НА КАЛЕНДАРЕ

Опыт сценической клоунады

Елена ОРЛОВА   
05 Марта 2015 г.

Спектакль о муках творчества и свободе выбора поставили в Иркутском драмтеатре им. Н. П. Охлопкова в рамках проекта «Лаборатория режиссёра». «Смертельный номер» по пьесе современного российского писателя Олега Антонова – режиссёский дебют актёров драмтеатра Алексея Орлова (I) и Василия Конева. После девяти месяцев напряженной работы над постановкой коллектив представил на суд зрителей свой «опыт сценической клоунады». Такое определение очень точно отражает суть спектакля, который находится на стыке циркового и театрального творчества, и, по сути, являясь чистой воды экспериментом.

– В этой пьесе нас заинтересовала тема творчества и поиска вдохновения, – пояснил Алексей Орлов. – Мы уже сталкивались с этим материалом в рамках учебного процесса, когда работали над созданием образов. Но в прошлом году главный режиссёр нашего театра Геннадий Шапошников предложил поставить этот спектакль. Мы начали работать, и я признаюсь, было не просто, ведь я же, по сути-то, актёр, режиссёрского авторитета у меня нет, и люди не привыкли меня слушать. Поэтому приходилось искать общий язык, но мы всё преодолели, потому что эта тема общая для нас всех. Закончить на финальном этапе помог Геннадий Шапошников, который окончательно сделал спектакль цельным.

Тема спектакля, действительно, близка не только людям творческим, но и представителям других профессий, ведь на сцене, превратившейся в арену цирка, четыре клоуна размышляют не столько о цирке или искусстве вообще, но и о свободе. Ведь каждый из персонажей – Белый (Иван Гущин), Рыжий (Константин Агеев), Чёрный (Николай Стрельченко) и Толстый (Сергей Дубянский) – четыре ипостаси одного человека, которые после его кончины вдруг стали сами по себе.

Спектакль начинается с конца, в прямом и переносном смысле. Только что проснувшийся с похмелья клоун – его в спектакле исполняет Алексей Орлов – исполняет свой коронный – смертельный номер, который обычно зрители видят в финале представления. Он повисает на трапеции, в то же время играя одной рукой на саксофоне. И вдруг – падает вниз. После этого на сцене и появляется комико-акробатический квартет, который пытается заново переосмыслить жизнь и даже уйти из цирка. Оказывается, у каждой ипостаси клоуна есть своя мечта, которая в итоге всё равно не может перевесить любви к арене. И каждый клоун вдруг показывает свой номер – поёт свою лебединую песню. Особенно ярким и смешным в спектакле оказался Белый клоун. Его персонаж подкупает и забавной, немного гнусавой манерой говорить, и долговязой нескладностью. При этом в образе румынского гимнаста Иван Гущин сражает всех наповал, исполняя шпагат на весу, а в образе сердобольной Люськи – своим комическим дарованием. Но на самом деле хороши все четыре образа, каждый по-своему. Толстый – подкупает своей простотой и человечностью, Рыжий – экспрессией и бешеной акробатикой, а Чёрный, похожий на Мефистофеля, – адским обаянием.

– Нам дали свободу, а что с ней делать? Неизвестно. Казалось бы, героев всё достало, муки творчества, нищета, бесприютность. Знакомо многим. Ну вот есть у тебя свобода, ты отдохнул неделю, месяц, два... Надоело, хочется что-то делать. И, как правило, ты возвращаешься туда, где тебя раньше всё угнетало, потому что оказалось, что душа у тебя лежит только к этому. В этом смысл спектакля, – считает Алексей Орлов.

В итоге в спектакле получается, что само определение «свобода творчества» – на самом деле некий замаскированный оксюморон. Ведь тот, чьё призвание – творчество, уже не может быть от него свободен, и в то же время обретает желаемую волю, только полностью отдавая себя своему призванию.

– Сцена – это единственная женщина, которая не прощает измены, – считает Иван Гущин. – То есть, если ты ей не отдаёшься целиком, она рано или поздно что-нибудь над тобой сделает, как это ни грустно. По крайней мере, спектакль об этом для меня.

  • Расскажите об этом своим друзьям!