ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Тринадцатый день, или Возвращение Анны Карениной

Александр ВЕДРОВ, член Российского союза писателей   
29 Октября 2015 г.
Изменить размер шрифта

 

Вы любите театр? – не единожды доводилось нам слышать этот сакраментальный вопрос. Ответы могут быть самыми разными, но для поклонников Иркутского городского Театра народной драмы он однозначно положителен. Вот и на постановке исторической драмы «Тринадцатый день» в здании театра в день её премьеры – аншлаг.

29 10 6 3

Пьеса написана сербским драматургом Зораном Костичем и повествует о судьбе русского добровольца Николая Раевского, участника войны 1876 года по освобождению Сербии от турецкого ига. Сюжет пьесы построен на воображаемом переплетении судеб главных героев романа Льва Толстого «Анна Каренина» и истории любви полковника Николая Николаевича Раевского с сербской девушкой Софией. Примечательная черта драмы в том, что когда-то граф Раевский послужил великому писателю прототипом поручика Вронского, тогда как образ Анны Карениной в пьесе Костича является действующим лицам как привидение, но тем не менее входит с ними в активный диалог, влияя на их реальные действия.

Зрители, прекрасно осведомлённые о любовных перипетиях героев знаменитого романа, с первых же сцен постановки захвачены развернувшимся действием, которое ими воспринимается как продолжение романа Толстого. На сцене – Анна Каренина в мистическом образе пришелицы из потустороннего мира. Как знаком и дорог каждому зрителю этот женский образ, слепленный литератором мирового уровня! В зале абсолютная тишина, та самая тишина, которая отражает полное средоточие и единение зала с актерами, настроенность на сопереживание, понимание идеи, вложенной в драматургическое произведение. Они словно становятся молчаливыми участниками действия. Разве может желать более высокой зрительской оценки своей работы актёрский состав и режиссёр постановки?

Смысловая нагрузка роли Карениной видится в нескольких ипостасях. Прежде всего, она дала образец страстной и преданной любви, ради которой ей пришлось уйти из жизни. Идеалы любви, ярким выразителем которой является именно женщина, для Анны оказались выше земных благ и самого существования. Величие любви, духовная красота и жертвенность во имя избранного идеала, ярким светочем пронесённые этой глубокой и сильной натурой на литературных страницах, театральных подмостках и в кадрах кинематографа, веками не дают покоя поколениям многих народов мира. Отголоски этой бессмертной любовной истории снова и снова потрясают не только зрителя, но и в первую очередь – полковника Раевского, сердцем которого на балканской земле уже овладела простая сербская девушка София. Боевая обстановка, беспокойные думы о прошлом и нахлынувшая новая любовь овладели полковником...

Но Анна, и здесь ведущая главную партию повествования, уже другая, более умудрённая и возвышенная ответственностью за общественные интересы, за благородную миссию России в освободительной борьбе братского сербского народа. Она благословляет возлюблённого на ратные подвиги, остаётся верной их прежним совместным намерениям ещё в той, прошлой жизни, выехать с Курского вокзала столицы сюда же, на Балканы, и посвятить себя делу укрепления братских уз между славянскими народами. Мудрость Карениной в театральной интерпретации Костича, роль которой превосходно исполняет актриса Анастасия Кузнецова, проявляется и в моральной поддержке своей молодой соперницы Софии. Несмотря на мучительные проявления ревности, которые настойчиво напоминают о себе в диалогах соперниц, Анна усмиряет собственную гордыню и подвигает возлюбленного к его новой избраннице.

Герои драмы – люди чести, совести и искренних человеческих отношений. Эти люди высокой нравственности обладают замечательной способностью переносить любовь к ближнему на патриотические чувства, на гуманизм и защиту интересов братских народов. Наиболее сложной в плане актёрского исполнения представляется роль актрисы Кондратьевой, ведь ей приходится выдерживать сценическое противостояние с самой Анной Карениной, притягательный образ которой давно и безоговорочно заполонил зрительские сердца. К тому же простенькая одежка «девушки из народа», укутанной в платок, не выдерживает сравнения с изысканным нарядом безупречной светской дамы. И всё же София не уступает именитой сопернице в силе духа, борется за свою любовь и добивается ее. Она чистосердечна, непосредственна и мечтательна. София всю себя посвятила любимому человеку, русскому офицеру, который в трудное для её страны время протянул руку помощи братьям по вере. Её беззаветная любовь оборвалась трагически. Тринадцатый день участия графа Раевского в военных действиях стал для него роковым, и он ушел в небытие, в мир незабвенной Анны.

Не размениваясь на толкования сопутствующих военных событий, драматург излагает идеи пьесы посредством личностных встреч героев, раскрывая их характеры, роль и место в развернувшихся общественных явлениях. В образе полковника Раевского мы узнаём молодого поручика Вронского, смелого и решительного, честного и порывистого русского офицера, который нашёл настоящую любовь в единоверной славянской стране. В замечательном исполнении артиста В. Семёнова мы видим полковника возмужавшим воином, ярким представителем лучшей части русского офицерского корпуса. Прежний поручик, светский красавец и баловень судьбы, вырос в достойного гражданина и патриота своего Отечества, посвятившего себя делу справедливости на земле. Он сохранил прежнюю восторженность чувств, но вместе с тем приобрёл выверенность суждений и действий.

Пьеса поставлена добротно, смотрится цельной и естественно проистекающей, гармонично вплетённой в декоративный фон сценического пространства. Бутафорская незатейливость прекрасно восполняется историческими кадрами и панорамой поля сражения на заднем плане. Орудийные раскаты держат зрителя в напряжении, создают эффект близкого дыхания эпохи. Красочным фоном для излагаемой сюжетной линии стали народные напевы в исполнении нижних чинов русского воинства. В единой композиции игры актёров, их жарких дискуссий, умело подобранных театральных реквизитов ощущается опыт и мастерство режиссёрской руки. Когда же демонстрировались съёмки, где по балканским городам проходили русские полки, несущие им свободу и независимость, зрители видели наяву былые события, их умы и сердца замирали от нахлынувших чувств гордости за своих предшественников, за своё Отечество. Об этом историческая драма «Тринадцатый день», поставленная заслуженным деятелем искусств России Михаилом Корневым.

Опущен занавес, но зрители не спешат расходиться, они не хотят расставаться с теми благостными мгновениями, которыми были одарены труппой театра. Некоторые из них смахивали набежавшую слезу испытанных переживаний. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал исполнителей полюбившихся героев.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.