ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

В Иркутске открылся Вампиловский театральный фестиваль. Вы пойдете?

21 Сентября 2015 г.
Изменить размер шрифта

vampilov

Юбилейный десятый международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова в Иркутске стартовал 20 сентября. В первый день мероприятия на площади перед драмтеатром имени Охлопкова состоялось официальное открытие и встреча представителей нескольких театров, которые играли 20 сентября.

На площадках фестиваля спектакли представили Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская», который привез «Старшего сына», и московский Театральный центр «Амфитрион» с «Утиной охотой».

Художественный руководитель санкт-петербургской «Мастерской» Григорий Козлов на встрече с журналистами 20 сентября отметил, что рад возможности открывать фестиваль на родине Вампилова спектаклем по его пьесе.  К слову, в этот же день труппа провела репетицию «Старшего сына» на сцене иркутского драмтеатра.

Григорий Козлов рассказал, что когда в «Мастерской» только начали работать над постановкой, то актерам передавали опыт первые исполнители ролей в первом в истории мирового театрального искусства спектакле «Старший сын», который был поставлен на сцене иркутской драмы в 1969 году при участии самого автора.

– «Первый спектакль нашего театра как раз был «Старший сын». Его делали еще студентами, с тех пор прошло пять лет. Мы посвятили «Старшего сына» нашим родителям. Вспоминаются Давид Самойлов, Булат Окуджава. Пьеса написана про людей, которые прошли войну и сохранили в себе человечность», – отметил Григорий Козлов.

Худрук также подчеркнул, что сейчас главное для режиссеров и актеров, которые работают с пьесами Александра Вампилова,  «не потонуть во внешнем, а уйти во внутреннее, в содержание, понять авторский замысел». Что касается возможного риска, что драматург вдруг перестанет быть актуальным, то его не существует, такое попросту невозможно – в этом сходятся все участники встречи.

На «Старшем сыне» санкт-петербургского театра побывал и журналист «Телеинформа». С первых минут постановка постепенно погружает зрителей в атмосферу тех лет, когда происходит действие. Зал не сталкивают с эпохой резко и де-факто. Сначала – еще при свете – начинает играть музыка, те самые шлягеры про черного кота, королеву красоты и замечательного соседа. Актеры появляются на сцене и просто общаются, ходят, танцуют. Создается ощущение, что зрители проходили мимо и случайно заглянули в просто провинциальный двор, где жизнь идет своим чередом.

Следующий этап – возможно, самый трогательный момент во всем спектакле, – когда артисты рассказывают залу о своих родителях, их отношениях, истории семьи. Эти воспоминания одновременно самые обычные и эксклюзивные, потому что не бывает в жизни совершенно одинаковых историй – люди разные, разные и отношения. После рассказов о семье зрителям кажется, что они знают актеров (а вместе с ними и персонажей) уже давно, душа открывается навстречу пьесе, и начинается действие.

Просто игрой его назвать нельзя, это настоящая жизнь, отрезок существования семьи Сарафановых и их новых знакомых, который умудрились уложить в три часа. Но за три часа (а сюжетно – за два дня) с персонажами произошло столько, что можно смело утверждать – жизнь их никогда не станет прежней, она станет другой, новее и лучше. Потому что раньше их не было друг у друга, а сейчас они породнились.  Сарафановы не только обрели нового члена семьи, родственную душу, и но и сблизились между собой.

Нельзя забывать, что в первый день фестиваля на камерной сцене драмтеатра давали «Утиную охоту». В «Амфитрионе» предупреждают – это не традиционная постановка, спектакль-балет. Форма необычна, но тем и цепляет, пояснил худрук театра Александр Власов. Там использована музыка Петра Чайковского (из «Лебединого озера») и Камиля Сен-Санса.

Почему из «Утиной охоты» решили сделать балет? В «Амфитрионе» поясняют: сейчас в мире наблюдается тенденция совмещения всех видов искусства – и пластики, и слова. Главные героини пьесы стоят на пуантах, есть вставки из классического балета. Острие балетной обуви – символ сосредоточения страстей, наивысшая точка. Через болезненность в теле балерины мы хотели передать эмоциональное состояние персонажей.

Худрук «Амфитриона» Александр Власов пояснил: «Театр работает в области духа. Пьеса начинается с этого. Я не ищу в пьесах жизнь человеческого духа, но когда материал переворачивает душу, то отделаться от него уже невозможно. С Вампиловым произошло именно так. К слову, свой творческий путь, еще будучи совсем молодым, я начинал именно с него, это были «Провинциальные анекдоты». Затем в театре мы пришли к «Женитьбе» Гоголя. Затем была следующая веха русской драматургии – «Чайка» Чехова. Третьим спектаклем стала «Утиная охота». История постановки сложная, ее приходилось защищать и пробивать. Но к Вампилову после Гоголя и Чехова мы вышли логично и органично. По опыту, зрители хорошо воспринимают этот спектакль-балет».

Напомним, первые Вампиловские дни открылись в 1987 году и были посвящены 50-летиюдраматурга. С 1997 года фестиваль получил статус всероссийского и стал называться «Байкальские встречи у Вампилова». В 2001 году было принято решение посвятить его современной драматургии. В 2011 году Вампиловский фестиваль приобрёл статус Международного. За все эти годы почётными гостями Иркутска были Владимир Андреев, Олег Табаков, Иосиф Райхельгауз, Сергей Арцибашев, театроведы и критики Владимир Лакшин, Виктор Калиш, Валентин Курбатов, Вера Максимова, Римма Кречетова, Николай Жегин, Валерий Бегунов, Константин Щербаков, Капитолина Кокшенёва, Валерий Подгородинский, Ольга Сенаторова.

В 2015 году для участия в фестивале заявлены спектакли 15 театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Мирного, Черемхово, Братска, Иркутска. Из Москвы приедут три театра. Прибудут гости из Минска (Белоруссия), Сеула (Южная Корея) и Улан-Батора (Монголия).

«Многие годы фестиваль является площадкой для встречи и диалога лучших столичных и провинциальных коллективов, известных театральных критиков, литературоведов, заслуженных деятелей искусств, студентов вузов, режиссёров и актёров любительских театров, молодых драматургов и режиссёров. Зародившись как частная инициатива неравнодушных к театру деятелей культуры, Вампиловский фестиваль вырос в значительный проект международного уровня», – отметил и.о. министра культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников.

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!