губернии, в которой поморы проживали ещё с конца XVIII века. Также, согласно рассказу Галины Мефодьевны Пименовой, сохранение связей позволяло уже в советское время получать старообрядческие нательные крестики по почте «от родственников с Даугавпилса (Латвия) в корзине с яблоками».

Переселенец 1912 г. из с. Дедюшки Витебской губернии, старообрядец Пименов Кондратий Тимофеевич, 1975 г.р. (справа)

Переселенец 1912 г. из с. Дедюшки Витебской губернии, старообрядец Пименов Кондратий Тимофеевич, 1975 г.р. (справа)

В Хор-Тагне на средства прихожан был построен Моленный дом (позднее, в 1932–1935 годах, он был перевезён и пристроен к складу, сделанному из Николаевской православной церкви. Настоятелем прихода был Сергеев Евстафий Самсонович, родившийся в 1890 году в деревне Криваны Витебской губернии. В 1938 году он был арестован и приговорён к десяти годам заключения по статье 58-10, 11 (реабилитирован 30 марта 1957 года).

Беседа со знающими жителями Хор-Тагны (Бровнкиным Карпом Ефимовичем, Пименовой Галиной Мефодьевной и Семёновой Ефросиньей Иосифовной) даёт представление о некоторых сторонах жизни староверов. Они рассказывают, что раньше старообрядцев отличала не только относительная закрытость, но и семейственность. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили человека отношению к людям, труду, природе. Поэтому люди старались делать всё основательно: дома, приусадебные постройки, орудия труда и прочее. Но самое серьёзное отношение было к иконе и церковной книге, к вере и молитве. Во многом это отношение и сейчас сохраняется в быту благодарных потомков.

Старообрядцы-переселенцы 1908 г. из Двинского уезда Витебской губернии: Исаев Леон с сыновьями Иваном, 1861 г.р., Никандром, 1863 г.р.

Старообрядцы-переселенцы 1908 г. из Двинского уезда Витебской губернии: Исаев Леон с сыновьями Иваном, 1861 г.р., Никандром, 1863 г.р.

В советское время молиться собирались в нескольких домах села. На улице Заречной собирались у Васильевой (Шерстовой) Акулины Яковлевны и у Сергеева Евстафия Самсоновича (о других сведений не осталось). Собирались не часто и в основном женщины и дети. Чаще всего перед большими церковными праздниками (боялись, что на них донесут).

При чтении молитв вставали на колени на маленькие подушечки, сшитые из отрезков ткани («подрушники»). Крестились и кланялись на образа. Дети хорошо запомнили, что их заставляли перед утренней и вечерней молитвой мыть руки. Евстафий Самсонович во время праздничных молитв кадил, разжигая кадило с маленькой ручкой («кацея»).

Красный угол обычно был закрыт шторкой, а перед праздниками его «прибирали». Мыли иконы, кресты натирали брусникой, а затем насухо тряпицей. Перед молитвой шторки раздвигали, зажигали свечи.

Детей крестили маленькими, а если ребёнок рождался слабым, то старались покрестить его сразу после рождения (боялись, что он умрёт не крещённым). Крестили в большой бочке, а иногда прямо в реке. При крещении всегда были крёстный «батька» и «матка». Батькой часто был Шерстов Ананий Ерофеевич или Васильев Лука Иосифович, а маткой Пименова Галина Мефодьевна.

Женихов и невест выбирали родители, но с учётом мнения своих детей. Затем в дом невесты засылали сватов, где был сговор с роднёй жениха. Жених выкупал невесту, отдавая скотину (корову, коня и др., которая впоследствии оставалась у молодожёнов), а невеста вместе с матерью заранее готовила приданое (подушки, одеяла, вышивала и обвязывала постельное бельё, подзоры, рушники). В доме собирались подружки и родственницы невесты, пели венчальные песни, прихорашивали невесту, и отец отдавал её с рук на руки жениху. Затем было застолье в доме жениха. При входе в дом молодых осыпали пшеницей и копейками. Из-за свадебного стола не позволялось выходить, пока все гости не отдарятся. На свадебное застолье приглашали в основном только родню с обеих сторон. Выпивали символически и только продукт брожения (продукты перегонки – самогон, водка и другой тяжёлый алкоголь у старообрядцев запрещены).

2102 9 4

При похоронах дома покойника помещали лицом к Богу (головой в красный угол). На руки клали икону, а в изголовье ставили зажжённую свечу. Выносили из дома вперёд ногами следом за иконой, за гробом шли старушки, которые и отпевали покойника. Хоронили строго до 12 часов, во время шествия нельзя было кидать ни ветки, ни цветы. На могиле устанавливали деревянный восьмиконечный крест выше человеческого роста. Поминали усопшего только дома сразу после похорон, на 9-й и 40-й дни, в полгода и затем на годовщины. На поминки обязательно готовили кисель, кутью и блины. На кладбище ходили на Радоницу (суббота перед Троицей). Ходили на кладбище ещё на Пасху, клали яйца и «пели Христа».

В послевоенный период строгость в общественном и семейном быту стала смягчаться. Участились смешанные браки, дети стали чаще уезжать на учёбу и перебираться в крупные населённые пункты. Религиозность всё больше стала замещаться светской культурой. Поэтому инерция старообрядческой традиции в современной Хор-Тагне не так заметна, как раньше. Тем не менее, и сейчас здесь есть люди, для которых наследие предков имеет свою осознанную ценность, и которые стремятся сохранить компоненты этой глубокой культуры для себя и своих потомков, а значит, и для всего российского общества.

С помощью этих хранителей в Прибайкалье совершается определённое возрождение интереса к старообрядчеству. Так, организацией «Согласие» и Центром старообрядческой культуры реализуются проекты «Старообрядчество Прибайкалья как хранитель традиционной русской культуры» и «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона». Создан Попечительский совет, призванный содействовать развитию старообрядческих конфессиональных объектов на территории региона. Будем надеяться, что эти и другие дела будут способствовать сохранению и развитию нашей исторической памяти, а Хор-Тагна сохранится не только как во всех отношениях замечательное село, но и как наследник русского старообрядчества.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

У нас есть похожие статьи и новости: