ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Тайны Леонардо да Винчи

www.znaetelivi.ru.   
22 Июля 2011 г.
Изменить размер шрифта

Леонардо да Винчи – один из титанов Возрождения, итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи, которая «нуждалась в титанах и... породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».

 

Чтобы обострить своё восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и – представьте себе! – современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Мастерская Мастера

И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.

Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям. О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. В обители великому учёному были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме неё была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5–6 человек. Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.

Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших да Винчи. Неподалёку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.

Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо, стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.

Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.

Мы не умеем читать!

Всем известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно нечитаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы – ключ найден! Но неразборчивость почерка – это полбеды. Леонардо ещё имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Всё это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Загадки без отгадок

Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать её по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным её обликом, а с другой – не разорвать связи между ними.

Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запелёнутых младенцах»: «О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слёзных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймёт, ни вы их не поймёте».

Нечто подобное было написано им о сосущих детях: «Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить».

«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться», – так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.

Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:

«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят своё чрево алой кровью» — в предсказании, считают знатоки, похоже говорится о создание воздушных летательных аппаратов, самолётов и вертолётов.

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» – что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?

Поспешишь – людей насмешишь

Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность – обязательное качество жизни. Окончить – значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений – «незавершёнка». Многие были испорчены водой, огнём, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.

Добро = Зло

Создавая фреску «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, – Зло.

Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришёл в себя, подошёл к полотну и вскричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? – удивился Леонардо.

– Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Изобретения гения

Леонардо был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в неё вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны – и надпись на бумаге становится чёрной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьёз подозревали в служении «чёрной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, – хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

 

Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Учёные только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.

Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая нап- равления развития современной цивилизации.

В 1499 году Леонардо для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Учёный является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы её изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрёл вертолёт, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрёл текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъёмные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, – механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это – сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.