НА КАЛЕНДАРЕ

Тринадцатый день, или Возвращение Анны Карениной

Александр ВЕДРОВ, член Российского союза писателей   
29 Октября 2015 г.

 

Вы любите театр? – не единожды доводилось нам слышать этот сакраментальный вопрос. Ответы могут быть самыми разными, но для поклонников Иркутского городского Театра народной драмы он однозначно положителен. Вот и на постановке исторической драмы «Тринадцатый день» в здании театра в день её премьеры – аншлаг.

29 10 6 3

Пьеса написана сербским драматургом Зораном Костичем и повествует о судьбе русского добровольца Николая Раевского, участника войны 1876 года по освобождению Сербии от турецкого ига. Сюжет пьесы построен на воображаемом переплетении судеб главных героев романа Льва Толстого «Анна Каренина» и истории любви полковника Николая Николаевича Раевского с сербской девушкой Софией. Примечательная черта драмы в том, что когда-то граф Раевский послужил великому писателю прототипом поручика Вронского, тогда как образ Анны Карениной в пьесе Костича является действующим лицам как привидение, но тем не менее входит с ними в активный диалог, влияя на их реальные действия.

Зрители, прекрасно осведомлённые о любовных перипетиях героев знаменитого романа, с первых же сцен постановки захвачены развернувшимся действием, которое ими воспринимается как продолжение романа Толстого. На сцене – Анна Каренина в мистическом образе пришелицы из потустороннего мира. Как знаком и дорог каждому зрителю этот женский образ, слепленный литератором мирового уровня! В зале абсолютная тишина, та самая тишина, которая отражает полное средоточие и единение зала с актерами, настроенность на сопереживание, понимание идеи, вложенной в драматургическое произведение. Они словно становятся молчаливыми участниками действия. Разве может желать более высокой зрительской оценки своей работы актёрский состав и режиссёр постановки?

Смысловая нагрузка роли Карениной видится в нескольких ипостасях. Прежде всего, она дала образец страстной и преданной любви, ради которой ей пришлось уйти из жизни. Идеалы любви, ярким выразителем которой является именно женщина, для Анны оказались выше земных благ и самого существования. Величие любви, духовная красота и жертвенность во имя избранного идеала, ярким светочем пронесённые этой глубокой и сильной натурой на литературных страницах, театральных подмостках и в кадрах кинематографа, веками не дают покоя поколениям многих народов мира. Отголоски этой бессмертной любовной истории снова и снова потрясают не только зрителя, но и в первую очередь – полковника Раевского, сердцем которого на балканской земле уже овладела простая сербская девушка София. Боевая обстановка, беспокойные думы о прошлом и нахлынувшая новая любовь овладели полковником...

Но Анна, и здесь ведущая главную партию повествования, уже другая, более умудрённая и возвышенная ответственностью за общественные интересы, за благородную миссию России в освободительной борьбе братского сербского народа. Она благословляет возлюблённого на ратные подвиги, остаётся верной их прежним совместным намерениям ещё в той, прошлой жизни, выехать с Курского вокзала столицы сюда же, на Балканы, и посвятить себя делу укрепления братских уз между славянскими народами. Мудрость Карениной в театральной интерпретации Костича, роль которой превосходно исполняет актриса Анастасия Кузнецова, проявляется и в моральной поддержке своей молодой соперницы Софии. Несмотря на мучительные проявления ревности, которые настойчиво напоминают о себе в диалогах соперниц, Анна усмиряет собственную гордыню и подвигает возлюбленного к его новой избраннице.

Герои драмы – люди чести, совести и искренних человеческих отношений. Эти люди высокой нравственности обладают замечательной способностью переносить любовь к ближнему на патриотические чувства, на гуманизм и защиту интересов братских народов. Наиболее сложной в плане актёрского исполнения представляется роль актрисы Кондратьевой, ведь ей приходится выдерживать сценическое противостояние с самой Анной Карениной, притягательный образ которой давно и безоговорочно заполонил зрительские сердца. К тому же простенькая одежка «девушки из народа», укутанной в платок, не выдерживает сравнения с изысканным нарядом безупречной светской дамы. И всё же София не уступает именитой сопернице в силе духа, борется за свою любовь и добивается ее. Она чистосердечна, непосредственна и мечтательна. София всю себя посвятила любимому человеку, русскому офицеру, который в трудное для её страны время протянул руку помощи братьям по вере. Её беззаветная любовь оборвалась трагически. Тринадцатый день участия графа Раевского в военных действиях стал для него роковым, и он ушел в небытие, в мир незабвенной Анны.

Не размениваясь на толкования сопутствующих военных событий, драматург излагает идеи пьесы посредством личностных встреч героев, раскрывая их характеры, роль и место в развернувшихся общественных явлениях. В образе полковника Раевского мы узнаём молодого поручика Вронского, смелого и решительного, честного и порывистого русского офицера, который нашёл настоящую любовь в единоверной славянской стране. В замечательном исполнении артиста В. Семёнова мы видим полковника возмужавшим воином, ярким представителем лучшей части русского офицерского корпуса. Прежний поручик, светский красавец и баловень судьбы, вырос в достойного гражданина и патриота своего Отечества, посвятившего себя делу справедливости на земле. Он сохранил прежнюю восторженность чувств, но вместе с тем приобрёл выверенность суждений и действий.

Пьеса поставлена добротно, смотрится цельной и естественно проистекающей, гармонично вплетённой в декоративный фон сценического пространства. Бутафорская незатейливость прекрасно восполняется историческими кадрами и панорамой поля сражения на заднем плане. Орудийные раскаты держат зрителя в напряжении, создают эффект близкого дыхания эпохи. Красочным фоном для излагаемой сюжетной линии стали народные напевы в исполнении нижних чинов русского воинства. В единой композиции игры актёров, их жарких дискуссий, умело подобранных театральных реквизитов ощущается опыт и мастерство режиссёрской руки. Когда же демонстрировались съёмки, где по балканским городам проходили русские полки, несущие им свободу и независимость, зрители видели наяву былые события, их умы и сердца замирали от нахлынувших чувств гордости за своих предшественников, за своё Отечество. Об этом историческая драма «Тринадцатый день», поставленная заслуженным деятелем искусств России Михаилом Корневым.

Опущен занавес, но зрители не спешат расходиться, они не хотят расставаться с теми благостными мгновениями, которыми были одарены труппой театра. Некоторые из них смахивали набежавшую слезу испытанных переживаний. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал исполнителей полюбившихся героев.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?